Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экологический подход к системе потребностей человека




 

Изменения внешней среды человека неизбежны, поскольку они обусловлены эволюцией неорганической природы и развитием общества. Однако чем быстрее будет идти изменение среды на фоне очень малой изменчивости человека (его генетические резервы близки к исчерпанию), тем острее будет противоречие между качеством жизни и потребностями людей.

Образ жизни человека обычно трактуется как способ удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений. Качество жизни диктует и ее образ, оно отражается на формах поведения людей.

Цель любого общественного производства – наиболее полное удовлетворение комплекса растущих материальных и духовных потребностей людей. Потребности человека вытекают из его биосоциальной структуры.

Количественная характеристика меры потребности. Еще К. Маркс в труде «Капитал» писал, что «потребности, удовлетворяемые товарами, потенциально безграничны». Но это нельзя сказать о физических, естественных или биологических потребностях человека: съесть больше, чем необходимо организму, нельзя; потреблять больше воздуха, чем требуется для дыхания, невозможно и т.д.

Верхний предел большинства индивидуальных потребностей ограничен понятием здоровья. При рассмотрении удовлетворения товарами можно заметить одно ограничение. Это природно-ресурсные возможности. Человечество уже сейчас живет не по средствам, поскольку наметились изменения глобальной системы жизнеобеспечения (планетарное загрязнение среды, потепление климата и др.). Рост товарной массы необходим, но он возможен лишь при качественном изменении технологии и самих товаров, их экологичности. В противном случае богатое человечество погибнет, не сохранив среду своего обитания.

Нижний предел обеспечения потребностей – ухудшение здоровья и гибели индивида, причем такое ухудшение может произойти от изменения любого из секторов индивидуальных потребностей. Подтверждение тому – ухудшение здоровья, особенно психического (10% населения СНГ имеют психические отклонения). Критерий сохранения здоровья является биологической основой человека. Для человека как личности важна и этническая среда, и форма трудовой деятельности, и социально-экономическая определенность. Для человека необходимо удовлетворение всех его потребностей. Без пищи человек может жить до 35 суток, без воды – 7-8 суток, без воздуха – не более 5 - 7 минут.

Потребности человека условно можно подразделить на два блока: материально-энергетические и информационные. К последним относятся познавательные, эстетические и духовные. Нереальные потребности не могут быть отнесены к потребностям человека (напр., массовый космический туризм).

 

Указанные блоки объединяют несколько групп потребностей человека.

 

I. Биологические потребности:

1) возможность нормального физического существования человека – нормальные суточные ритмы, полноценный режим труда и отдыха, отсутствие стихийных бедствий, длительных голодовок, повальных моров, хронических болезней раннего возраста и т.п., возможности нормального воспроизводства;

2) тепловой, радиационный и магнитно-волновой комфорт;

3) состав воздуха;

4) чистая питьевая вода;

5) сбалансированная по калорийности и биохимическому составу (белки, жиры, углеводы, витамины и т.п.) пища;

6) полноценный сон;

7) защищенность от паразитарных и вирусных заболеваний;

8) биологический информационно-пространственный комфорт (защищенность от «стресса присутствия» - переуплотнения человеческой популяции – и «стресса отсутствия» - ее чрезмерной разреженности);

9) комфортная природная среда, оказывающая благоприятное воздействие организм человека;

10) наличие подходящей субстратной среды (отсутствие пыли, механические свойства почвы и др.);

11) положение человека в пространстве и частота его смен (высота над уровнем моря, отношение к высотности);

12) оптимальный уровень подвижности и посильного труда как биологических факторов профилактики гиподинамии;

13) продолжение рода как биологическое стремление к размножению;

14) сексуальная потребность (степень сексуальной «сытости»);

15) выделительная потребность (экскременты, пот, дыхание).

 

II. Этолого-поведенческие (психологические) потребности:

 

1) поведенческие свойства индивидуума (доминирование, подчиненность); человек не должен чувствовать себя изгоем.

2) трудовой и жизненный «индивидуальный участок» (транспортная доступность, подвижность самого человека, квартирные условия, национальные традиции);

3) Оптимальная плотность населения; очень высокая и очень низкая плотность оказывают негативное влияние на человека.

4) степень общения и изолированности индивидуума;

5) этологический «климат» (поведенческий склад, темп жизни);

6) этологический «пейзаж» (комфортное жилище, обустроенное рабочее место).

III. Этнические потребности:

1) этническая самостоятельность (осознанность существования своего этноса);

2) принадлежность к этнически самостоятельной группе;

3) определенная численность этноса;

4) «пейзаж родной природы», или ностальгия, т.е. тоска по Родине.

 

IV. Социальные потребности:

1)гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, вероисповедания);

2)степень уверенности в завтрашнем дне (страх перед кризисом, войной, потерей работы и др.);

3) моральные нормы общения;

4) свобода познания и самовыражения;

5) чувство полезности обществу;

6) возможность образования социальных групп;

7) сознание своего пола и возраста;

8) наличие и возможность образования семьи;

9) соответствие стереотипов и идеалов реальным нормам;

10) равномерность информационно-познавательной среды (жизнь без перегрузок и вакуума);

11) социальный фон для удовлетворения остальных групп потребностей.

 

V. Трудовые потребности:

Основой существования человека в обществе является его трудовая деятельность. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на состояние его организма и является одной из важнейших потенциальных угроз для его безопасной жизнедеятельности. Многообразие форм трудовой деятельности подразделяется на умственный и физический труд.

Физический (ручной) труд в первую очередь характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат организма и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др. Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, однако имеет и ряд отрицательных последствий. Прежне всего – это социальная неэффективность физического труда, его низкая производительность, высокий расход энергетических ресурсов организма, что обуславливает потребность в периодическом и длительном отдыхе – как во время работы (обеденный перерыв, «перекуры»), так и после нее. При длительной и интенсивной физической работе возрастает вероятность травматизма.

В современных условиях не играет существенной роли и его значение в общественном производстве постоянно сокращается. Благодаря развитию механизации и автоматизации производства физические затраты работающего постоянно снижаются.

Умственный труд объединяет виды работ, связанные с восприятием и переработкой информации. Он требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата (органы зрения, слуха, осязания, обоняния), а также активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. Одной из важнейших форм умственного труда является учеба.

Данный вид деятельности способствует развитию интеллектуальных способностей человека, реализации его как творческой личности, повышает моральную самооценку. Однако для умственного труда характерна гиподинамия, или значительное снижение двигательной активности, что приводит к развитию сердечно-сосудистой патологии. Длительная и интенсивная умственная нагрузка приводит к нервному перенапряжению, ухудшению функций внимания и памяти, возрастает вероятность ошибок при обработке информации, напр., неверный ввод данных в компьютер.

Основными потребностями в сфере трудовой деятельности являются:

 

1) потребность в познании, ориентировке в окружающей среде;

2) Возможность трудиться с учетом своего возраста, пола, физических и умственных способностей;

3) образование и труд по интересам;

4) обеспечение безопасных условий труда:

5) достойное материальное и моральное поощрение труда;

6) труд как социально-адаптационный процесс приспособления к существованию в обществе.

Работа не по специальности или интересам, часто сопровождается вхождением человека в неадекватную для него социальную среду. Это во многих случаях вызывает чувство неудовлетворенности собой и (или) обществом, что часто приводит к неадекватному поведению или стрессу.

 

VI. Социально-экономические потребности:

1) Обеспечение себя по результатам труда пищей, жильем, одежной, предметами домашнего обихода по общепринятым в данном обществе медико-биологическим и социальным стандартам;

2) обеспеченность средствами труда;

3) утилизация всех отходов общественного производства и быта;

4) обеспеченность сферой услуг;

5) обеспеченность рекреацией;

6) доступ к средствам и источниками информации в широком смысле слова (книги, газеты, произведения искусства, законодательства и т.д.);

7) обеспеченность средствами самовыражения через этолого-поведенческие, этнические, социальные и трудовые механизмы;

8) обеспеченность семьей и детьми как экономической структурой.

 

В целом, одни потребности не могут быть полностью удовлетворены за счет других. Однако в некоторых случаях наблюдается их определенное компенсационное замещение.

Очень трудно прогнозировать, как быстро деградирует личность при полном или частичном лишении ее этологических, трудовых, этнических, социальных благ. Однако бесспорно, что процессы деградации происходят (примеры бомжи, попрошайки и т.п.), поскольку возможности социальной адаптации человека не беспредельны; кроме того, у разных людей они существенно различаются.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.