Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во-первых,государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация

Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального про­исхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетичес­кого, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоем­кие отрасли науки и производства, несет бремя расхо­дов на оборону. В качестве органа, управляющего обще­ственными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) со­храняет определенную целостность политической систе­мы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Для политической системы общества важное консо­лидирующее значение имеет суверенный характер госу­дарственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и об­щества. Вхождение политической системы конкретно­го общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств госу­дарства.

 

Государство объединяет или, по крайней мере стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно (государство) стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа. Особенно ярко это проявляется в конституциях таких государств как США, Германии, Франции, Испании, Швеции, Японии др.

Например, в Конституции США сказано так: “ Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждая правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатом Америки”.

В преамбулах многих конституций обращение к народу есть стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа.

Не является исключением и Конституция РФ, где также сказано «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передававших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации»

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической и идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему классу.

В то же время государство не ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти класса или социальных групп. Наоборот, государство прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале современное государство стремится к тому, чтобы его социальная база, каковую составляют все граждане государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Во-вторых, особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что государство сосредоточивает всвоих руках основные орудия и средства производства т.е становитсясобственником огромных материальных и финансовых средств.

Так, например, по Конституции СССР 1936 и 1977 годов в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, а также воды и леса.

Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество предприятий, городской жилищный фонд, а также иное имущество, которое необходимо для осуществления задач государства.

Допуская наличие других форм собственности (колхозно-кооперативную, собственность общественных организаций и личную) конституционные акты в то же время на первый план выдвигали государственную собственность. В Конституции 1977 г. (ст.2) особо подчеркивалось «государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности».

Действующее законодательство России, в частности статья 8 Конституции РФ признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Таким образом, Россия отказалась от приоритета государственной собственности.

Нет сомнений в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Однако это должно происходить при одном условии, а именно, чтобы под видом «демократической приватизации» не допускалось противоправное присвоение небольшой группой стоящих у власти людей всего или значительной части народного достояния.

Для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности. А чтобы государство было стабильным, важным условием является наличие хорошо развитой государственной формы собственности, что видно на примерах развитых стран: Англии, Франции, Германии, Японии и США.

В-третьих, исключительное место и роль государства в политической системе общества обуславливается наличием у государства специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои постоянно действующие аппарата. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов как суд, милицию, прокуратуру, органы госбезопасности.

Кроме того, кроме государственных никакие другие органы (партийные или общественные) не обладают государтвенно-властными полномочиями.

В-четвертых, государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему

Ø оперативно управлять многими отраслями экономики

Ø и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Только государство имеет право на правотворчество, т.е. издавать законы, имеющие обязательный характер для всех граждан, находящихся на территории государства.

Государственные органы, обладая государственно-властными полномочиями, могут

Ø не только издавать в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты,

Ø но и обеспечивать их реализацию.

Это достигается разными способами:

путем воспитания, поощрения и убеждения,

осуществления постоянного контроля за точным соблюдением эти х актов,

применение в необходимых случаях мер государственного принуждения.

В-пятых, в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти, как вы уже знаете, выступает как один из признаков государства.

Содержание этого признака заключается

в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими государственным организациям внутри страны

и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.

 

В-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций. Государство единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

В-седьмых, только государство имеет географические пределы, т.е. территорию, на которую распространяется его властьи границы политического пространства.

Государство охватывает граждан, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящие налоги, т.е. материально обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.

В-восьмых, государство - важнейший интегрирующий (объединяющий) фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

В силу своего общесоциального начала государство берет на себя заботу об ОБЩИХ ДЕЛАХ. Только оно занимается общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых до экологического обеспечения будущих поколений людей.

В-девятых, политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений находится в постоянном движении. Все ее структурные элементы направлены на увязывания, согласования интересов социальных групп, выработку политических решений.

Когда же возникает чрезвычайные общественные ситуации (напр., простейшие стихийные бедствия не говоря об изменении формы правления или политического режима) особая роль в их разрешении отводится государству.

Причем в этом случает речь идет не просто о государстве, а о государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

 

В заключении раскрытия данного вопроса хочу отметить, что многие десятилетия умы людей заняты поисками такого состояния политической системы, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни.

Таковыми они могут быть только в случае, если их усилия будут направлены

не на взаимное разрушение или подавление одного другим,

а на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии государства и личности.

Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства.

Как политический принцип, идея гражданского общества выражается в отказе государства от претензий на регулирование всего многообразия социальных связей, от его тотальной ответственности за решение любой социальной проблемы..

Действительно, может ли государство брать на себя обязательство сделать каждого человека, например, счастливым, здоровым? Нет. Оно может лишь способствовать созданию условий, реализация которых даст возможность каждому человеку стать тем каким он мечтает быть.

Поэтому в условиях гражданского общества государство отказывается от мелочной регламентации поведения людей.

Таким образом,

не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям,

не преуменьшая его роли в системе других демократических организаций,

следует еще раз подчеркнуть, что роль ГЛАВНОГО ЗВЕНА, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как особого звена в политической системе общества среди всех других его структурных элементов. Но указанные особенности в целом дают общее представление о государстве самом, а также о факторах, определяющих его мест-----о и роль в политической системе.

3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В обществе могут создаваться и действовать различные общественные объединения. К их числу относятся:

· общественные творческие и профсоюзные организации, такие, напр., как союзы художников, архитекторов, адвокатов, профессиональные союзы угольщиков,

· молодежные, женские объединения,

· организации по интересам, (напр., нумизматы)

· политические партии и т.д.

К политической системе относятся только те общественные объединения, которые

· участвуют в политической жизни страны и

· выступают со своими политическими взглядами и требованиями, обращенными к государственной власти.

Общественные объединения,

· во-первых, представляют собой наиболее рас­пространенную организационную форму, при которой население Российской Федерации реализует свое конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей;

· во-вторых, характеризуются необычайным разнообразием и массовостью.

Под общественным объединением понимается добровольное, само­управляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализа­ции общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Таким образом, общественное объединение характеризуется сле­дующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных формирований:

1) добровольностью создания общественных объединений и пра­вом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них;

2) самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять его делами самостоятельно, без вмешательства государственных ор­ганов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать устав, формировать руководящие органы и выбирать руководителей объе­динения.

В общественных объединениях самоуправление осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выбор­ными руководящими и контрольно-ревизионными органами;

3) некоммерческим характером деятельности.

Извлечение прибы­ли не может формулироваться в качестве основной или единствен­ной цели общественного объединения. Объединения, имеющие та­кие цели, признаются хозяйственными, коммерческими организа­циями, а поэтому образуются и действуют в ином порядке.

Законодательство разрешает общественным объединениям осуществлять коммерческую деятельность при соблюдении двух условий.

Во-первых, такая деятельность должна носить вспомогательный характер и осуществляться в той мере, в какой это необходимо для реализации главных целей общественного объединения.

Во-вторых, полученная прибыль полностью должна идти только на нужды объе­динения и не может распределяться между его членами.

Правовое регулирование деятельности общественных организаций в демократическом государстве осуществляется в соответствии со следующими принципами:

§ точного определенного круга общественных организаций, которые могут создаваться, действовать и являться субъектами права;

§ установления объема полномочий и характера деятельности,

§ запрещения совершать действия, представляющие опасность для жизни граждан, их прав и свобод, нормального функционирования государственных органов, общественных и иных формирований, а также направленных против существующего политического строя, на свержение законно избранной власти;

§ определения оснований и порядка приостановления их деятельности и ликвидации, предоставления организациям возможности защищать свои права и возможности продолжения деятельности.

В РФ общественные объединения в зависи­мости от их организационно-правовой формы подразделяются

на общественные организации,

общественные движения,

обществен­ные фонды,

общественные учреждения и

органы общественной са­модеятельности.

(1) Общественной организацией признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц.

ПРИМЕЧАНИЕ: Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную реги­страцию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица.

Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом:

в одних орга­низациях может иметься лишь список ее членов,

в других - могут выдаваться членские билеты.

Прием в члены организации осу­ществляется

основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и

оформляется специальным решением компетентного органа общественной организации.

На члена общественной организации могут возлагаться обязанно­сти

· принимать активное участие в ее деятельности,

· уплачивать член­ские взносы и

· подчиняться решениям ее руководящих органов.

(2) Общественным движением признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства.

Ее уча­стником признаются граждане или общественные объединения, которые

· принимают активное участие в деятельности общественно­го движения,

· лично поддерживают проводимые им мероприятия.

Та­ким образом, состав общественного движения является непостоян­ным и самим движением не контролируется.

В его деятельности уча­ствуют все желающие на период своей деятельности в этом движении.

Прекращение активного участия в движении означает одновремен­но и выход из него.

Общественные движения создаются для реше­ния какой-либо общественно значимой политической, экологичес­кой, социальной и иной проблемы.

В РФ в качестве движений зарегистрирова­ны такие общественные формирования, как, например, движение

· «Солдатские матери»,

· Межрегиональное движение рабочих предприятий Всерос­сийского общества слепых,

· движение «Демократическая Россия»,

· Всецерковное православное молодежное движение (братство).

(3) Общественный фонд понимается как общественное объединение,

· создаваемое с целью формирования имущества на основе доброволь­ных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и

· исполь­зования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели.

Основное ОТЛИЧИЕ общественного фонда от общественных организаций состоит в том, что общественный фонд не имеет строго фиксированного членства.

У него нет потребности и в большом числе участников,— как это характерно для общественного движения.

Общественный фонд решает специфические задачи

· накопление имущества для реализации социально полезных целей и

· не нуждается в массовом членстве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В современных условиях политическая система призвана обес­печить | Для общественного фонда важно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.