Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы преодоления дидактической адаптации

Лекция

Блоки креативности в процессе работы психолога.

Часто консультант не использует в работе свой творческий потенциал.

Дж. Зинкером ввел для обозначения этой трудности понятие

«блоки креативности».

Дж. Зинкер отмечает, что у консультанта могут возникать два типа трудностей в отношении к собственной креативности.

Первый - отсутствие достаточной гибкости в работе, слишком строгим следованием формальным рамкам. Этому нередко способствует жесткая теоретическая ориентация консультанта, которого учили, что, работая с клиентом и помогая ему «адаптироваться к действительности», необходимо проявлять достаточную твердость в следовании формальным правилам той или иной парадигмы.

Второй - заблуждения относительно самого понятия «креативность» (нелепое представление о несовместимости науки и искусства).

 

Основные блоки креативности:

1. Страх неудачи. Консультант «отступает, не решается идти на риск, готов согласиться на малое, только чтобы избежать возможной боли или стыда перед неудачей».

2. Нерасположенность к легкости, к игре. «Слишком буквальный, чрезмерно серьезный стиль. Никогда не идет на «легкомысленные опыты». Страх выглядеть глупо или несерьезно не позволяет участвовать в чем-то необычном и «сомнительном».

3. Неспособность разглядеть имеющиеся ресурсы. Такому специалисту «не удается увидеть собственные сильные стороны и оценить те ресурсы, которыми он окружен, — л ю д е й и предметы».

4. Непоколебимая уверенность.

5. Избегание фрустрации.

6. Зависимость от традиций.

7. Бедность воображения.

8. Страх неизвестного.

9. Потребность в равновесии.

10. Боязнь оказать влияние. «Страх показаться слишком агрессивным или назойливым в навязывании своего влияния, нерешительность в отстаивании своей точки зрения, робость в высказывании собственного мнения».

11. Боязнь ослабить напряжение, дать возможность процессу разворачиваться в собственном темпе. «Слишком сильное стремление во что бы то ни стало разрешить проблему, неспособность подождать, пока решение созреет само, пока все совершится естественным образом; недостаток доверия к человеческому потенциалу».

12. Бедность эмоциональной жизни.

13. Недостаточная интеграция Инь и Янь. «Неумение обращаться к противоположным способам проникновения в суть вещей; склонность к поляризации и противопоставлению подходов, вместо того чтобы интегрировать все лучшее, что есть в каждом из них; отсутствие обобщенного восприятия целостности вселенной».

14. Сенсорная тупость (пониженная чувствительность).

 

Личность студента педагога – психолога и ее профессиональный выбор

 

1. Общая характеристика студенчества как возрастной и социальной группы.

2. Адаптация студентов – первокурсников к обучению в вузе и ее основные характеристики.

3. Выбор профессии педагога – психолога: факторы, условия, мотивы

 

Студенческий возраст – 2 период юности, начало зрелости. Он характеризуется:

- Завершением физического развития и полового созревания;

- Завершением формирования личности, сознания и самосознания.

 

Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский) характеризуется:

- новым видом деятельности – обучением профессии. Личностью осуществлен профессиональный выбор, который ориентирует ее на конкретную сферу человеческой культуры, вид трудовой деятельности;

- переструктурирована иерархия мотивов, доминирующими мотивами становятся мотивы овладения профессией, а также мотив социального самоопределения (включающий поиск спутника жизни);

- расширяются контакты с миром, осваиваются новые виды деятельности (наряду с учебной, социально – культурной – появляются элементы научного поиска, труд по профессии)

Студенческий возраст характеризуется противоречием между моральной психологической независимостью и автономностью и зависимостью материальной от родителей. Это противоречие ведет к поиску возможности трудиться параллельно с учебой – найденная работа может способствовать более быстрой социализации, так как работающий студент включается в систему производственных отношений, выполняет возложенные на него функциональные обязанности, но данный факт может мешать систематическим занятия, пропускам, отрывочным, мозаичным знаниям по предметам вузовской подготовки.

- изменяются взаимоотношения со взрослыми, увеличивается критичность к их опыту, уровню развития и социальных достижений, данное обстоятельство обусловлено тем, что интенсивность и продолжительность умственного труда как основного вида деятельности студента, обилие новой информации приводят к интенсификации психического развития личности молодого человека.

Процесс развития личности назван в гуманистической педагогике движением, подъемом по иерархической лестнице мотивов, те. Личностным ростом (К.Р.Роджерс). По мнению представителей данной психологической школы, личность не только то, кем человек является в данный момент, в основном – это перспективы его развития.

Поэтому считается, что процесс обучения в вузе становится этапом воплощения перспектив личности в реальную жизнь.

 

Перестройка всего образа жизни студентов, усложнение общественных связей, обострение проблемы профессионального самоопределения создают ряд трудностей для студента:

1. новая система обучения – лекционно – семинарская, которая характеризуется большим объемом изучаемой информации, высоким уровнем сложности изучаемого материала и быстрым темпом изложения – вызывают дидактический и методический барьеры, трудности в организации самостоятельного учебного труда.

2. уход из привычного коллектива, утрата коммуникативных связей и контактов, поступление в новый коллектив приводят к социальной адаптации.

Выделяют два механизма адаптации:

1. конформный – человек легко приспосабливается к новым условиям, принимает их;

2. неконформный – человек стремится приспособить новые обстоятельства своего существования к своим потребностям, мотивам и целям.

 

Специалисты считают, что адаптация, в целом, не механическое приспособление личности к изменившимся условиям, это сложный процесс изменения структуры личности, ее встраивание в новый социум с его регламентирующими и санкционирующими функциями. Адаптация студентов – это процесс интегрирования отдельной личности в студенчество как особую социальную группу, со своими характерными чертами. Это процесс принятия личностью ценностей, норм, социальных стандартов и стереотипов данной социальной группы.

По мере складывания взаимоотношений со сверстниками, студент включается в определенную контактную группу, которая может не совпадать с его академической группой. Межличностные отношения между студентами могут быть доброжелательными, безразличными и враждебными. Дифференциация личных контактов ведет к некоторой обособленности отдельных студентов в группе, замедлению формирования их статуса, т.к. они исключают себя из процессов группообразования. Структура межличностных отношений вообще, и в студенческой среде в частности, динамична, переменчива. Поверхностные контакты – «по одежке», сменяются отношениями по интересам, по сходству жизненных ценностей и ориентаций. Завершается процесс социальной адаптации осознанием себя полноценным членом макросоциума (студенчества) и микросоциума (студенческой группы).

Дидактическая адаптация порождается двумя видами причин:

Объективные причины Субъективные причины
1. Новая система обучения: лекционно – семинарская, которая характеризуется большим объемом изучаемой информации, высоким уровнем сложности изучаемого материала и быстрым темпом изложения, отсроченным контролем знаний 1. Сомнения в важности знаний, их новизне, пригодности
2.Слабая общеобразовательная подготовка 2. Неудовлетворенность учением, предметом, преподавателем, учебной группой

 

 

1. Отказ от внешнего контроля учебной деятельности и переход на самоконтроль;

2. Сознательное формирование уверенности в профессиональной значимости знаний;

3. воспитание дисциплины ума (Ю.А.Самарин): обеспечение ритмичности в работе, точность и аккуратность, внимание концентрировать внимание, сдержанность в желаниях ради достижения поставленной цели

4. Интенсификация процесса обучения:

- повышение целенаправленности: интенсивность учебной деятельности зависит от четких, конкретных целей, иначе обучение хаотично, фрагментарно;

- разнообразие, богатство целей, цели должны быть образовательными, развивающим, воспитательными, близкими и отдаленными, главными и дополнительными;

- усиление учебной мотивации: возбуждение познавательного интереса с помощью новизны, проблемности знаний, связывания учебного труда с будущей профессией или общим развитием личности, самостоятельный поиск знаний, выполнение работ творческого характера, все это снижает утомляемость, повышает внимание и работоспособность в учебной деятельности

- развитие навыков учебного труда: учеба в высшем учебном заведении развивает такие умения студентов как составлять план, тезисы, конспект по нескольким источникам, рецензирование, умение пользоваться словарями, указателями, делать выписки, графики, схемы, диаграммы.

- совершенствование интеллектуальных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, формулировки понятий, индуктивного и дедуктивного умозаключения.

Студент должен читать со скоростью 150 – 160 слов в минуту.

 

Познавательный интерес имеет объективную основу, облегчает обучение, снижает напряжение и утомление в процессе умственной работы, способствует протеканию интеллектуального труда на более высоком качественном уровне. Ведет к формированию познавательной потребности как стойкой нужде в новой информации, при неудовлетворении которой возникает беспокойство, дискомфорт. Если познавательная потребность существует, то снижается роль внешних стимулов учебного труда.

 

Профессиональная адаптация студентов означает:

1. идентификацию (самоотождествление) с людьми выбранной профессии, профессиональной ролью, соотнесение своих личных качеств с требованиями профессиональной деятельности к личности ее исполнителя;

2. Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение своего места в системе общественного производства, в сфере избранной профессии.

3. Установка на профессиональное самосовершенствование как осознанное и целенаправленное формирование у себя самого тех качеств, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности.

В итоге профессиональной адаптации студент формирует у себя:

1. Отношение к учебе как к средству получения профессии;

2. Систему представлений об идеальном профессионале данной сферы;

3. Желание уже во время учебы решать посильные профессиональные задачи;

4. Готовность как мотивационно – ценностное отношение заниматься избранным видом труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальный стиль психолога-консультанта | Методика проведения спектаклей концертных выступлений (стационарных, выездных)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.