Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Это, разумеется, не означает




при­нижения роли и значения несобственно политических организаций в политической системе общества,

ибо речь идет лишь об отсутст­вии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

 

(3) Третью группу составляют ОРГАНИЗАЦИИ, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект.

Они возникают и функционируют

на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (например, общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т. п.).

Политический оттенок они при­обретают лишь

как объекты воздействия на них со стороны госу­дарственных и иных политических органов и организаций,

но от­нюдь не как субъекты — носители политической власти и соответ­ствующих политических отношений.

 

Третий критерий, по которому происходит отбор элементов политической системы, выступает — программность.

Этот критерий дает возможность оп­ределить

степень участия той или иной организации в политиче­ской жизни страны,

зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему общества.

 

Кроме системного подхода исследования политической системы общества существуют и другие подходы. Объясняется это тем, что общество бесконечно сложное явление.

Например, можно выделить следующие подходы к исследованию политической системы общества:

Экономический подход.

Социальный подход.

Институциональный подход.

Функциональный подход.

Сущностный (Субстанциональный) подход.

 

Критерий экономической детерминации по­литики проявляется прежде всего в отношениях собст­венности и производства и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отноше­ниях распределения и управления.

Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельству­ет о том, что они являются результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материаль­ные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политичес­кие нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстрак­ции.

Критерий социального интереса раскрывает взаи­мосвязь политической системы и ее элементов с опре­деленными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными фактора­ми в формировании политических организаций.

Институционный подход позволяет обозначить ус­тойчивые и реальные во времени и пространстве харак­теристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный пока­зать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы.

Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы, разде­ления труда, образования имущественно неравных соци­альных слоев, групп и классов, а качествами — общече­ловеческая, классовая, групповая, национальная соли­дарность.

Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действи­тельности «политическое» закономерно требует органи­зационного оформления. Можно сказать, что организа­ционный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, челове­ческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым толь­ко в специфически материализованных формах, учреж­дениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

 

Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В химии — это элемент, в биологии — живой белок, в по­литической экономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления — по­литическая система.

Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классового общества, кото­рые обусловлены интересами социальных слоев и клас­сов, выраженными в деятельности политических орга­низаций.

Она имеет несколько уровней функционирова­ния и реализации.

Во-первых, это власть конкретных политических объ­единений (политических партий, общественно-полити­ческих организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Данный — институциональный — уровень политической власти яв­ляется наиболее зримым и реальным.

Во-вторых, можно обозначить коалиционный уро­вень власти, отражающий совокупность властных уст­ремлений или нескольких социально однородных поли­тических организаций, или блока политических органи­заций, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подоб­ном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парла­ментских фракций.

В-третьих, представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти. Здесь концентриру­ются результаты политического консенсуса, достигнуто­го в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осущест­вляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы, как правило, разновремен­ного характера (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).

Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-струк­турные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личнос­ти), политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), пра­вовые (диапазон закрепленных в законе демократичес­ких прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, со­стояние законности и правопорядка) критерии.

 

Но системный подход позволяет с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни общества, в том числе и в соотношениях государства с другими политическими элементами общества.

Системный подход к изучению политических явле­ний дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качест­ва политической системы и ее составляющих, как

иерархическая структура, однородность элементов,

ин­ституциональная совместимость,

наличие разнообраз­ных связей, обусловленность элементов целым,

автоно­мия их поведения.

Главным критерием, характеризую­щим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

 

В литературе нет единого мнения о понятии политической системы, что говорит о сложности изучаемого явления. Однако главные черты этого понятия уже четко обозначены в учебной литературе и его дальнейшее совершенствование происходит на основе существующей уже теории о понятии политической организации общества.

В целом уважая позиции авторов различных точек зрения, следует рас­сматривать политическую систему в широком смысле слова как категорию, более богатую, включающую как политическую органи­зацию общества, так и все иные проявления политической жизни.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.