Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпишите из текста лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов




Найдите ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию.

Лексико-семантический анализ

Второй этап

Первый этап

(Создание установки на чтение)

  • Выразительное чтение учителя (создание атмосферы монолога, родившегося здесь сейчас). Пауза.
  • Создание установки на повторное чтение. Повторное чтение.

Вопросы и задания, предваряющие повторное чтение.

  • Объясните значение слова «персты».
  • Попробуйте определить размер, услышать ритм стихотворных строк.
  • Представьте спелые кисти винограда, цветущую розу, попробуйте передать свои впечатления.
  • Какие ассоциации вызывают у вас эти образы?
  • Как вы думаете, что чувствовал поэт, воссоздавая эти образы?

Разные виды анализа выполняют группы учащихся, предлагая отчёт о проделанной работе в виде микровыводов по этапам урока.

(Три вида анализа)

Задание для группы 1.

Весенние «розы» и «виноград».

Розы - «легкая весна».

Виноград - «отрада осени златой», краса долины злачной (метафора, эпитет), отрада Осень златая (эпитет), продолговатый, прозрачный (эпитеты), как персты (сравнение), дева молодая (эпитет)

Микровывод по этапу урока (создание первичной интерпретации)

Стихотворение о розах и винограде, о неповторимой и преходящей красоте весны и осени.

Переход от первичного — эмоционального — восприятия текста к более глубокой его интерпретации.

Задание для группы 2.

1.Какие ассоциации, связанные с образом розы возникают в вашем сознании? Запишите эти слова в тетрадь.

«Розы» - весна,юность», «зрелость», молодая прекрасная девушка, первая «весенняя» любовь, мечта о счастье, с предвкушением радостей предстоящей долгой жизни.

«Виноград» - осень, отрада, радость бытия, уже выводит образ винограда из чисто природной, бытовой сферы.

«Краса моей долины злачной» - «долина» нечто отвлеченное, философское и личностно-важное: «моя» долина, «злачная», то есть урожайная, вырастившая богатые плоды — не земные, но духов­ные. «Осень златая» - красота, богатство также вос­принимается не только как явление природы, но главным образом как пора человеческой зрелости, мудрости, подведения жизненных итогов.

2. Составьте таблицу и заполните ее последо­вательно — по шагам алгоритма.

Розы
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Ассоциации
Розы Увядшие Легкая весна (эпитет) Весна, красота, молодость, дева-роза, любовь, счастье Быстротечность жизни, недолговечность красоты
Виноград
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Ассоциации
Виноград Краса долины злачной (метафора, эпитет) Отрада Осень златая (эпитет) Продолговатый, прозрачный (эпитеты) Как персты (сравнение) Дева молодая (эпитет) Осень, плоды, урожай, зрелость, радость бытия, богатство духовное, подведение жизненных итогов, мудрость зрелости, зрелая красота Молодость
     

Микровывод по этапу урока: образ розы воспринимается не только как цветок: мыслен­ное любование красотой, свежестью, ароматом весенней розы влечет за собой ассоциацию с молодой прекрасной девушкой.

Еще более прозрачные ассоциации именно с человеческой, а не природной средой вызывает у нас образ винограда. Одно лишь слово «отрада», несущее в себе не вкусовые ощущения, а эмоцию радости бытия, уже выводит образ винограда из чисто природной, бытовой сферы. «Краса моей долины злачной» - это не долина в прямом смысле, а нечто отвлеченное, даже философское и личностно-важное: моя долина, причем «злачная», то есть урожайная, вырастившая богатые плоды — не земные, но духовные. И в этой ассоциативной цепи «осень златая» (эпитет «златая» влечет за собой ассоциацию и с красотой, и с богатством!) также воспринимается не только как явление природы, но главным образом как пора человеческой зрелости, мудрости, подведения жизненных итогов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.