Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По делам об административных правонарушениях




 

6.1. Как свидетельствует обобщение судебной практики, наиболее распространенными ошибками, допускаемыми судьями районных (городских) судов при пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях, являются следующие:

- неправильное исчисление срока обжалования постановления;

- неверное определение подведомственности или подсудности жалоб;

- рассмотрение жалобы в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении, не извещенных о месте и времени рассмотрения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановлением мирового судьи от 23 сентября 2010 г. К. был признан виновным в совершении правонарушения и лишен права управления транспортными средствами. Возвращая жалобу на постановление без рассмотрения, судья Ленинск-Кузнецкого городского суда пришел к выводу о том, что К. пропустил срок обжалования. Между тем, из материалов дела следовало, что жалоба на постановление была подана К. 11 октября 2010 г., в день, когда он получил копию постановления.

 

В обоснование вывода о пропуске Б. срока обжалования определения должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, судья Рудничного районного суда г. Прокопьевска сослался на то, что копию постановления Б. получила 6 августа 2011 г., а жалобу подала 17 августа. При этом судья исходил из даты поступления жалобы в суд, указанной на штампе входящей корреспонденции. Но не учел, что жалобу Б. направила в суд по почте 15 августа 2011 г., т.е. совершила процессуальное действие в установленный законом срок. В связи с этим определение судьи было отменено, а жалоба Б. направлена для рассмотрения в тот же суд.

 

Инспектором ОГИБДД МОВД «Анжеро-Судженский» Ш. в отношении И. был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи от 12 мая 2011 г. производство по делу было прекращено. 8 июня 2011 г. инспектор Ш. обжаловал постановление в районный суд и одновременно заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования. Ходатайство мотивировал тем, что копию постановления он получил 30 мая 2011 г. Возвращая жалобу без рассмотрения, судья Ижморского районного суда пришел к выводу о том, что срок обжалования постановления должностным лицом был пропущен без уважительных причин. В обоснование данного вывода судья сослался на то, что копия постановления поступила в отделение ГИБДД 25 мая 2011 г., и руководство органа имело возможность ознакомить инспектора с копией постановления до 30 мая 2011 г. Однако при этом судья не учел, что частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей, наделено непосредственно должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а не орган, в котором это должностное лицо работает; и что в соответствии с частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении должна направляться не в орган, а конкретному должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении. Тогда как из материалов дела было видно, что копия постановления мировым судьей была направлена не инспектору Ш., а в отделение ОГИБДД, руководство которого ознакомило инспектора Ш. с копией постановления 30 мая 2011 г. Указанные обстоятельства послужили причиной отмены определения районного суда.

 

При разрешении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления следует помнить, что оно согласно требованиям, изложенным в части 2 статьи 24.4, пункте 2 статьи 30.4 КоАП РФ, подлежит немедленному рассмотрению на стадии подготовки к рассмотрению жалобы. В соответствии с частью 4 статьи 30.3 КоАП РФ об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении обязательно выносится определение.

К. обратился в Чебулинский районный суд с жалобой на постановление должностного лица, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования. Жалоба и ходатайство поступили в суд 4 мая 2011 г. На стадии подготовки к рассмотрению жалобы судья определения об отказе в удовлетворении ходатайства не вынес, а назначил рассмотрение жалобы на 19 мая. В назначенный день судья опросил К. и должностное лицо, которые давали пояснения об обстоятельствах правонарушения. Тем самым, приступив к рассмотрению жалобы по существу, судья фактически восстановил К. срок обжалования. Несмотря на это, по результатам рассмотрения жалобы, судья вынес определение об отказе в удовлетворении ходатайства. По этим основаниям определение судьи было отменено, а жалоба К. была возвращена в суд для рассмотрения.

 

6.2. Несмотря на то, что вопрос о разграничении подведомственности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях судам общей юрисдикции и арбитражным судам ранее освещался в предыдущих обзорах, судьи по-прежнему допускают ошибки при решении вопроса о подведомственности жалоб.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, которое в свою очередь относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. ст. 29, 202 Арбитражного процессуального кодекса). Таким образом, критериями, позволяющими отграничить подведомственность жалобы арбитражному суду, являются следующие:

- правовой статус субъекта правонарушения (юридическое лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица),

- совершение правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии любого из указанных критериев жалоба подведомственна суду общей юрисдикции.

Постановлением государственного инспектора по надзору за металлургическими и коксохимическими производствами ОАО «Г» было подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушения требований промышленной безопасности. Данное постановление общество первоначально обжаловало в Гурьевский городской суд, но позднее заявило ходатайство о прекращении производства по делу в связи с подведомственностью жалобы арбитражному суду. Однако судья в удовлетворении данного ходатайства отказал и рассмотрел жалобу по существу. При этом судья не привел мотивов, по которым счел доводы ходатайства необоснованными, и не проверил, были ли нарушения, перечисленные в постановлении, допущены обществом в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. В связи с этим решение судьи было отменено.

 

Возвращая жалобу А. без рассмотрения, судья Заводского районного суда г. Кемерово пришел к выводу о том, что ее рассмотрение подведомственно арбитражному суду. Однако судья не учел, что А. был привлечен к административной ответственности в качестве директора государственного учреждения, а не как индивидуальный предприниматель.

 

6.3. Затруднения при определении территориальной подсудности жалоб у судей возникают только по делам, рассмотренным должностными лицами, а также по жалобам на решения вышестоящих должностных лиц.

Поскольку пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, судьям для решения вопроса о территориальной подсудности жалобы следует правильно установить место рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения, т.е. по месту, где были совершены противоправные действия (бездействие). Однако зачастую дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, юрисдикция которых распространяется на несколько или все муниципальные образования Кемеровской области. При этом постановление, как правило, выносится должностным лицом на месте его постоянной дислокации, часто не совпадающем с местом совершения правонарушения. В этом случае судьям следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым при определении территориальной подсудности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом рассмотрено дело.

По месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено в трех случаях: если этим лицом было заявлено ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, и если такое ходатайство было удовлетворено (второе предложение части 1 статьи 29.5 КоАП РФ); если правонарушитель является несовершеннолетним (часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ); а также по делам об административных правонарушениях предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ (часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

В случае, когда местом совершения административного правонарушения является территория другого государства, дело рассматривается по месту выявления административного правонарушения, при условии, если это предусмотрено международным договором (часть 1.1 статьи 29.5 КоАП РФ).

Дела, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, или административных правонарушениях в области благоустройства территории, предусмотренных законом Кемеровской области, совершенных с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Таким образом, за исключением вышеперечисленных случаев жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена тем судом, на территории которого было совершено правонарушение и рассмотрено дело.

ООО «Ю.», расположенное в г. Юрге, было подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов без соответствующей лицензии. Постановление по делу было вынесено должностным лицом отдела по надзору за объектами транспортирования опасных веществ, газораспределения и газопотребления. Разрешая жалобу общества, поданную по месту нахождения органа, от имени которого дело было рассмотрено должностным лицом, судья Рудничного районного суда г. Кемерово не учел, что административное расследование по делу не проводилась, а юрисдикция отдела по надзору за объектами транспортирования опасных веществ, газораспределения и газопотребления распространяется на всю Кемеровскую область.

 

В случае, когда наряду с постановлением обжалуется и решение вышестоящего должностного лица либо только решение вышестоящего должностного лица, жалоба может быть подана также в районный суд по месту рассмотрения жалобы (часть 1 статьи 30.9 КоАП РФ). Из чего следует, что в этом случае жалоба по выбору лица может быть подана как по месту рассмотрения дела, так и по месту рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом.

Постановлением инспектора ОГИБДД УВД по г. Кемерово В. был подвергнут штрафу за административное правонарушение, совершенное в Заводском районе г. Кемерово. Первоначальная жалоба В. на постановление была рассмотрена и.о. командира ОБДПС ОГИБДД по г. Кемерово. В последующем постановление и решение вышестоящего должностного лица В. обжаловал в Центральный районный суд г. Кемерово по месту рассмотрения жалобы на постановление вышестоящим должностным лицом. В нарушение вышеуказанных положений закона судья Центрального районного суда г. Кемерово направил жалобу для рассмотрения в суд по месту совершения правонарушения, т.е. в Заводской районный суд г. Кемерово, который и рассмотрел жалобу по существу. Обжалуя судебное решение, защитник сослался, в том числе и на нарушение права В. на рассмотрение жалобы тем судом, которому она была подсудна, и по этим основаниям судебные определение и решение были отмены Кемеровским областным судом, а жалоба была направлена для рассмотрения в Центральный районный суд г. Кемерово.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, при поступлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, судьям следует учитывать, что срок обжалования, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, начинает течь с момента вручения или получения копии решения вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление.

Отказывая И. в принятии жалобы на постановление инспектора ОГИБДД и решение вышестоящего должностного лица, судья Заводского районного суда г. Кемерово в обоснование вывода о пропуске И. срока обжалования сослался на то, что копия решения вышестоящего должностного лица была выслана И. по почте, но при этом не установил, когда И. фактически получила эту копию, т.е. не установил дату начала течения процессуального срока. Поэтому его вывод об истечении срока обжалования был признан преждевременным, а определение отменено.

 

6.4. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичные положения содержит часть 3 статьи 25.2 КоАП РФ, регламентирующая процессуальные права потерпевшего.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Анализ перечисленных норм свидетельствует о том, что жалоба может быть рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, законного представителя, потерпевшего, а также защитника и представителя потерпевшего, если они являются участниками производства по делу, при условии, что перечисленные лица были извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.

В нарушение этих требований закона судья Заводского районного суда г. Кемерово рассмотрел жалобу К. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в его отсутствие. Тогда как сведения о том, что К. был извещен о месте и времени рассмотрения жалобы в материалах дела отсутствовали.

Решения судей Заводского районного суда г. Кемерово по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях по указанным основаниям в 2011 г. отменялись неоднократно.

 

6.5. Рассматривая жалобы, судьи не всегда выполняют требования, установленные частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.

При составлении протокола об административном правонарушении Б. в установленном законом порядке заявил ходатайство о рассмотрении дела с участием защитника. Однако дело было рассмотрено должностным лицом в отсутствие защитника. Отказывая Б. в удовлетворении жалобы, судья Заводского районного суда г. Кемерово сослался на то, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не обязывает сотрудников ГИБДД предоставлять лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника. Однако судья не учел, что праву лица на получение юридической помощи защитника, предусмотренному частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, корреспондирует обязанность должностного лица, осуществляющею производство по делу, создать возможность для реализации указанного права. Из материалов дела следовало, что ходатайство о рассмотрении дела с участием защитника Б. заявил сразу при составлении протокола об административном правонарушении (10 марта 2011 г. в 13 час. 35 мин.), а дело было рассмотрено должностным лицом в этот же день в 13 час. 45 мин., т.е. через 10 мин. после составления протокола об административном правонарушении. Указанные обстоятельства свидетельствовали о том, что порядок привлечения Б. к административной ответственности соблюден не был, т.к. он был лишен реальной возможности воспользоваться юридической помощью защитника. Указанные нарушения послужили основаниям для отмены не только решения судьи, но и постановления инспектора ОГИБДД при пересмотре дела Кемеровским областным судом.

 

6.6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо требований к содержанию жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, поэтому возврат жалобы Г. судьей Березовского городского суда со ссылкой на то, что к жалобе не приложена копия обжалуемого постановления, был признан незаконным.

 

Раздел VII. Иные процессуальные нарушения

7.1. В соответствии с ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 475, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения, в присутствии двух понятых.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Перечисленные требования закона не были учтены мировым судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Новокузнецка, который, признавая Г. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, как на одно из доказательств его вины сослался на акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Однако при этом судья не учел, что при освидетельствовании Г. на состояние алкогольного опьянения в качестве понятых были привлечены другие участники дорожно-транспортного происшествия, транспортные средства которых были повреждены. При таких обстоятельствах основания считать их не заинтересованными в исходе дела лицами отсутствовали.

Таким образом, освидетельствование Г. на состояние алкогольного опьянения было произведено с нарушением установленного законом порядка, и поэтому акт освидетельствования не мог быть использован в качестве доказательства по делу. Указанные нарушения послужили основанием к отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

 

7.2. Сославшись на отсутствие у защитника письменной доверенности, мировой судья судебного участка № 3 Ленинского района г. Кемерово отказал Ф. удовлетворении ходатайства о допуске к участию в деле защитника и рассмотрел дело в его отсутствие. Однако основания для отказа в удовлетворении ходатайства, заявленного в установленном порядке, отсутствовали, поскольку оно было заявлено Ф. непосредственно в судебном заседании. При таких обстоятельствах ввиду нарушения права Ф. на защиту вынесенные по делу судебные постановления в порядке надзора были отменены.

 

7.3. В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении в течение трех дней со дня его вынесения.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении наделено непосредственно должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а не орган, от имени которого этот протокол был составлен. Поэтому при направлении копии постановления в сопроводительном письме наряду с наименованием органа следует указывать должность и фамилию должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Раздел VIII. Делопроизводство

Не по всем делам об административных правонарушениях производство ведется надлежащим образом. Зачастую в делах отсутствуют справочные листы, опись и нумерация листов, сведения о направлении и вручении копий постановлений (решений) не указываются либо указываются неверно.

Поэтому напоминаем, что делопроизводство по делам об административных правонарушениях должно вестись в точном соответствии с требованиями Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. № 36 (в ред. приказа от 19.12.2011 г.).

 

Раздел IX. Законодательство и судебная практика

 

1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» которым были изменены статьи 3.10. 20.25, 23.68, 27.1 - 27.3, 28.3, 29.10. 31.3. 32.9, 32.10 Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся такого вида административного наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации, а также Кодекс был дополнен статями 17.8.1 и 27.19.

 

9 февраля 2012 г. Пленумом Верховного Суда РФ было принято постановление № 2 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данные изменения касаются применения главы 12 КоАП РФ.

 

Судебный состав по административным

делам Кемеровского областного суда

Статья 3.2. Виды административных наказаний

 

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

 

Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

 

1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

 

Статья 3.4. Предупреждение

 

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

 

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 

Статья 3.5. Административный штраф

 

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

 

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 настоящего Кодекса, - пяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 411-ФЗ)

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 16.11.2011 N 312-ФЗ)

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетного учреждения (далее также - контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков или контракты);

(п. 5 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ)

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных статьями 7.27 и 7.27.1 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, а в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса, - стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

(в ред. Федеральных законов от 16.05.2008 N 74-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 16.11.2011 N 312-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

 

Статья 3.6. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ.

 

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

 

 

О проверке конституционности части 1 статьи 3.7 КоАП РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 N 6-П.

 

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

 

Статья 3.8. Лишение специального права

 

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)

 

Статья 3.9. Административный арест

 

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

 

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

 

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

(часть третья введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(часть 6 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

 

Статья 3.11. Дисквалификация

 

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

 

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 413-ФЗ)

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 413-ФЗ)

 

Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

 

(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

 

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности.

(в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ)

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 421-ФЗ)

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.