Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для общественного фонда важно

получить на основе добровольных взносов, пожертвований, иных не запрещенных зако­ном поступлений достаточные средства и

передать их нуждающим­ся людям либо соответствующим организациям на реализацию раз­личных социально полезных проектов.

При этом действующее законодательство запрещает учредителям и управляющим имуще­ством общественного фонда использовать имущество фонда в соб­ственных интересах.

Министерством юстиции РФ были зарегистрированы в качестве общественных объединений

Международный фонд социально-эко­номических и политологических исследований (Горбачев-фонд),

Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елиза­веты Федоровны,

Международный фонд Александра Сергеевича Пушкина,

Экологический фонд России и др.

(4) Общественным учреждением признается объединение, создавае­мое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области обра­зования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах.

Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что:

1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, что означает непра­вомочность учреждения распоряжаться вверенным ему имуществом без согласия учредителей;

2) общественное учреждение не может за­ниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями;

3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг.

Коллегиальный орган может определять содержание деятельнос­ти общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе.

 

(4) Органы общественной самодеятельности. Под органом общественной самодеятельности понимается обще­ственное объединение, создаваемое с целью решения социально зна­чимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, рабо­ты или учебы.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он

создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение.

Поэтому орган обще­ственного самоуправления не имеет

над собой каких-либо вышесто­ящих органов и организаций,

а также постоянного членства.

В слу­чае государственной регистрации орган общественной самодеятель­ности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.

Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть

родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях,

уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту их жительства,

стачечные комитеты и иные орга­ны самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предпри­ятий, организаций, учреждений.

Деятельность общественных объединений РФ благотворно сказывается во всех сферах жизни и деятельности общества и государ­ства.

Благодаря названным общественным формированиям обеспечивается объединение, организация населения страны сообразно интересам и вовлечение населения на решение важнейших социально значимых проблем.

В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников пред­приятий, организаций и учреждений.

Значительную поддержку государство, органы исполнительной власти получают от разного рода общественных фондов, благотво­рительных организаций, общественных учреждений

в решении со­циальных проблем и оказании действенной помощи нуждающимся и малообеспеченным слоям населения,

улучшении материального обеспечения организаций и учреждений в сфере науки, образования, культуры и спорта,

при защите социальных прав населения от пося­гательств со стороны органов государства и недобросовестных пред­принимателей.

В Российской Федерации значительная часть общественных объе­динений, ставит своей целью

оказание действенной поддержки эко­номическим реформам, проводимым государством,

защиту и охрану от нарушений прав собственников, предпринимателей, менеджеров, работодателей и других лиц, действия и усилия которых направлены на развитие и упрочение рыночных отношений.

Необходимым условием плодотворного сотрудничества государства и общественных организаций является

· их деятельность в рамках за­конности,

· при неукоснительном соблюдении действующих законов, прав и законных интересов граждан и иных лиц.

Федеральный закон,

· предоставив широкие права общественным объединениям,

· одновре­менно устанавливает действенный механизм применения к ним от­ветственности.

Названный механизм позволяет обеспечить надежную охрану интересов государства, граждан и иных лиц от посягательств со стороны общественных объединений, равно как и защиту их прав и интересов в процессе привлечения к ответственности.

К общественным объединениям, совершившим правонарушение, могут применяться различные меры государственного принуждения, вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации.

Деятель­ность общественных объединений может быть приостановлена на срок до шести месяцев по решению суда. Такая мера применяется в случаях:

1) совершения общественными объединениями действий, направленных на насильственное изменение основ конституцион­ного строя и нарушение целостностиРФ, подрыв безопасности го­сударства, создания вооруженных формирований, разжигания соци­альной, расовой, национальной или религиозной розни;

2) осуще­ствления действий, противоречащих уставным целям.

Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта РФ вносит в руководящие органы соответствующих общественных объединений представление об выявленных правонаруше­ниях и устанавливает месячный срок для их устранения.

О результа­тах принятых мер по представлению должно быть сообщено проку­рору в письменной форме. Если выявленные нарушения не были устранены, прокурор обращается с заявлением в суд, который может вынести решение о приостановлении деятельности общественного объединения.

Суд может приостановить деятельность общественного объеди­нения и по заявлению Министерства юстиции РФ или его террито­риальных органов, если общественная организация не прекратила своей деятельности, противоречащей уставным целям, после двух официально вынесенных ими письменных предупреждений.

Общественное объединение, деятельность которого приостанов­лена решением суда, ограничивается в правах лишь частично.

Общественное объединение не может

§ организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия,

§ принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

В то же время общественное объединение может участвовать в деятельности органов государственной власти, представлять и защи­щать свои права, осуществлять в соответствии со своим уставом пред­принимательскую деятельность.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда по одному из четырех оснований:

1) если цели и дей­ствия общественного объединения направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостно­сти РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

2) в случае виновного нарушения конститу­ционных и иных прав и свобод граждан;

3) в случае неоднократных или грубых нарушений законов и иных нормативно-правовых актов;

4) при систематическом осуществлении деятельности, противореча­щей уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации общественного объединения может обращаться только

§ Генеральный прокурор Российской Феде­рации

§ либо прокурор субъекта Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда

§ влечет прекращение его деятельности полностью,

§ в том числе без права его слияния, при­соединения и преобразования.

4. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Взаимоотношения государства с политическими партия­ми имеют особое значение и играют особую роль в полити­ческой системе общества. Данная специфика определяется сущностью партий и их значением в жизни общества.

Партии — это специальные политические организации, объединяющие единомышленников, целью деятельности ко­торых является борьба за государственную власть.

Исторически объединения людей на основе политических интересов сложились в феодальном обществе при формиро­вании класса буржуазии.

Монархисты объединялись с целью защиты власти самодержавия, а буржуа создавали свои орга­низации для отстаивания собственных интересов и вхожде­ния во власть.

В последующем партии стали создаваться раз­личными слоями и большими группами населения специаль­но с целью завоевания государственной власти.

Формы борьбы за власть были разные. Некоторые партии, в том числе коммунистические, считали, что возможен и воо­руженный, насильственный захват власти в случае, если воп­рос не удастся решить конституционно, законно, мирно. Для достижения этой цели они допускали возможность развязы­вания гражданской войны.

В современных демократических государствах такой путь запрещен законодательно. Партии по закону не могут вно­сить в свою программу или устав вооруженный захват влас­ти.

Партии, пропагандирующие такие идеи, подлежат ликви­дации, а виновные лица привлекаются к ответственности.

Борьба за власть должна быть только законной, мирной и ле­гальной, путем агитации, пропаганды своих идей и получения большинства в парламенте, иных органах государственной власти на основе выборов. Виды и характер партий свидетель­ствуют о политической ориентации различных классов, сло­ев и групп общества.

В современных демократических государствах партии играют связующую роль между обществом и государством.

При этом они выполняют следующие функции:

(1) Электоральную, которая заключается в том, что партии ве­дут борьбу за голоса избирателей на основе своей пред­выборной программы.

Желая получить наибольшее коли­чество голосов, партии стремятся выразить в своих про­граммах интересы населения, поставить цели, которых хотят достичь многие граждане, преобразовать общество, стимулируя его прогрессивное положительное развитие, приносящее благополучие народу и тем самым приобрес­ти свой электорат, т.е. создать среди избирателей своих
сторонников, которые будут голосовать за данную партию на выборах.

 

(2) Трансформационную, реализуя которую партии транс­формируют, т.е. переводят стихийную, порой насиль­ственную, борьбу определенных слоев и групп населения в организационные формы в рамках закона путем

· проведения политических, в том числе парламентских, дискус­сий,

· выдвижения требований,

· формулирования предложе­ний для решения тех или иных социальных, экономичес­ких, политических и иных вопросов.

В результате, благо­даря многопартийности, изменения в обществе происхо­дят мирно, эволюционно на основе согласования интере­сов, а не путем кровавых революций и вооруженных стол­кновений.

(3) Консенсуальную, при которой политические партии в про­цессе межпартийных контактов и обсуждений различных вопросов, парламентских дискуссий создают консенсус, т.е.

· согласуют интересы различных социальных групп,

· способствуют достижению между ними компромиссов,

· а в конечном счете способствуют созданию в обществе мира и согласия,

· недопущению раскола общества на противо­стоящие друг другу различные объединения граждан с не­совпадающими интересами.

(4) Контрольную, выражающуюся в осуществлении контро­ля со стороны партий, представляющих в парламенте раз­личные классы и слои общества, за деятельностью государственного аппарата и государственной власти в целом.

 

Важное значение имеет также роль, которую играют партии в отношениях между правительством и обществом.

Как известно, партии бывают

· правительственные, которые либо его формируют, либо поддерживают, и

· оппозиционные, находящиеся в несогласии с курсом, проводимым этим пра­вительством.

Это означает, что правительственные партии в парламенте как бы представляют правительство и ту часть населения, в интересах которой оно проводит свою полити­ку.

Оппозиционные партии представляют интересы другой части населения, которая не согласна с политикой правитель­ства.

Дискутируя в парламенте, правительственные и оппо­зиционные партии

· вырабатывают курс, сочетающий интере­сы разных слоев населения

· и тем самым консолидируют об­щество.

Партии играют позитивную роль в прогрессивном разви­тии общества и демократии только тогда, когда они

· органи­зационно оформлены,

· имеют опыт демократической полити­ческой борьбы,

· признают в своей деятельности верховенство закона.

Разделение государственных властей создало условия для смены партий, находящихся у власти.

В парламентских респуб­ликах партия, победившая на выборах и получившая наиболь­шее количество депутатских мандатов, становится правящей. Она формирует правительство, другие органы исполнительной власти и руководит их деятельностью.

В президентских республиках две партии могут оказаться у власти.:

· президентская партия может иметь исполнитель­ную власть,

· парламентская партия, т.е. имеющая большинство мест в парламенте, — законодательную.

В этом случае между за­конодательной и исполнительной властью, помимо их юри­дического разделения и определенного противостояния, име­ет место и межпартийное противоборство.

 

Политическая система Российской Федерации характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько десятки если не сотни общероссийских, межрегиональных и региональ­ных партий среди которых можно выделить три основные группы:

1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ста­вящие своей целью превратить Российскую Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и подобию современных буржу­азных государств;

2) партии национально-патриотической ориента­ции, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориен­тированные на воссоздание и укрепление отечественной многона­циональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан;

3) партии со­циалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического стро­ительства в России.

В конечном итоге все политические партии призваны объединять граждан по политическим интересам и вовлекать их в политическую деятельность, способствовать реализации их конституционного пра­ва на участие в делах государства.

В условиях плюрализма мнений и идеологического многообразия политические партии России имеют реальную возможность осуществлять многообразную политическую деятельность, в том числе:

· беспрепятственно разрабатывать взгляды, идеи относительно экономического, политического правового устройства Российской Федерации и путей воплощения этих положений в реальной жизни; пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массо­вой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем изда­ния монографических и научно-популярных работ;

· вести активную деятельность по внедрению своей идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, принимать участие в выборах Президента РФ, депутатов Государ­ственной Думы, представительных (законодательных) органов субъектов РФ, проводить программные установки через членов партии, избранных депутатами Государственной Думы и представи­тельные органов субъектов РФ.

Однако действующие в Российской Федерации политические партии пока что не способны в полной мере выступать действитель­но независимой организационной формой объединения и выраже­ния политических интересов населения, его вовлечения в активную политическую деятельность.

 

Созданные в начале 90-х годов XX столетия, поли­тические партии выражают не столько политические интересы от­дельных социальных слоев, групп общества, сколько политические мировоззрение лидера партии и его команды.

Отчуждение большинства партий от народных масс не преодоле­но и по настоящее время. По-прежнему партии не ведут постоянной и системной работы с населением с целью повышения его полити­ческого и правового сознания, вовлечения граждан в активную по­литическую деятельность.

Партии, как правило, не ведут разъяснительной, пропагандист­кой деятельности и на уровне трудовых коллективов, в процессе не­посредственного общения с населением, стоят в стороне от борьбы рабочих и иных трудящихся за свои социально-трудовые права.

Оторванные от политических интересов населения, партии основ­ной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъек­тов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвы­борной кампании политические партии просыпаются от «спячки» и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропа­гандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая реальных и конкретных путей их воплощения в реальной жизни.

Население достаточно скептически относится к большинству предвыборных обещаний политических партий, о чем свидетельству­ют итоги голосования по выборам в Государственную Думу.

 

Процесс становления и развития многопартийности в Российской Федерации в настоящее время вступил в новую фазу своего развития, когда мелкие политические партии, не сумевшие достойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько-ни­будь значительную часть населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими партиями.

В конечном итоге этот процесс должен привести к созданию нескольких партий, реально представляющих и отражающих интересы той или иной части на­селения России. При этом конкуренция и борьба развернется между партиями, представленными в органах государственной власти и под­держивающими курс государства, и партиями, стоящими в оппози­ции к этому курсу и предлагающими другой путь развития общества и государства, решения актуальных экономических, политических и иных проблем. Реально такая борьба уже идет между партиями социа­листической ориентации, претендующими на защиту и выражение интересов рабочего класса и всех трудящихся, и партиями, поддержи­вающими интересы новой российской буржуазии и отстаивающими курс экономических реформ и проведение дальнейших мер с целью упрочения рыночных отношений в России.

 

5. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Важное место в политической системе общества занимают религиозные организации, которые взаимодействуют с государственными органами.

Церковьобщественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии.

Если вспомнить историю, то в условиях феодального общества и абсолютизма церковь, как правило, была опорой государственной власти и оказывала большое влияние на все сфере общественной жизни.

Политическая система большинства обществ формально исключа­ет церковь из своего состава.

Таким образом, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся Конституцией, госу­дарство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вме­шивалась в государственную жизнь, в политику.

ПРИМЕЧАНИЕ: Возможен такой вариант, когда церковь становится над государством и как бы поглощает его. Образуется теократическое государство. Теократия (от греч. theos— бог и kratos — власть) — форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой.

В данном взаимодей­ствии реализуется

· принцип свободной совести, свобода вероисповедания,

· автономия религии.

Вообще в истории отношений государства и церкви немало драматических страниц:

· соперничество и открытое противоборство,

· стрем­ление церковной власти подчинить себе государственную власть и

· борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и церковной властей красной нитью прохо­дит через историю многих государств.

Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий о социальных функциях религиозной идеологии.

В последнее время влияние Церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось.

Это объясняется в известной мере

· су­щественным изменением условий жизнедеятельности

· и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.

Вспоминая тему «Возникновения государства» отмечали, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-гocyдарств, имелось три центра управле­ния:

· городская об­щина,

· дворец и

· храм.

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве.

Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения.

Становление буржуазных общественных отношений сопровожда­лось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созда­нием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Принадлежность к церкви, к религии провозглашалась частным делом каж­дого гражданина.

Непосредственным результатом «разведения» государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства— важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два ос­новных вида статуса церкви в государстве:

статус государственной церкви, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы об­щественных отношений, а также различные привилегии для религиоз­ных организаций, принадлежащих к государственной церкви.

Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности:

в сфере экономических отношений — признание за церковью права
собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения,
предметы культа -и т.д. Во многих случаях государство освобождает
собственность церкви от налогообложения или существенно снижает
налоги на нее. Так, до октября 1917 г. Русская Православная Церковь
была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным
1905 г., православной церкви и монастырям принадлежало около 3
млн. десятин
земельных угодий;

церковь получает от государства различные субсидии и матери­альную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства;

церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения;

в области политических отношений устанавливается право уча­ствовать в политической жизни страны, в том числе через представи­тельство церкви в государственных органах.

Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководя­щие государственные должности вправе занимать лишь лица, испове­дующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.);

в области религиозных отношений союз церкви и государства
состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме
правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в
должность. Церковь участвует и в коронации монархов;

церковь обладает широкими полномочиями в области воспита­ния и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цен­зуру печатной продукции, кино, телевидения.

Обязательное препода­вание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согла­сия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних
и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учите­
лей и воспитателей детских садов. В Великобритании обучение ре­
лигии — обязательный предмет в начальных и средних государст­венных школах. В Израиле во всех школах общепринято изучать
иудаизм.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех церк­вей, что служит признаком демократичности общества (Ирландия, Ар­гентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах:

в современной России,

во Франции,

в Германии, Португалии и др.

Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить цер­ковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функ­ций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Содержание режима отделения церкви от государства имеет следу­ющие особенности:

§ государство и его органы не вправе контролировать отношение сво­их граждан к религии и не ведут учета граждан по данному признаку;

§ государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если
при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается

а) в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей,

б) во внутрен­нее самоуправление религиозных организаций,

в) во взаимоотношения ор­ганов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

§ государство не оказывает церкви материальной или какой-либо
иной, в том числе финансовой, поддержки;

§ церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви, и религиозных организаций.

Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.

Режим отделения церкви от государства предполагает

§ правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания

§ сво­боды совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую рели­гию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

§ Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям.

Так, со­гласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими публичным или частным порядком в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуаль­ных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоро­вья, морали, а также прав и свобод других лиц.

 

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло.

В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступа­ют как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя обще­го блага.

В Германии, например, допускается представительство церк­ви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреп­лено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Подобные мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь госу­дарство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослу­жителей, например, для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, дея­тельности пастыря в тюрьмах и др.

 

Согласно Конституции Россия является светским государством (ст. 14). Светское государство — конституционно-правовая характе­ристика государства, означающая отделение церкви от государства, раз­граничение сфер их деятельности.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных мень­шинств оказывать их церквям и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его (государства) признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их данных статей. Это

§ запрещение разжигания религиоз­ной розни (ст. 13),

§ ненависти или вражды (ст. 29),

§ свобода совести (ст. 28),

§ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод.граждан по признакам религиозной при­надлежности (ст. 19),

§ недопущение принуждения кого-либо к выраже­нию своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29).

Конституция, провозглашая светский характер российского госу­дарства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ст. 14).

 

Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений.

Недостаточное влияние поли­тических партий на сознание и умы населения нынешняя государ­ственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, кото­рая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это

§ законопослушание,

§ несопротивление насилию и власти,

§ смирение,

§ отказ от материали­стического мировоззрения и др.

Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился

§ в предоставлении радио и теле­видения для религиозной пропаганды, телевизионных трансля­ций богослужений,

§ в финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи,

§ в участии религиоз­ных деятелей в мероприятиях, проводимых государством.

В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а так­же созданию религиозных организаций в воинских частях и под­разделениях.

В целях обеспечения реального действия конституционного прин­ципа, закрепившего светский характер государства, а также созда­ния условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зару­бежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сентября 1997 г. приняла Федеральный закон « О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях».

Согласно названному закону религиозным объединением призна­ется добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповеда­ния и распространения веры.

Таким образом, основное отличие рели­гиозного объединения от общественных объединений характеризу­ется тем, что в основе его деятельности (религиозного объединения) лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т. е. религиозное учение и его обрядность.

При этом религиозному объединению пре­доставляется право

§ совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии,

§ а также обучать религии и проводить религи­озное воспитание своих последователей.

Кроме того, религиозному объединению разрешается

§ создавать собственные образовательные учреждения,

§ с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах

религиозные группы и

религиозные организации.

Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без го­сударственной регистрации и приобретения правоспособности юриди­ческого лица. Помещение и другое необходимое имущество для дея­тельности религиозной группы предоставляют ее участники.

Религиозная организация — это добровольное объединение граж­дан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками:

1) религиозная организация состоит из лиц, постоянно и на законных основани­ях, проживающих в РФ. Ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограни­чивает возможности миссионерской деятельности религиозных объе­динений зарубежных стран;

2) религиозная организация обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых граж­данским законодательством.

Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразо­ваться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий.

Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своем существова­нии, выданное органами местного самоуправления либо централи­зованной религиозной организацией.

Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него рели­гиозных организаций.

В частности, признается, что государство не может:

1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государствен­ных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления:

2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодатель­ству;

3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях;

4) вводить ре­лигиозное образование в государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях.

Федеральный закон запрещает

сопровождать деятельность ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями,

а должнос­тным лицам государственных органов и органов местного самоуп­равления, военнослужащим использовать свое служебное положе­ние для формирования того или иного отношения к религии.

Государство вправе оказывать

финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и куль­туры,

передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковно­го назначения,

а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы.

Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строи­тельства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности.

В свою очередь религиозные объединения обязываются последо­вательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе:

1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

2) не участвовать в выборах в орга­ны государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движе­ний, не оказывать им материальную и иную помощь.

Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан.

В случае грубых нарушений Конституции РФ, фе­дерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания, религиозная орга­низация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогич­ные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность рели­гиозной группы.

Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооруженных форми­рований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, на­циональной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использо­ванием наркотических и психотропных средств, гипноза, соверше­ние развратных и иных противоправных действий.

Учредители, руководители и участники религиозного объедине­ния, совершившего насилие над гражданами или иное причинение вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке.

6. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В течение столетий в науке обсуждалась проблема,

· как противо­стоять произволу государства,

· как построить государственную власть на принципах демократии.

Ныне общепризнанно, что одно из важ­нейших условии решения этой проблемы — существование разви­той системы местного самоуправления.

Впервые самоуправленческие структуры сформировались еще в рамках родового строя.

С возникновением государства самоуправления полностью не исчезли:

· частично трансформировались в ор­ганы государственной власти,

· а частично сохранили самостоятель­ное значение в виде тех или иных форм самоорганизации граждан.

Одна из разновидностей самоуправленческих структур в современ­ном обществе (наряду с самоуправлением на производстве, в сфере образования и т.д.) — местное самоуправление.

Идеи местного самоуправления как своего рода противоположности государственной власти или дополнения к существующим го­сударственным структурам стали складываться еще в эпоху феода­лизма.

По аналогии с известной теорией естественных прав человека возникла теория свободной общины, согласно которой община формируется естественным путем

· независимо от органов государствен­ной власти

· и вправе решать самостоятельно свои собственные дела.

Подобные взгляды на местное самоуправление просуществовали относительно недолго, так как,

· с одной стороны, противопоставле­ние общин государству не способствовало его укреплению,

· а с дру­гой — из этой теории следовало, что территория государства долж­на состоять из территорий независимых самоуправляющихся об­щин, чего на самом деле не происходило.

Во второй половине ХIХ в. теория свободной общины постепенно стала уступать место так называемой государственной теории самоуправления

Согласно данной теории, местное самоуправление представляет собой прежде всего

· одну из форм организации госу­дарственного управления на местах,

· являясь частью общей государ­ственной системы.

На уровне самоуправления могут рассматриваться только те вопросы, относительно которых состоялось соответст­вующее решение государства.

За самоуправлением закрепляется лишь та власть, которая

· отражает специфические интересы местной элиты,

· не противоречащие интересам элиты в центре.

Однако идея местного самоуправления состоит в том, что оно не только и не столько власть политической элиты, сколько власть народа.

Именно на местном уровне есть огромный ресурс общест­венного контроля за властью.

В современных развитых государствах местное самоуправление объединяет людей вокруг решения общих для них местных проблем, значение которых определяется самими условиями жизни людей.

Согласно мнению ряда специалистов, 80— 85% жизненных потребностей человека обычно удовлетворяются на уровне города или села, в котором он живет. Никто извне не за­ставляет людей решать эти проблемы. Они сами в этом непосредст­венно заинтересованы и сами должны их самостоятельно разрешить.

Согласно Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы в 1985 г., под

местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения (См.: Европейская хартия местного самоуправления // Право Совета Европы И Россия: Сб. документов и материалов. —1996 — С. 247).

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что эффективное местное самоуправление складывается только там, где сло­жилось гражданское общество.

Граждане готовы участвовать в ме­стном самоуправлении только тогда, когда уверены, что они имеют право и способны решать собственные проблемы.

История не знает такого общества, в котором бы полностью отсутствовали институты самоуправления. Другое дело,

· в какой мере эти институты сформированы демократическим путем,

· каков объем их компетенции и

· какова мера их автономности в решении стоя­щих перед ними задач.

Компетенция органов местного самоуправления должна строиться таким образом, чтобы им были подведомственны все вопросы, кото­рые наиболее эффективно могут решаться на местах.

Если же цен­тральные или региональные органы государственной власти делегиру­ют им какие-то свои полномочия, то в этом случае органам местного самоуправления предоставляется право учитывать местные условия.

Местное самоуправление как по особенностям его формирования, так и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти.

Главный субъект местного самоуправления — гражданин (местный житель).

Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ли ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или в выборах в органы местного самоуправления.

Гражданин вправе свободно выдвигать кандидату­ры, в том числе и свою, в органы самоуправления.

Государственная власть обычно осуществляется

· ограниченным кругом лиц, получив­шим доступ к ней либо по наследству (монарх),

· либо по назначе­нию или в результате выборов.

Местное самоуправление (и в этом его особая социальная роль) приобщает всех без исключения граж­дан к участию в управлении делами общества.

Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего ме­стного сообщества (населения конкретного муниципального образо­вания или его части), от его имени и им самим.

Сравнительно не­большое число людей, составляющих местное сообщество, позволяет более или менее точно определить их общую волю, относительно легко выработать согласованную позицию по конкретному вопросу.

Иначе обстоит дело с государственной властью. На формирова­ние государственных органов воля частного лица оказывает мало воздействия. Здесь работают другие механизмы:

· мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов.

· Част­ное лицо не в состоянии влиять ни на механизмы формирования государственных органов, ни на процедуру принятия ими решений.

Эту ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что в демократи­ческом обществе представительная государственная власть форми­руется различными слоями населения.

Общая воля народа при ис­пользовании изощренных избирательных технологий может быть определена лишь более или менее приблизительно, поскольку те, кто составляет народ, зачастую и сами не в состоянии адекватно оценить конкретную ситуацию и свои интересы в этой ситуации.

В условиях неизбежного дефицита достоверной информации и масси­рованного воздействия на умы избирателей они нередко голосуют за то, что им кажется соответствующим их интересам, но таковым Не является.

Поэтому государственная власть почти везде и всюду, тем более в странах с антидемократическим режимом, осуществля­ется в интересах прежде всего политической элиты.

 

Формирование органов местного самоуправления, подконтрольно только местному населению. Лица, входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами.

Но это не означает отсутствия контроля за деятельностью органов местного самоуправле­ния. Такой контроль может осуществляться только в порядке и случаях, предусмотренных конституцией или законом.

В частности, статья 12 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправлениев пределах своих полномочий самостоятельно. Однако если органам местного самоуправления передаются (делегируются) отдельные государственные полномочия, то реализация данных полномочий подконтрольна государству.

В России до 1917 г. были распространены две теории местного самоуправления

· общественная

· и государственная.

Общественная теория противопоставляла местное самоуправление государственному управлению.

Согласно этой теории, местные сообщества вправе заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства, которое не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности.

Государственная теория местного самоуправления рассматривала органы местного самоуправления как часть государственного механизма.

Считалось, что дела, находящиеся в ведении органов самоуправления, были и остаются по своей природе делами государственными.

Приверженцы

общественной теории полагали, что местное самоуправление реализует в своей деятельности специфические интересы территориального сообщества,

а сторонники государственной теории утверждали, что на самом деле реализуются государственные интересы.

 

С принятием Конституции РФ (1993) и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» от 16 сентября 2003 г., (с изменениями и дополнениями внесенными ФЗ 122 от 22 августа 2004 г.) систему институтов местного самоуправления составляют:

1) институты непосредственной демокракратии собрания и сходы граждан, местные референдумы, выборы в органы местного самоуправления;

2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избранных населением муниципального образования.

Представительные органы призваны решать ключевые вопросы ме­стной жизни. К их компетенции относятся:

§ принятие устава муни­ципального образования,

§ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении,

§ принятие планов и программ развития муниципального образования,

§ установление местных налогов и сборов, кон­троль за деятельностью иных (невыборных) органов и должностных лиц местного самоуправления;

3) главы муниципальных образований (главы администрации рай­онов, городов, поселков, мэры и т.п.), избираемые непосредственно населением соответствующей территории или представительными органами местного самоуправления. Они возглавляют деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муни­ципального образования;

4) территориальное общественное самоуправление, т.е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории му­ниципального образования (во дворах, улицах, кварталах, микрорай­онах и т.п.)

Конституция РФ определяет, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиции (п. 1 ст. 131).

Следовательно, можно сделать вывод, что Кон­ституция РФ не связывает жестко, напрямую территориальную ор­ганизацию местного самоуправления с административно-террито­риальным устройством. Здесь возможно использовать два прин­ципа «поселенческий» — когда территорией местного самоуправле­ния является город или село, «единые и неделимые», и «админист­ративно-территориальный» — в рамках существующего администра­тивно-территориального деления: сельский район, район в городе, сельский округ.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г. в ст. 2 определяет следующие организационно-территориаль­ные единицы местного самоуправления:

5) сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, дере­вень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных
пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется
непосредственно и (или) через выборные и иные органы ме­стного самоуправления;

7) городское поселение город или поселок с прилегающей тер­риторией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы ме­стного самоуправления;

8) поселение — городское или сельское поселение;

9) муниципальный район несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в
границах которой местное самоуправление осуществляется в
целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через вы­борные и иные органы местного самоуправления;

10) городской округ городское поселение, которое не входит в
состав муниципального района; его органы местного само­
управления осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения
поселения и вопросов местного значения муниципального
района, а также могут осуществлять отдельные государствен­ные полномочия;

11) внутригородская территория города федерального значения
часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы ме­стного самоуправления;

12) муниципальное образование как юродское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутри­
городская территория города федерального значения, в пре­
делах которых осуществляется местное самоуправление,
имеется муниципальная собственность, местный бюджет и
выборные органы местного самоуправления;

13) межселенная территория территория, находящаяся вне границ поселений; возможна ситуация, когда одно муниципальное образование входит в состав другого муниципального об­разования.

 

Организация местного самоуправления строится на признании государством его автономии.

Население вправе самостоятельно решать вопро­сы о том, кто именно будет представлять его в отдельных органах местного самоуправления.

Органы государственной власти не могут образовывать органы местного самоуправления или назначать должностных лиц местного самоуправления. Населе­ние или его представители самостоятельно определяют структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Согласно ст. 132 Конституции РФ, органы ме­стного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют ох­рану общественного порядка, а также решают иные вопросы мест­ного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г. в ст. 17, конкретизируя эти конституционные положения.

К ведению местного самоуправления относит:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него
изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образо­вания;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финан­сирование муниципальных учреждений, формирование и размеще­ние муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муници­пальными предприятиями и учреждениями;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного Самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ ком­плексного социально-экономического развития муниципального об­разования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования и т.д.

7) учреждение печатного средства массовой информации для опуб­ликования муниципальных правовых актов, иной официальной, информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рас­смотрению и иные вопросы местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность населения, права и свободы граж­дан, соответствует материально-финансовым возможностям муни­ципального образования.

 

Взаимоотношения государственных органов, решающих местные вопросы, и органов местного самоуправления определяются широкими формулами, позволяющими давать относительно вольную трактовку вопросам местного значения.

Главное здесь в том, что никакой орган государственной власти не вправе вмешиваться в решения местным самоуправлением вопросов его исключительной компетенции, если, конечно, его деятельность осуществляется в соот­ветствии с требованиями законности.

Государственные органы не вправе приостанавливать или отменять по мотивам нецелесообразности решение самоуправлен­ческого органа. Но этот орган, как и любой субъект права, обязан исполнять волю государства. Поэтому он должен следовать нормам, принятым на уровне Российской Федерации и субъектов Россий­ской Федерации.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в РФ» определение общих принципов организации системы мест­ного самоуправления относится к предмету ведения федеральных ор­ганов государственной власти. Местное самоуправление в рамках его деятельности, не противоречащей закону, неподотчетно никакому государственному органу.

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления принято подразделять на экономические, организационные и юридические.

1. Экономические гарантии являются реальными, если соответствующие поселения располагают конкретными объектами собствен­ности, способными приносить реальный доход, или в их распоряжении имеются необходимые финансовые ресурсы.

С 1991 г. в отечест­венном законодательстве появился термин «муниципальная собствен­ность».

При разграничении общей государственной собственности к муниципальной собственности были отнесены

· жилищный фонд и нежилые помещения,

· жилищно-эксплутациоиные и ремонтно-стро­ительные предприятия, обслуживающие данный фонд,

· предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслужива­ния населения.

Органы местного самоуправления от имени муници­пального образования вправе свободно распоряжаться объектами, находящимися в муниципальной собственности:

· передавать их во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам,

· сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, совершать иные сделки.

Муниципальная собственность признается госу­дарством равной с иными формами собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местные бюджеты.

Государство оказывает материальную помощь местному самоуправлению, обеспечивая муниципальным образованиям минималь­ные местные бюджеты. В рамках бюджета каждого субъекта РФ должен быть сформирован фонд финансовой поддержки муниципальных образований.

Если же органы местного самоуправления выполняют отдельные государственные полномочия, связанные с дополнительными расходами, то эта их деятельность компенсируется государственными органами, принявшими соответ­ствующие решения.

 

2. Государственные организационные гарантии заключаются

· в за­креплении самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий,

· в предоставлении возможности населению самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления,

· а также через вы­борные органы местного самоуправления.

Эти гарантии предпола­гают

· установление определенного порядка взаимодействия государ­ственных органов и органов местного самоуправления,

· создание различного рода координационных, совещательных и иных рабочих органов.

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организа­циями.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (пред­ставительном) органе субъекта РФ.

Государство принимает на себя обеспечение профессиональной подготовки лиц, осуществляющих службу на должностях в органах местного само­управления. Муниципальные служащие в отношении предоставления льгот и гарантий приравниваются к государственным служащим.

 

3. Юридические гарантии предполагают принятие нормативных актов на уровне РФ и субъекта Федерации, кото­рыми обеспечивается обязательность актов местного самоуправле­ния.

Законодательную основу местного самоуправления составляют

· Конституция РФ и законодательные акты РФ,

· конституции, уставы и законодательные акты субъектов РФ.

Правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить указанным актам.

Но если акты органов государственной власти и государственных должностных лиц нарушают права местного самоуправления, то они могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномо­чий, обязательны для исполнения всеми расположенными на тер­ритории муниципального образования предприятиями, учреждения­ми и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами.

Неисполнение указанных решений вле­чет ответственность в соответствии с законами РФ и субъекта Федерации. Правовые гарантии предполагают также возможность заключения договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

 

7. ГОСУДАРСТВО И ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Трудовой коллектив понимается как совокупность всех, без какого-либо исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации, учреждении, предприятии на основе заключенного тру­дового договора.

Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание (конференция) его членов.

Собрание считается правомочным, если в нем участвует

· более половины общего числа членов трудового коллектива,

· а конференция — при наличии не менее двух третей делега­тов.

Решение общего собрания (конференции) принимается откры­тым голосованием членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции).

Действующим законодательством могут устанавливаться и иные правила принятия решений.

Так, решение об объявлении забастовки признается законным при условии, что на общем собрании присутствовало не менее двух третей от общего числа работников.

Подобные требования предъявляются и к кворуму конференции трудового коллектива. При этом необходимо, чтобы за решение об объявлении забастовки проголосовало не менее полови­ны присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Оперативное управление трудовым коллективом и контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, как правило, осуществляет Совет трудового коллектива.

Данный орган избирается общим собранием (конференцией) на срок два-три года и ответствен перед ним в своей деятельности.

Трудовой коллектив выступает равноправным и самостоятельным субъектом социального партнерства на уровне предприятий, орга­низаций, учреждений. Ему предоставляются широкие полномочия в сфере

· заключения трудового договора,

· закрепления дополнительных социально-трудовых прав и льгот,

· контроля за исполнением трудо­вого договора.

В частности, трудовым коллективам предоставляется право уполномочивать профсоюзы, иные органы

· на ведение перего­воров и подписание коллективного договора,

· утверждать единый проект коллективного договора,

· заслушивать ежегодно или в сроки, предусмотренные коллективным договором, отчеты о ходе его вы­полнения.

Общее собрание (конференция) трудового коллектива через своих специально избранных представителей может

· обращаться с заявлением в суд о наказании лиц, виновных в неисполнении обязательств коллективного договора, а также

· требовать от собственни­ка организации принять соответствующие меры к ее руководителю, не обеспечившему выполнение условий коллективного договора.

Благодаря коллективным договорам трудовой коллектив может успешно защищать свои социально-трудовые права по вопросам

· оплаты труда,

· выплаты пособий и компенсаций,

· занятости, обуче­ния, переобучения, высвобождения работников,

· улучшения усло­вий и охраны труда,

· льгот для работников, совмещающих работу с учебой, и др.

Трудовой коллектив может рассматривать и принимать общеобя­зательные для работодателя и работников решения по вопросам

· са­моуправления трудового коллектива,

· предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива,

· условий дея­тельности общественных объединений в организации.

Трудовой коллектив наделяется правом

· утверждать правила внутреннего тру­дового распорядка в организации,

· избирать комиссию по трудовым спорам,

· обсуждать и одобрять комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий,

· контро­лировать за ход выполнения планов улучшения условий труда, за соблюдением работника­ми правил по охране труда.

Действующее законодательство наделяет трудовой коллектив не только правами, но и предоставляет действенные гарантии их реаль­ного осуществления.

В борьбе за свои права трудовой коллектив орга­низации может применять все законные средства, вплоть до забас­товки.

Данный легальный способ разрешения коллективного спора применяется по решению общего собрания (конференции) трудово­го коллектива.

К сожалению, большая часть трудовых коллективов в настоящее время достаточно пассивна и не использует всех предоставленных им прав.

Трудовые коллективы по-прежнему уповают на государство, профсоюзы, добрую волю работодателя, практически не верят в свои силы, в возможность совместными действиями не только создавать материальные блага, но и укреплять, охранять собственные социаль­но-трудовые права.

 

Общий в ы в о д: функционирование политический системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы – государственные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной о общественной жизни.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Во-первых,государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация | Методы разработки структуры программы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.477 сек.