Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовые вопросы гражданства

Правовое положение населения любого государства определяется его внутренним законодательством. Но это не исключает возможности и целесообразности сотрудничество государств в этой области.

Международно-правовое регулирование положения населения.

ТЕМА 9. Вопросы населения в международном публичном праве. Права человека

Население любого государства представляет собой совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Состав населения, как правило, представлен собственными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом возможны варианты, когда та или иная категория населения имеет «смешанный статус», т.е. лица, имеют двойное гражданство. Кроме понятия «населения» в узком смысле слова, иногда встречается толкование в широком смысле слова, а именно, под населением понимают всех жителей земного шара.

В международном праве имеется система договорных и обычных норм, регулирующих вопросы гражданства. Например, к ним относятся международно-правовые нормы по вопросам гражданства, определения правового статуса иностранцев, бипатридов, лиц без гражданства. Особое место в вопросах международно-правового регулирования отводится изучению проблем и перспектив сотрудничества в области прав человека. Более того, необходимо отметить, что все изменения, происходящие в международном праве прямо или косвенно затрагивают вопросы населения. Например, когда государства координируют свои действия в вопросах сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, одновременно решаются вопросы о выдаче преступника. Если государства сотрудничают в сфере космических исследований, то возникают правовые проблемы оказания помощи экипажу космического корабля в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Когда государства, к сожалению, находятся в состоянии вооруженного конфликта, обоюдно решаются вопросы защиты жертв войны. Для государств, сопредельных с воюющими, возникают проблемы обеспечения беженцев жильем, питанием, одеждой. Бесспорно, что косвенное влияние международно-правовых норм на положение населения государства разнообразно; с качественными изменениями в международно-правовом сотрудничестве усиливается степень и качество воздействия на внутреннее законодательство.

Таким образом, в международном праве наблюдается два направления воздействия международного права на положение населения отдельного государства.

Первое направление характеризуется воздействием общего характера. Оно имеет место, когда нормы международного права не имеют объектами своего воздействия конкретно ту или иную часть населения. Но при этом, международные стандарты побуждают государство внести изменения в правовое положение той или иной части населения. Например, одним из условий членства в Совете Европы является отмена смертной казни в национальном уголовном законодательстве. К примеру, система общепризнанных принципов международного права не влекут за собой изменения в правовом положении населения.. Но влияние этих принципов, бесспорно, изменяет содержание их гражданской правоспособности. Принцип уважения прав и основных свобод человека обеспечивает создание максимальных правовых условий для свободного развития человеческой личности. Государства обязаны в своей политической и экономической деятельности руководствоваться этим принципом. Они обязаны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод в соответствии с уставными положениями Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларации прав человека, Пактами о правах человека и другими актами. Государства, на территории которых имеются национальные и иные меньшинства, должны уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, предоставлять им полную возможность фактического пользования правами и основными свободами человека.

Второе направление – конкретное воздействие норм международного права на положение населения. Это воздействие носит целенаправленный характер. Такие нормы закрепляют право или обязанность государства наделить определенные категории населения теми или иными правами или обязанностями. Например, Конвенция о правах ребенка 1989 года определяет международные стандарты в вопросах защиты детей. Соответственно, любое государство корректирует национальные нормы семейного права в соответствии с конвенционными нормами. Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств –участников Содружества Независимых Государств 1996 года обеспечивает ее участникам единообразный, упрощенный порядок приобретения гражданства.

Таким образом, современное международное право, оставаясь по своей природе межгосударственным правом, все чаще и в большом объеме защищает правовое положение населения и общечеловеческие ценности. Принцип уважения прав и основных свобод человека породило целую систему договорных и обычных норм в международном праве. Появились новые принципы и институты международного права, имеющих отношение к статусу населения. Есть все основания считать, что права человека составляют специфичную отрасль современного международного права, которая в настоящее время развивается и совершенствуется.

 

Вопросы гражданства имеют большое значение в современных международных отношениях. Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь личности с государством, которая характеризуется наличием определенных объемов прав и обязанностей в отношении государства, а также правами и обязанностями государства по отношению к личности. Гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем, это - и институт международного публичного права. Еще в начале XX века вопросы гражданства были полной монополией национального законодательства. К концу XX века все большее количество вопросов гражданства обеспечивается нормами международного права. Например, в конвенционных нормах государства устанавливают согласованный, компромиссный порядок установления гражданства. Несмотря на то, что условия и процедуры принятия гражданства находятся в сфере суверенного права государства, существуют унифицированные правила, согласно которым государства придерживаются определенных правил.

Институт гражданства возник в период развития буржуазных революций. Понятие «поданный» сохранилось в законодательных актах некоторых государств. действующее законодательство о гражданстве различает два способа приобретения гражданства: в силу рождения (филиации) и в порядке натурализации (укоренения). В первом случае приобретение гражданства происходит вне зависимости от воли физического лица, во-втором, - необходимо наличие желания или согласия лица на приобретение гражданства, а также наличие определенных условий, установленных законом.

В случае приобретения гражданства в силу рождения применяются два принципа – «право крови» - (jus sanguinis) - приобретение гражданства по рождению и «право почвы»- (jus soli) - приобретение гражданства по месторождению.

Принцип «право крови» действует на территории Европы (Австрия, Италия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и другие). Принципом «право почвы» руководствуется законодательство латиноамериканских государств. Законодательство о гражданстве некоторых государств сочетает оба указанных принципа (США, Великобритания, Индия и другие). В соответствии со статьей 10 Закона о гражданстве Республики Казахстан 1991 года наше государство применяет принцип «право крови».

Натурализация – прием в гражданство какого-либо государства по просьбе заинтересованного лица. Порядок и условия натурализации определяются законодательством государства. В порядке натурализации гражданство приобретается:

¨ вступлением гражданина (гражданки) одного государства в брак с гражданкой (гражданином) другого государства;

¨ усыновления гражданами одного государства ребенка, не имеющего гражданства или имевшего гражданства другого государства;

¨ оптации (выбора) гражданства. Право оптации предоставляется на основе международного договора или в одностороннем порядке. Оптация в широком смысле слова – выбор одного из гражданств, которое лицо уже имеет. Однако оптация может иметь и иную форму, представляя собой способ приобретения нового гражданства, которого лицо ранее не имело, и отказ от прежнего, которое оно имело.

В случае натурализации существуют определенные условия, предусмотренные законодательством данной страны. Например, американское законодательство о гражданстве предусматривает ценз оседлости – 5 лет, знание английского языка, принесение присяги на верность. При этом, законодательство США не натурализует гражданство, если лицо является коммунистом и атеистом. Для приобретения гражданства во Франции необходимо прожить определенное количество лет, при этом кандидат должен иметь высокие моральные черты; в биографии не должно присутствовать элементов бродяжничества, проституции. Законодательство некоторых государств предусматривает профессиональный ценз, вернее, предпочтение при натурализации, например, швейцарского законодательства отдается лицам, имеющим профессии сыровара или часовщика.

Перемена гражданства возможна в результате перехода части территории одного государства к другому, т.е. цессии. При этом возможны два варианта приобретения гражданства:

¨ добровольный выбор одного из двух гражданств;

¨ автоматическое изменение гражданства – трансферт – передача населения территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно, от одного гражданства в другое.

Коллизионные нормы о гражданстве порождают безгражданство (апатризм) или двойное гражданство (бипатризм).

В международной практике имеется категория лиц, не имеющая гражданства какого-либо государства, т.е. апатриды. Например, законодательство страны женщины, вступившей в законный брак с иностранцем, применяет принцип «жена следует гражданству мужа». При таких условиях женщина выходит из гражданства своей страны, а законодательство страны мужа не предоставило ей гражданства, так как не выполнены соответствующие формальности. Возможен и другой, достаточно распространенный способ апатризма: лицо лишено гражданства, либо добровольно вышло из гражданства того или иного государства и не приобрело гражданства другого государства. Правовое положение апатридов определяется законодательством страны пребывания. В целях обеспечения безопасности государства пребывания апатридам должны предоставляться основные права и свободы человека. Наличие апатридов является правовой «аномалией» для международного и внутригосударственного права, поэтому государства стремятся к уменьшению числа лиц без гражданства в своем государстве. Например, казахстанское законодательство о гражданстве предусматривает, что ребенок, оба родителя которого не известны, является гражданином Республика Казахстан – статья 13 Закона о гражданстве 1991 года. Ребенок, родившийся на территории Республики Казахстан у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительство на территории Республики Казахстан, является гражданином Республики Казахстан – статья 14 Закона о гражданстве 1991 года. Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан, а другой являлся лицом без гражданства, либо гражданство его неизвестно, является гражданином Республика Казахстан независимо от места рождения - статья 12 Закона о гражданстве.

Современное международное право определяет статус апатридов в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года и Конвенции о статусе апатридов 1954 года. Данные международно-правовые документы направлены на сокращение случаев безгражданства и предоставления апатридам некоторых льгот на территории государств, подписавших эти конвенции. Чтобы избежать случаев апатризма, законодательство о гражданстве ряда государств применяет принцип «право крови» - т.е. допускает приобретение ребенком гражданства матери или отца, когда сторона является лицом без гражданства. Государство устанавливает определенный правовой режим для апатридов. Это может быть уравнивание в правах и обязанностях с иностранными гражданами, как это определено в законодательстве Республики Казахстан – в Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О правовом положении иностранных граждан» 1995 года. Возможно, что встречается в практике редко, уравнивание лиц без гражданства со своими собственными, или же апатридам предоставляется специальный режим. Статья 2 Конвенции о гражданстве замужней женщины указывает: «Каждое договаривающееся государство соглашается, что ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ какого-либо из его граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина». Бесспорно, что данная конвенционная норма направлена на ликвидацию безгражданства.

Причиной бипатризма – двойного или множественного гражданства - является также коллизии законов о гражданстве различных государств. Как и апатризм, бипатризм в определенной степени препятствует осуществлению общепризнанных принципов международного права. Для устранения такого рода коллизий государства принимают соответствующие законодательные акты и заключают международные договоры. При определении правового статуса бипатридов возникают определенные трудности. Неизбежны многочисленные коллизии при осуществлении конкретных прав и выполнения конкретных обязательств. Тезис о «двойном гражданстве» не принят Европейским Союзом. Более серьезные проблемы с бипатризмом возникают при дипломатической и юридической защите прав последних. Теоретически оба государства, в соответствии с их суверенными правами, защищают бипатрида. Практически последний может проживать на территории одного из государств. Следовательно, одно из государств будет выступать против защиты его собственного гражданина, а другое государство можно обвинить во вмешательстве во внутреннюю компетенцию суверенного государства. Еще более серьезные проблемы возникают в отношениях третьих государств с бипатридами. В связи с этим, в международном праве, начиная с 60-х годов XIX века, заключаются двусторонние и многосторонние договоры во избежание «двойного гражданства». К последним относятся многосторонние межамериканские конвенции, западноевропейская конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и военных обязательствах в случае множественного гражданства 1963 года. Законодательство таких государств как ФРГ, Греции, Израиля допускают двойное гражданство в строго ограниченных пределах.

Конституционная норма в Республике Казахстан – пункт 3 статьи 10 Основного Закона – констатирует, что за гражданином Республики не признается гражданство другого государства. Часть 2, статьи 3 Закона о гражданстве Республики Казахстан, определяет, что за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства. Конституция Республики Казахстан 1993 года обозначала общее правило и исключения в вопросах «двойного гражданства». Так, например, пункт 3 статьи 4 Конституции 1993 года содержал норму о том, что за лицом, являющимся гражданином Республики Казахстан, не признается принадлежность к гражданству другого государства. Исключения из этого общего правила касались граждан республики, вынужденно покинувших ее территорию, и казахов, проживающих в других государствах – пункт 4 статьи 4, или в силу межгосударственных договоров Республики Казахстан – пункт 3 статьи 4. Конституция Республики Казахстан 1995 года соответствует общепринятым международным стандартам в вопросах правового статуса бипатридов. Исключений из общего правила в отношении лиц с «двойным гражданством» не существует. Что касается исключений, имевших место в Конституции Казахстана 1993года, то в Законе о гражданстве Республики Казахстан 1991 года, с изменениями 1995 года, обозначено, что Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынуждено покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории других государств. Таким образом, Республика Казахстан провозглашает единое гражданство как гарантию устойчивости и стабильности суверенного государства, основу национального равноправия.

Закон о гражданстве Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона от 3 октября 1995 года.

Казахстанское законодательство о гражданстве подтверждает позицию суверенного государства следовать общепринятым мировым стандартам. В преамбуле Закона констатируется право на гражданство каждого человека в Республике Казахстан. При этом, за каждым индивидом сохранено право изменения своего гражданства. Казахстанская практика не признает института лишения гражданства, а также изгнания гражданина за пределы государства.

Гражданство Казахстана приобретается в силу постоянного проживания в государстве на 1 марта 1992 года, а также приобретения гражданства в соответствии с положениями данного Закона. Лица, не желающие состоять в гражданстве Казахстана, имели возможность в срок до 1 марта 1994 года письменно заявить об этом в местный орган внутренних дел. Для таких лиц в указанный период был предусмотрен упрощенный порядок решения вопроса гражданства. По истечении этого срока лица, не сделавшие такого заявления, стали гражданами Республики Казахстан независимо от их национальности. Согласно статье 4 Закона документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан. Гражданство несовершеннолетних детей подтверждается их свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей.

В соответствии со статьей 8 Закона о гражданстве в Казахстане следуют одному из принципов экстрадиции в международном праве – собственные граждане не выдаются иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики.

В Республике Казахстан существуют четыре основания приобретения гражданства:

¨ по рождению;

¨ в результате приема в гражданство Республики Казахстан;

¨ по основаниям и в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан;

¨ по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Прием в гражданство Казахстана осуществляется на основании подачи ходатайства. Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. Для приема в гражданство Казахстана не существует цензов профессии, знания государственного языка. Существующий ценз оседлости, сокращенный с десяти лет до пяти, не распространяется на несовершеннолетних, недееспособных лиц, а также тех, кто имеет особые заслуги перед Казахстаном. Эти правила распространяются на лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, а также на их потомков, возвратившихся на историческую родину для постоянного проживания. Наконец, не требуется постоянного проживания не менее пяти лет лицам, состоящим в браке с гражданами Казахстана. Что касается граждан бывших союзных республик, имеющего одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан, то они могут быть приняты в гражданство независимо от срока их проживания в Казахстане. Межгосударственные договоры Казахстана определяют вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 17 Закона определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в гражданство Республики Казахстан:

1) совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

5) осуждено за террористическую деятельность;

6) признано судом особо опасным рецидивистом;

7) состоит в гражданстве других государств.

Вышеперечисленные основания нарушают государственные устои, приносят вред единству и равенству гражданства, посягают на целостность государства и нерушимость ее границ.

Существуют два основания прекращения гражданства – добровольный – выход из гражданства, и принудительный – утрата гражданства.

В соответствии со статьей 20 Закона лицу может быть отказано в выходе из гражданства Казахстана по следующим основаниям: если лицо, ходатайствующее о выходе имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы физических и юридических лиц Республики Казахстан. Часть 3 статьи 20 констатирует следующее: «Выход из гражданства Республики Казахстан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, либо отбывает наказание по вступившему в силу приговору суда, или если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности РК».

Что касается принудительного прекращения гражданства, то Закон содержит исчерпывающий перечень оснований – статья 21 Закона:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан.

4) Ребенок, являющийся гражданином Республики Казахстан, усыновленный гражданами других государств, по ходатайству усыновителей может выйти из гражданства Республики Казахстан, если они постоянно проживают за пределами РК, а также если из гражданства выходит и выезжает за пределы республики тот из родителей, с которым живет ребенок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы разрешения территориальных споров | Правовое положение иностранных граждан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.