Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Психология воинского коллектива




Для успешного решения профессиональных задач курсан­ту – будущему военному юристу, важно ра­збираться не только в психологии личности, но и в психологии коллек­тива.

Военная служба – дело коллективное. Молодые люди, поступив на слу­­жбу, направляются в подразделения, в которых они занимают то или иное положение, выполняют обязанности. В подразделении происходит взаимовлияние личного состава друг на друга, имеют место взаимная требовательность, следование примеру, обмен опытом, мнениями, настроениями. У каждого военнослужащего возникает стремление само­утвердиться, играть определенную роль в жизни подразделения. Форми­руются оценки поведения товарищей и самооценки, устанав­ливаются взаи­моотношения с командирами и товарищами.

Возникающая и существующая в каждом подразделении своеобразная психологическая атмосфера оказывает большое влияние на эффек­тивность его деятельности, уровень сплоченности, дисциплины, на работу и личность каждого воина.

Воинский коллектив отличается рядом особенностей:

· он предназначен для вооруженной защиты Родины;

· он выполняет исключительно ответственные за­дачи воинской службы, обучения, воспитания личного состава;

· показателем зрелости и высокого уровня развития воинского коллектива является его уровень боеготовности;

· взаимоотношения в воинском коллективе стро­го регламентированы воинскими уставами (единоначалие, старшие и млад­шие).

 

Таким образом, воинский коллектив характеризуется своеобразием целей и средств деятельности, взаимоотношений (единоначалие), повы­шенной зависимостью общего результата от действий каждого воина, уровнем сознательности, дисциплины, выучки, готовности к выполнению любых задач, в том числе боевых задач по защите Отечества.

Курсантский коллектив наряду с вышеописанными имеет еще некоторые особенности:

а) одна из важных целей деятельности курсантского коллектива – содействие подготовке каждого его члена к выполнению обязанностей офи­цера;

б) однородность состава (возраст, образование и т. д.);

в) строгая последовательность и планомерность учебно-познава­тель­ной деятельности;

г) сравнительно высокая степень самоуправления (участие курсантов в руководстве коллективом).

Психология воинского коллектива как особая атмосфера его жизни и деятельности обнаруживается в характере взаимоотношений, обществен­ного мнения, настроений, традиций и т. д.

Взаимоотношения военнослужащих – это различные формы их взаи­мосвязей, контактов, взаимозависимости, общения, которые рег­ламен­ти­руются воинскими уставами. Взаимоотношения в воинском коллективе строятся на основе уважения, товарищества, дружбы, взаимовыручки, строгой дисциплины, сознательности. Подчинение командирам – так­же особая, необходимая в воинской службе форма взаимоотношений. На взаимоотношения воинов влияют цели деятельности, боевая техника, обу­чение, воспитание. Взаимоотношения зависят от места, позиции, роли и статуса личности в коллективе. Отношение начальника к подчиненным должно быть требовательным, справедливым, товарищеским, принципи­альным. Противоречат уставным требованиям грубость, снисходительность, высокомерие, панибратство начальника.

Существенными компонентами психологии коллектива являются об­щественное мнение, настроение, традиции.

Общественное мнение играет важную роль в жизни общества и каждого коллектива. Это постоянно действующий элемент общественной психологии. Оно воздействует на личность, группу людей, влияет на фор­­мирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Возрастание ро­ли убеждения означает и повышение роли общественного мнения в вос­питании людей. Важно знать природу общественного мнения, его характер, условия формирования.

Мнения зависят от среды, которая является результатом не мнений, а прежде всего общественных отношений, ценностей, норм. Обществен­ное мнение является отражением в сознании людей процесса их жизни, бытия.

Личность и коллектив образуют единство. Мнение сослуживцев небез­различно для любого воина. Создание здорового общественного мне­ния в воинском (курсантском) коллективе особенно важно, поскольку у воинов (курсантов) ярко выражены потребность в дружбе, в товариществе, в обмене опытом, знаниями, а также стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет.

Коллективное настроение – это совместное переживание, длитель­­­ное эмоциональное состояние воинов, влияющее на проявление их качеств и эффективность работы. Положительные настроения (приподнятость, бодрость, уверенность в себе, в своем коллективе и т. д.) активизируют общую и индивидуальную деятельность, а отрицательные – наоборот, затрудняют. Например, в условиях войны уверенность в победе (положительное настроение) помогает преодолевать трудности, прояв­лять самоотверженность.

Что влияет на настроение коллектива, как им управлять? Главное – это значение, цели и ход деятельности, взаимоотношения, конкретные условия жизни людей, а также их воспитание и самовоспитание. Настро­­е­ние зависит от качеств людей, их мировоззрения, характера, темперамен­та, опыта, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настро­ения могут быть разные. В то же время общность условий деятельности, задач и качеств воинов, воспитания формирует общественное настроение.

Традиции – это обычаи, нормы и правила жизни людей, которые повторяются циклически, т. е. от поколения к поколению.

Боевые и трудовые традиции обеспечивают преемственность духов­ного облика людей, помогают воспитывать у них высокие качества.

К числу боевых традиций Вооруженных Сил относятся следующие:

1) добросовестное и самоотверженное выполнение воинского долга;

2) любовь к своей части, кораблю;

3) почитание Боевого знамени части;

4) взаимовыручка.

Для укрепления и развития традиций необходимо, чтобы воины глубоко понимали их сущность и значение, уважали традиции. Важно доби­ваться, чтобы каждый воин подражал герою, отличнику боевой подготов­ки, авторитетному командиру.

Важной проблемой в формировании воинских коллективов является повышение их сплоченности.

Сплоченность - это социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности военнослужащих.

В каждой из этих сфер совместной деятельности сплоченность воинского коллектива соответственно реализуется в таких компонентах, как:

· ценностно-ориентационное единство;

· профессиональная сработанность;

· психологическая совместимость.

Рассмотрим их более подробно. Ценностно-ориентационное единство объективно реализуется в общности мировоззрений членов воинского подразделения, их знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок на совместную деятельность. Расхождения во взглядах на политику, мораль, различные представления о добре и зле, о справедливости могут стать непреодолимым барьером для формирования сплоченных взаимоотношений в воинском коллективе. Субъективно ценностно-ориентационное единство реализует себя во взаимном доверии членов воинского подразделения.

Профессиональная сработанность (слаженность) объективно проявляется в высокой производительности и экономичности совместного труда, в большой скорости реагирования и безошибочности действий членов воинского коллектива по выполнению функциональных обязанностей. Субъективно сработанность проявляется в легкости достижения взаимопонимания по служебным и профессиональным вопросам, возможности предвидения действий напарника и подстраховки его в случае необходимости.

Психологическая совместимость объективно проявляется в бесконфликтности общения во внеслужебной сфере. Так, например, курсанты вынуждены находиться вместе во время занятий. Но если они вместе проводят время и после них, когда появляется свобода в выборе товарища по общению, то можно говорить об их психологической совместимости. Характер взаимоотношений в этой сфере определяется влиянием стихийно складывающихся обстоятельств (общностью увлечений, силой, верностью, желанием войти в круг наиболее авторитетных сослуживцев и т.д.).

Субъективно психологическая совместимость реализуется во взаимном эмоциональном удовлетворении от общения с сослуживцем, в стремлении общаться с ним в свободное время.

Сплоченный воинский коллектив как группа военнослужащих, объединенных общими ценностями, слаженно действующих в совместной ратной деятельности и психологически совместимых во внеслужебной сфере является целью развития любого воинского подразделения.

Для оценки уровня сплоченности или ее отдельных компонентов применяются различные опросники, методика определения ЦОЕ, социометрическая методика, и т.д.

Таким образом, воинский коллектив характеризуется наличием общей цели деятельности (подготовка к выполнению профессиональных обязанностей), единоначалием, уставными взаимоотношениями между вои­нами, уровнем организованности, целеустремленностью, дисциплиной, сознательностью, товариществом, дружбой. Психология воинского коллектива – это особая атмосфера его жизни и деятельности, которая выявляется в характере взаимоотношений, настроений, мнений, традиций, интересов воинов. Психология воинского коллектива – это регулятор поведения военнослужащих, оказывающий большое влияние на результаты их работы, формирование готовности каждого воина к сплочению кол­лектива в единое целое. Умелое руководство воинским коллективом с учетом его особенностей и влияние на его психологию – это важ­ные задачи для командиров и военных специалистов всех уровней.

Выводы:

1. Образование социальных групп обусловлено как социально-экономическими, так и психологическими причинами. Только во взаимодействии с другими людьми происходит передача и получение социального опыта, трансляция культурного наследия и преобразование чисто человеческих свойств и качеств. Только взаимодействие, кооперация позволяют достичь больших результатов труда. Только в группе происходит удовлетворение высших потребностей человека. Только группа дает чувство безопасности и защиты. В силу значительного количества разнообразных оснований, классификация групп является весьма сложной, но военному юристу необходимо хорошо разбираться во всем их многообразии.

2. Малая группа как это общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм, оказывает существенное влияние на поведение каждого человека, входящего в нее. Обладая рядом признаков (наличие личного взаимодействия, наличие эмоциональных связей, относительная длительность существования, определенность социальных ролей, наличие общих потребностей, мотивов, интересов, целей, наличие «Мы» – чувства), малая группа имеет сложную структуру, и композицию.

3. В ходе осуществления и регуляции группового социального взаимодействия внутри группы происходят различные групповые процессы, в результате чего в малой группе формируются и поддерживаются групповые нормы и групповые образования.

4. Высшим этапом развития малой группы является коллектив как группа людей, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Каждый коллектив имеет свою особую психологию, что проявляется, прежде всего, в преобладающем общественном мнении, в социальных потребностях, целях и устремлениях, в коллективных настроениях, традициях, групповых состояниях и установках, в коллективных нормах поведения, в социально-психологическом «климате» коллектива.

5. Военная служба предопределяет коллективный характер взаимодействия военнослужащих. Воинский коллектив, обладает рядом специфических особенностей: своеобразием целей и средств деятельности, взаимоотношений (единоначалие), повы­шенной зависимостью общего результата от действий каждого воина, уровнем сознательности, дисциплины, выучки, готовности к выполнению любых задач, в том числе боевых задач по защите Отечества. Важнейшим показателем развития воинского коллектива является степень его сплоченности в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности военнослужащих.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальная группа?

2. Какие виды социальных групп Вы знаете?

3. Какая группа людей может быть названа коллективом?

4. Какие проявления психологии коллектива Вам известны?

5. Дайте определение понятия «сплоченность коллектива».

6. В чем особенности воинского коллектива?

7. Каковы обьективные и субьективные проявления ценностно-ориентационного единства членов коллектива?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.