Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды субъектов международного права




ТЕМА 3. Субъекты современного международного права.

Понятие субъектов права в теории полностью распространяются и на международное право, несмотря на то, что последнее имеет некоторые особенности. Субъектами международного права являются участники международных правоотношений, наделенные субъективными юридическими правами и обязанностями. Последние обладают способностью самостоятельно участвовать в международных отношениях; непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими субъектами; обладают независимостью. Субъекты международного права делятся на две группы: первичные и вторичные. К первичной группе относятся государства, обладающие суверенитетом; нации и народы, борющиеся за свою независимость. Последние реализуют свое право на самоопределение. Эти две группы субъектов объединены в первичную группу, так как обладают общим признаком – суверенитетом. У государства –государственный, у нации и народа, борющегося за свою независимость – национальный. Вторичная группа представлена международными организациями и государственноподобными образованиями. Особую группу субъектов международного права составляют физические лица.

Государства как основные субъекты международного права. Республика Казахстан – субъект международного права.

Для государства как субъекта международного права характеры особые политико-юридические признаки – верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В силу своей суверенности государство обладает правосубъектностью ipso facto, т.е. в результате факта своего существования. Дееспособность государства проявляется в участии его в международной договорной практике, в результате установления дипломатических и консульских отношений, вопросов членства в международных организациях. Наличие государства как субъекта международного права составляет своеобразие международной системы. С одной стороны, государство является частью международной системы, с другой – может развиваться вне ее. Например, Албания в начале 60 годов ХХ столетия вышла из состава международных организаций, прекратила дипломатические и консульские отношения с другими государствами, решив развиваться автономно. Но история развития международного права знает немало примеров, когда государство исчерпывает полностью внутренний потенциал. Возникает объективная потребность в международном сотрудничестве. Этот исторический путь прошла Албания, став в настоящее время полноправным субъектом международного права.

Вопросы правосубъектности всегда занимали фундаментальное место в науке международного права. И это вполне естественно, так как международное право регулирует отношения между субъектами, круг которых изменялся в связи с важнейшими явлениями международной жизни.

В последние годы существования Советского Союза в союзных республиках, в том числе и Казахской ССР, наблюдалась тенденция к реальному суверенитету и международной правосубъектности. Последняя выражалась в принятии ряда нормативных актов и законов, которая разграничивала компетенцию Союза и союзных республик. Именно в этот период принимаются Закон “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР” от 3 апреля 1990г. В нашей республике эта тенденция выразилась в принятии ряда законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность государства, а именно, законов “Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР” от 15 декабря 1990года; “О свободных экономических зонах в Казахской ССР” от 30 ноября 1990 года; “О валютном регулировании в Казахской ССР” от 14 июня 1991 года, в издании Указов Президента Казахской ССР, некоторых положений Кабинета Министров.

Вышеперечисленные законы подтвердили внешнеэкономическую самостоятельность государства. Но именно Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая Верховным Советом республики 25 октября 1990 г., подтвердила намерение Казахстана стать самостоятельным и независимым государством, полноправным субъектом международных отношений. Аналогичные акты были приняты почти во всех субъектах союзной федерации, т.е. реально проявился кризис союзного руководства. 16 декабря 1991 года был принят конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”, реально провозгласивший независимое, самостоятельное государство.

Вступив в мировое сообщество, Республика Казахстан должна была стать его реальным членом, развивая и реализуя свою международную правосубъектность. В международном праве объективными свойствами субъекта являются: во-первых, - суверенитет, характерный для основных субъектов международного права; во –вторых, - самостоятельная договорная практика; в-третьих, - обмен дипломатическими и консульскими представительствами и иностранными государствами; в-четвертых, - участие суверенного государства в деятельности международных организаций.

Необходимо отметить, что данными свойствами обладала Казахская ССР, однако последние проявлялись в опосредованной международной правосубъектности. Именно с 1991 года суверенный Казахстан обладает непосредственной правосубъектностью. Это позволило Республике Казахстан иметь самостоятельный международно-правовой статус; на основе международного права иметь права и обязанности; быть участником международного правотворчества.

Для международной правосубъектности Республики Казахстан необходимо было обладать суверенитетом как формой проявления права на самоопределение. Суверенитет позволяет государству быть независимой политической организацией во внутренних и внешних отношениях. Отмечая положение государства с позиций международного права, мы определяем не только его классовую сущность, но и международную правовую основу, и такие элементы как власть, территория, население. В соответствии со статьей 2, пунктом 2 Конституции Республики Казахстан “суверенитет Республики распространяется на всю его территорию, Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории". Подтверждением данных конституционных норм является принятие 13 января 1993 г. закона “О государственной границе Республики Казахстан”, подписание в рамках СНГ Соглашения о сотрудничестве государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992г., Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ от 15 апреля 1994 г., договорные положения о казахстанско-китайской государственной границе от 26 апреля 1994 г., о сотрудничестве и охране внешних границ с Российской Федерацией от 21 октября 1994 г. В настоящее время положительно решен вопрос о делимитации и демаркации казахстансско-китайских границ. Республика Казахстан заинтересована в том, чтобы создать надежную линию безопасности в вопросах пересмотра своих границ. Любое миролюбивое государство имеет самостоятельную систему исполнительных, законодательных и судебных органов. Это определяется конституционными нормами - ст.3, п.4; Указами Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционного закона “О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов”, “О Правительстве Республики Казахстан”, “О Президенте Республики Казахстан”, “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, “О судах и статусе судей в Республике Казахстан”. Таким образом, в Казахстане установлен важный принцип разделения и взаимодействия между собой всех ветвей власти с использованием системы сдержок и противовесов. При этом молодым, суверенным государством активно использовался опыт зарубежного государственного строительства. К примеру, при учреждении поста главы государства, двухпалатной структуре Парламента, определении статуса Конституционного Совета, правовых основ правосудия. Естественно, что имеются различия в объемах правомочий, закрепленных в конституциях различных государств за исполнительной, законодательной и судебной власти.

Бесспорным приоритетом любого миролюбивого государства является обеспечение прав и свобод человека. В международном праве население государства представлено собственными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В зависимости от степени законодательного закрепления этих групп населения, соответствия имеющихся национальных стандартов в области защиты прав человека международным стандартам, можно говорить о реальностях международной правосубъектности.

Национальное законодательство в вопросах статуса личности обеспечивается конституционными положениями – раздел II Конституции Республики Казахстан; Законом о гражданстве от 20 декабря 1991 г., Указом Президента, имеющего силу закона от 19 июня 1995 г. “О правовом положении иностранных граждан”; системой двусторонних и многосторонних договоров с иностранными государствами. Справедливости ради необходимо констатировать, что именно в вопросах соответствия национального стандарта международным нормам, молодое суверенное государство должно совершить, своего рода, революцию и эволюцию. Мы имеем в виду то обстоятельство, что наше государство, к сожалению, не присоединилось ко многим, не ратифицировала некоторые важные международно-правовые акты в области защиты прав личности.

Много дискуссий вызвал институт бипатризма на первоначальных этапах становления казахстанской государственности. В нашем обществе двойное гражданство представляется не целесообразным государственно-правовым институтом. Конституционные нормы констатируют не признание гражданства другого государства. В 1995 году, когда были внесены изменения в вышеупомянутый Закон о гражданстве, было подписано соглашение с Российской Федерацией “Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан” от 20 января 1995 г. Год спустя Республика Казахстан ратифицирует Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств.

Следующим объективным свойством международной правосубъектности Республики Казахстан является самостоятельная договорная практика. За годы независимости Казахстан создал обширную договорно-правовую базу, которая обеспечивает государству ускоренный процесс интеграции в хозяйственные связи со всеми странами, активное участие в приоритетных направлениях внешнеполитической деятельности. На нынешнем этапе Казахстан практически реализовал достигнутые договоренности по двусторонним и многосторонним международным договорам. Международные договоренности основаны на нормах и принципах международного права; предназначены для укрепления различных сфер сотрудничества с учетом стратегических задач. Договорная практика Казахстана используется как надежный инструмент для урегулирования взаимоотношений с государствами, в том числе, как средство урегулирования спорных вопросов, предотвращения возможных конфликтов. Вопросам укрепления, развития и обновления договорно-правовой базы уделяется постоянное внимание. Договорно-правовое управление МИД Республики Казахстан определяет общие стратегические задачи, приоритетные направления, которые должны основываться на долговременной, прочной правовой базе. Это, на наш взгляд, обеспечивается присоединением РК к Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г; принятием самостоятельного Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона “О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров” от 12 декабря 1995 г. Анализ договорных положений Казахстана с иностранными государствами позволяет определить объекты правового регулирования. Это, прежде всего, вопросы, последовательного укрепления безопасности, стабильности государства, его политического и экономического суверенитета и независимости, создания условий для привлечения иностранных инвестиций, вопросы налогового и таможенного контроля.

В целях обеспечения безопасности Казахстан заключил договоры о коллективной безопасности, как в рамках СНГ, так и на мировом уровне. К примеру, страны-участницы СНГ подписали соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия в 1991г., соглашение о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения в 1992 г. Республика Казахстан подписала Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия в Будапеште в 1994 г., соглашение с МАГАТЭ о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия в 1994 г. Таким образом, вопросы безопасности получили договорное обеспечение на длительную перспективу. Важное стратегическое значение имеет дальнейшее укрепление отношений с Россией, Китаем, странами СНГ. Договорные отношения строятся на основе принципов добрососедства, равноправия, уважения независимости, взаимного доверия. Приоритетное направление в договорной политике уделяется взаимоотношениям, укреплению демократического партнерства с США. В настоящее время и в ближайшем будущем необходимо практически реализовать достигнутые договоренности с американской стороной, выработать новые положения, отражающие требования нынешнего уровня отношений.

В вопросах экономического сотрудничества Республика Казахстан придает первостепенное значение соглашениям о поощрении и взаимной защите инвестиций. В последнее время Казахстан заключает конвенции об избежании двойного налогообложения. Это позволяет достичь качества торгово-экономических отношений, обеспечить условия для устранения законодательных “барьеров” на пути хозяйствующих субъектов. Целесообразно продолжать практику заключения соглашений об оказании финансовой помощи, предоставлении кредитов и грантов с Всемирным и Европейским банками развития и реконструкции, Азиатским и Исламским банками развития. Вопросы создания договорно-правовой базы с иностранными государствами, международными организациями способствуют созданию благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества. Однако, бесспорно, что позитивные результаты возможны лишь при практической реализации достигнутых договоренностей. Последнее возможно при оптимальной координации усилий всех министерств и ведомств, дипломатических и консульских представительств за рубежом по вопросам реализации договорных положений и соглашений, обеспечения мониторинга в ходе исполнения сторонами своих обязательств.

Провозглашение независимости и приобретение суверенитета Республикой Казахстан расширили политические, экономические, научно-технические, культурные и другие отношения с иностранными государствами. Это создало необходимость обновления форм и методов общения с международным сообществом. Возрастание международных отношений, увеличение казахстанских представительств и количества казахстанских граждан, находящихся за рубежом внесли качественные изменения в содержание дипломатической и консульской служб. Весной 1993 года Казахстан присоединился к международным стандартам в области отправления внешней политики. В соответствии с Венской Конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях, Венской Конвенцией 1963 г. о консульских сношениях Республика Казахстан устанавливает отношения на уровне посольства, миссии или консульского округа. При дипломатических отношениях мы использовали различные формы. К примеру, формой установления дипломатических отношений были личные послания глав государств Президенту Республики Казахстан /CША, Новая Зеландия/, совместное коммюнике министров иностранных дел об установлении дипломатических отношений /КНР, Испания, Австрия/, протокол об установлении дипломатических отношений /Монголия, Франция, Индия/, обмен нотами /ЮАР, Египет, Израиль/. Для консульских отношений наиболее распространенной формой являются подписание консульских конвенций /Российская Федерация, Венгерская Республика/, соглашений о взаимном признании виз /Республика Грузия, страны СНГ/, меморандумов о взаимных поездках граждан и взаимопонимании по выдаче виз /Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Иран/, консульских договоров / Украина, Туркменистан/.

Учитывая опыт зарубежных государств, Казахстан принимает собственное законодательство об организации дипломатической и консульской служб, совершенствует работу внешнеполитического ведомства – Министерства Иностранных дел, разрабатывает специальные инструктивные материалы о консульской легализации; о порядке истребования документов, касающихся обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранных лиц и лиц без гражданства через учреждения МИД; о порядке учета и регистрации казахстанских граждан за рубежом; о порядке оформления разрешения на постоянное место жительство за границей граждан Казахстана и многие другие.

Дипломатическая служба в Республике Казахстан является профессиональной деятельностью граждан в государственных органах, которые осуществляют внешнеполитическую деятельность в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Порядок назначения на дипломатические должности соответствуют международному стандарту. Так, например, на дипломатическую службу назначаются граждане Казахстана, имеющие высшее образование, владеющие иностранным языком, обладающие специальными знаниями, необходимыми для работы. По нашему мнению, в скором будущем мы обязаны будем оговорить такие условия как наличие специального высшего образования и знания государственного языка. Эти изменения будут продиктованы объективными обстоятельствами времени. Порядок назначения министра иностранных дел, особенности прохождения и прекращения дипломатической службы, вопросы обеспечения, гарантии и компенсации, объем прав и обязанностей, ответственность сотрудников дипломатической службы обеспечивают этой части государственной службы особое положение.

Дипломатические и консульские отношения нашего государства обеспечивают представительство с иностранными государствами и международными организациями; участие Казахстана в деятельности ООН, обеспечение интересов государства в различных вопросах внешней политики. С помощью дипломатических средств и методов реализуются усилия государства по обеспечению международного мира, коллективной и региональной безопасности.

Наряду с развитием дипломатических и консульских отношений, Казахстан участвует в работе постоянных и временных международных организаций. Это свойство правосубъектности наглядно иллюстрирует внешнее признание и обеспечение независимости государства. 2 марта 1992 г. Республика Казахстан была принята в члены Организации Объединенных Наций. Необходимо подчеркнуть, что этому предшествовало одобрение без голосования резолюции Совета Безопасности, рекомендующей Генеральной Ассамблеи принять Республику Казахстан в члены ООН. С первых дней членства в ООН Казахстан выдвинул ряд прогрессивных инициатив. К примеру, Казахстан предложил провести специальную сессию Генеральной Ассамблеи для обсуждения проблем постконфронтальной эпохи; создать фонд миротворческих усилий ООН. Предложение казахстанской делегации о проведении поэтапного совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии выполняется в настоящее время. До сих пор актуальны предложения о структурных изменениях в ООН, в частности вопросы, касающиеся состава постоянных членов Совета Безопасности. Казахстан предложил увеличить количество с 5 до 8 постоянных членов Совета Безопасности ООН, а именно, был поставлен вопрос о членстве Германии, Японии и одного из развивающихся государств. Формула “1+1”, предложенная Казахстаном, предусматривает ежегодное сокращение военных бюджетов государств на 1% в пользу формирования фонда ООН на установление, поддержание и укрепление мира.

Организация Объединенных Наций приступила к своей деятельности в Казахстане в 1993 году, учредив офисы своих агентств, а именно: ПРООН – Программа развития ООН, ДООН - Добровольцы ООН, Всемирный Банк, ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения, ЮНЕСКО _ ООН пог вопросам образования, науки и культуры, ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН, УВКБ – Управление Верховного Комиссара ООН по вопросам беженцев, ЮНДКП – Программа ООН по контролю над наркотиками, ООН/ДОИ – Департамент общественной информации, ЮНИДО - ООН по промышленному развитию,ООН/СПИД, МОТ –Международная организация труда и другие. Усилия вышеперечисленных подразделений ООН направлены на содействие социально-экономической стабилизации и устойчивого развития Казахстана. К примеру, работают три программы оказания финансовой помощи, на осуществление которых было потрачено 460 млн. долларов США. При содействии Всемирного Банка, международного Валютного Фонда, Правительство Казахстана ввело в действие трехгодичную программу на сумму 450 млн. долларов США. Международный Валютный Фонд организовывает специальные курсы в Вашингтоне и Вене. В настоящее время в рамках ООН реализуются такие проекты как обустройство 1500 афганских беженцев- этнических казахов в Южном Казахстане, оказание материальной помощи наиболее незащищенным группам беженцев через Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

Представляется верным, определить необходимость выработки национальной концепции своей политики в отношении с международными организациями. Более того, считаем, что с учетом целесообразности и выгодности, надо наметить цели, задачи и основные приоритеты для выбора необходимых и желательных международных организаций, членство в которых могло бы принести государству максимальную пользу.

Международная правосубъектность характерна любому суверенному государству, и является по своему происхождению и характеру первоначальной и основной. Она не ограничена ни во времени, ни в пространстве, ни в предмете правового регулирования. Правосубъектность служит общей предпосылкой для участия в международных правоотношениях, государства взаимно определяют правовой статус, конкретизируют права и обязанности. Республика Казахстан является открытым евразийским государством, готовым на взаимовыгодных условиях сотрудничать с другими государствами. При этом содержанием нашей внешней политики являются взаимный учет интересов, взаимопонимание, целесообразность такого сотрудничества, невмешательство во внутренние дела партнера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.