Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные особенности деятельности человека и животных




ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинную зависимость
Реализует типичные наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты) Передача и закрепление опыта через социальные средства общения
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям
Приспосабливаются к внешней среде Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями

Следовательно, если поведение животных целиком определяет­ся непосредственным окружением, то поведенческая активность человека уже с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями об­щества. Этот тип поведения настолько специфичен, что для его обозначения в психологии употребляется особый термин — деятельность.

Деятельность — одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие деятельностного подхо­да, ставшего фундаментом отечественной психологической науки XX века.

Деятельность — это динамическая система взаимо­действия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы дей­ствительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенап­равленное преобразование предметного окружения. В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности (ее предметы и отношения), организованная и социально-детермини­рованная активность отдельного или совокупного субъ­екта (коллектива), предполагающая создание социально значимого (идеального или материального) продукта и образующая единую систему действий и операций, кото­рые поэтапно разворачиваются во времени с заданной последовательностью.

Таким образом, активность, поведение и деятельность, направленные на удовлетворение потребностей человека имеют, в свою очередь свою специфику и отличия, знание и понимание которых будет помогать военному юристу в реализации своих профессиональных функций.

 

Вопрос 2. Психологическое содержание и виды деятельности человека.

Деятельность — предмет изучения ряда научных дисцип­лин: философии, социологии (теории социального дей­ствия), физиологии и др.

Понимание деятельности как сложной динамической системы, в кото­рой формируются сознание и личность на всех этапах разви­тия, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. В ней вся психологическая проблематика предстает в ее деятельностном измерении.

Психика и личность человека, согласно такому пониманию, раскрываются и могут быть познаны только в деятельности. Следует отметить, что категория деятельности всесто­ронне разрабатывалась в немецкой идеалистической фи­лософии, однако для российской психологической науки советского периода наибольшее значение приобрели идеи К. Маркса, который акцентировал, прежде всего, обще­ственно исторический характер деятельности. В трудах отечественных психологов сама психика человека тракто­валась как специфическая и наиболее высоко организо­ванная деятельность, включающая всю совокупность взаи­мообусловленных сенсорных, перцептивных, мыслитель­ных и пр. действий и операций (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубин­штейн, П.Я. Гальперин и др.).

Психическое отражение мира всегда совершается в ак­тивной деятельности.

Уже на относительно ранних стадиях филогенеза (индивидуального развития) возни­кает психическая реальность, представленная в ориентиро­вочно-исследовательской деятельности, призванной обес­печивать взаимодействие живого существа со средой. Если животные в своей активности способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые ас­пекты окружающего, то человеческая деятельность основы­вается на символических формах представления предметных отношений, что связано с развитием коллективного труда. Деятельность человека предполагает не только удовлет­ворение насущных потребностей, но и их развитие: в дея­тельности дифференцируются естественные, материальные, социальные, культурные и духовные потребности личности, на основе иерархии которых возникают новые, специфичные для человека и нехарактерные для животных, формы активности.

Особенность реализации потребностей в человеческой деятельности — использование социально-опосредован­ных общественных способов их удовлетворения. Не столько биологические потребности, сколько средства и способы их реализации, сложившиеся в общественной практике, определяют характер активности человека.

Согласно теории деятельности Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цеди и путей ее достижения, предвидение ре­зультата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в чело­веческом смысле слова; в этом случае можно лишь кон­статировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями.

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели.

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение (см. рис. 2)

 

 
 

 

 

Рис. 2. Структура деятельности

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Даже элементарные формы психической деятельности, простейшие познавательные процессы целесообразны по своей сути. Как показали исследования отечественных пси­хологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплое и др.), протекание и развитие различных пси­хических процессов существенно зависят от структуры и содержания деятельности, ее мотивов, целей и способов осуществления.

Психологический анализ деятельности, в том числе пси­хической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, динамических аспектов, характера выполняемых функций, качественных особенностей получаемых результатов.

Ос­новным структурным компонентом деятельности является действие, а ее организация в целом представляет собой иерархию систем действий разного уровня сложности. Раз­личают действия:

- моторные (двигательные), функция которых заключа­ется в непосредственной реализации программ поведе­ния и деятельности;

- сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспе­чивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности;

- центральные (мыслительные), выполняющие органи­зующую и регулирующую функции.

Действия могут быть внешними или внутренними.

Отечественные учёные (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), в результате многолетних исследо­ваний пришли к заключению, что на основе внешних (ма­териальных) действий путем их последовательных преоб­разований и сокращений формируются внутренние (иде­альные) действия, свернутые и совершаемые в умственном плане. Последние обеспечивают произвольную саморегу­ляцию субъекта и контроль за осуществлением основной деятельности.

Общее строение или макроструктура деятельнос­ти включает следующие уровни:

1) уровень психофизиологических функций;

2) уровень операций;

3) уровень действий;

4) уровень особых видов деятельности.

Уровни 1-3 охватывают преимущественно операцио­нально-технические элементы деятельности, тогда как на четвертом уровне деятельность разворачивается в ее лич­ностной проблематике, актуализируются проблемы инди­видуального стиля и личностного смысла.

Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельно­сти, и цели, как ее прогнозируемые результаты.

Различаются такие формы деятельности, как:

1) пред­метно-практическая деятельность по производству материального продукта;

2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными (понятийными и семантическими) конструктами и моделирующая познаваемый мир;

3) эстетическая деятельность, зак­лючающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности;

4) идеоло­гическая или мировоззренческая деятельность, свя­занная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия и т.д.

Другая классификация строится в соответствии со стадия­ми онтогенетического развития, на которых доминирует определенный вид деятельности. По этому критерию раз­личают: игру, учение и трудовую деятельность.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ро­левые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индиви­дов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сце­нарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведе­ния их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются осно­ванием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры име­ют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является веду­щим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки. Особое значение имеет игра в процессе обучения как детей, так и взрослых – деловые и обучающие игротехники получили сегодня широкое распространение в сфере образования.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы­ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра­зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по­путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит сред­ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление (рис. 1). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Рис. 1. Структурная схема деятельности.

 

Каждый из данных видов деятельности становится ведущим на оп­ределенном этапе социализации личности: игра преоблада­ет на этапе дошкольной социализации, учение и труд — со­ответственно на этапах школьной и трудовой социализации.

В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки. В знаниях заключена полученная информация. При соединении знания с практикой формируются умения. При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки. При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Так, например, мы ходим, бегаем, пишем, не думая о том, как мы это делаем.

Чем больше мы тренируемся, упражняемся, тем выше уровень профессионального мастерства.

В процессе деятельности осуществляется трата энергетических ресурсов человека. При длительной работе возникает утомление. Это ведет к снижению работоспособности психики и результативности деятельности, к появлению ошибок. Изменяется продуктивность деятельности и в процессе рабочего дня, рабочей смены и даже за время лекционного занятия.

Оценку продуктивности (результативности) деятельности обычно принято осуществлять по таким ведущим показателям как общая производительность, количество допускаемых ошибок и время реагирования.

Согласно современным взглядам, под деятельностью может подразумеваться не только преобразование внешнего предметного мира, но и преобразовательная актив­ность внутреннего плана, например, рефлексия или «дея­тельность переживания» (активное преодоление жизнен­ного кризиса, «работа горя»), способствующая глубинным внутриличностным трансформациям.

Итак, деятельность определяет все аспекты социально­го бытия и развития личности, как внешнего, так и внут­реннего плана. Это позволяет рассматривать личность в ее деятельностном измерении: как субъекта осознанной и целенаправленной деятельности. Личность военного юриста формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Профессиональная юридическая деятельность включает в себя:

- познавательно-удостоверительную деятельность (обеспечение доказательности);

- коммуникативную деятельность (получение информации путем общения);

- взаимодействие с оперативно-розыскной деятельностью (организация совместной работы следствия и оперативно-розыскной службы);

- воспитательно-профилактическую деятельность (по формированию правопослушного поведения, предупреждению преступлений и правонарушений).

Психологический анализ профессиональной деятельности военного юриста позволил выделить такие ее психологические особенности как:

1. Правовая регламентированность (нормативность) профессионального поведения и принимаемых решений.

2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий.

3. Экстремальный характер деятельности (в т.ч. оперативность).

4. Творческий характер деятельности.

5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юриста.

Таким образом, понимание деятельности как формы активного от­ношения субъекта к действительности, связанной с дости­жением сознательно поставленных целей, созданием об­щественно значимых ценностей и освоением социального опыта выступает важнейшим компонентом формирования психолого-педагогической и профессиональной компетентности военного юриста.

 

Выводы:

1) Активность, поведение и деятельность – это обязательное проявление и условие существования живого организма, направленное на активное преодоление препятствия окружающей среды по удовлетворению актуальных потребностей. При этом активность является психофизиологической основой, как поведения любого живого существа, так и сознательной деятельности человека.

2) Поведение животных существенно отличается от поведения и деятельности человека, что обусловлено наличием у него сознания, социальной природой человека и культурно-историческим характером развития.

3) Деятельность — это внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая созна­ваемой целью, направленная на удовлетворение, актуальных потребностей, усвоение социального опыта, создание материальных и духовных ценностей. Деятельность имеет следующие психологические характеристики: предметность, социальная, общественно-историческая природа, опосредованность, целенаправленность, продуктивность и плановость.

4) Деятельность человека имеет сложную структуру (операции, направленные на выполнение задач, действия направленные на достижение целей, и мотивы того или иного вида деятельности), формы реализации (предметная деятельность, теоретическая, эстетическая, мировоззренческая) и виды (игра, учение, труд).

5) Деятельность играет ключевую роль в развитии способностей человека, формировании его знаний, навыков и умений, что, в конечном счете, определяет уровень развития как конкретного индивида, так и всего человеческого общества в целом. Юридическая деятельность как специфический вид деятельности предъявляет к личности военного юриста особые требования, определяемые психологическими особенностями ее содержания.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое деятельность?

2. Как соотносятся активность, поведение и деятельность человека?

3. В чем отличие деятельности человека и животного?

4. Какова структура деятельности?

5. Назовите основные характеристики деятельности.

6. Какие виды деятельности существуют?

7. Кто из отечественных ученых разрабатывал проблему деятельности?

8. Какие психологические особенности имеет юридическая деятельность?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 11655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.