Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благополучия ребенка

Обобщенного показателя социального

Матрицу заполняет социальный педа­гог или классный руководитель на осно­ве собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно вы-



— ниже ЗО — предполагает принадлеж­
ность ребенка к группе повышенного риска
(чем меньше баллов, тем выше риск);

— от 31 до 40 — социальное благопо­
лучие ребенка определяется в пределах
средней нормы;

— более 40 — высокий уровень социаль­
ного благополучия
ребенка (чем больше
баллов, тем выше уровень благополучия).

Заполнение матрицы требует от соци­ального педагога не только знания фак­тологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуаль­ные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия се­мьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характе­ристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для уточне­ния уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) использу­ются следующие вопросы:

«Хотел бы ты в своей будущей семье:

— иметь такие отношения между му­
жем и женой, как у твоих родителей?

— воспитывать детей так же, как это
делают твои родители?

— относиться к пожилым родителям,
как это принято в твоей родительской се­
мье?

— разделять домашнюю работу, как это
делается в семье твоих родителей?

— проводить свободное время так же,
как твои родители?»

Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого от­вета: «Почему ты так думаешь? Что имен­но тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотно­шениях между всеми ее членами.

Так же поступаем при оценке жизнен­ных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентации и про-


блем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:

1. Что беспокоит тебя в жизни больше
всего? (выбери пять главных проблем)

• денежные проблемы твоей семьи

• отношения с родителями

• отношения между родителями

• отношения со сверстниками

• конфликты с педагогами

• трудности усвоения школьной про­
граммы

• здоровье близких родственников

• чем заняться в свободное время

• личная жизнь

• что-либо другое (что именно?)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в
будущем? (выбери пять главных качеств)

• с высокой оплатой

• с гарантией от безработицы

 

• престижную

• не вредную для здоровья

• связанную с разъездами, новыми
впечатлениями

• требующую личной предприимчиво­
сти, изобретательности

• нужную стране, людям

• связанную с общением с детьми

• связанную с общением с животными

• другую (какую именно?)

При необходимости набор ответов мож­но расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в пер­вом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточня­ющих полученную информацию (углуб­ленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребен­ком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных це­лей (что во-первых, во-вторых и т.д.)

Доверительность отношений социаль­ного педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблю­дение конфиденциальности при получе­нии информации о семье. Однако в про­цессе работы могут возникнуть обстоя­тельства, требующие немедленного при­нятия мер, а значит, — отказа от принци­па неразглашения информации. Приве-


дем пример из практики: школьница-де­вятиклассница обратилась к социальному педагогу с просьбой помочь ей сделать аборт. На вопрос социального педагога, знает ли об этом мать, последовал ответ: «Мама меня убьет, если узнает». Задача социального педагога в такой ситуации — не разрушая сложившихся отношений доверия, убедить девочку в необходимос­ти сообщить матери о случившемся. Со­циальный педагог не имеет права в данном случае принимать самостоятельное реше­ние, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преиму­щественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, статья 63). Поэтому наиболее правиль­ным вариантом действий социального пе­дагога будет совместный с девочкой визит к матери, где с соблюдением известных предосторожностей сообщить ей о случив­шемся. При этом достигается основная цель деятельности социального педагога: в случае аффективной реакции матери за­щитить жизнь и здоровье ребенка.

Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами наси­лия того или иного вида как в собствен­ной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребен­ком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.

Определенные методические приемы пресечения различных форм жестокого обращения могут быть использованы со­циальным педагогом в профилактической работе с детьми в школьном коллективе. Проявления насилия в детской среде, сво­его рода «дедовщина» не всегда становят­ся своевременно известны преподавате­лям школы, поскольку носят неявный, скрытый, характер. Работа социального педагога в такой ситуации должна носить превентивный, упреждающий характер.

В первый же день учебы проводится классный час, на котором обсуждаются правила поведения детей в школьном кол­лективе. В процессе беседы внимание де­тей акцентируется на неприемлемости

3 Воспитание школьников №7


любого агрессивного поведения школьни­ков между собой. Разъясняется понятие «жестокое обращение», приводятся при­меры поступков, рассматриваемых как проявление различных форм насилия над личностью, и разъясняется правовая от­ветственность за подобные действия.

Социальный педагог организует еже­годную общешкольную дискуссию по этой проблеме, в процессе которой свое отношение к насилию выражают как школьники, так и представители педаго­гического коллектива, включая директора школы. Дискуссия позволяет оценить, на­сколько «дедовщина» является распростра­ненной формой поведения в данной шко­ле и существует ли со стороны учащихся готовность обсуждать эту проблему.

Превентивную работу можно органи­зовать следующим образом. В каждом классе социальный педагог согласовыва­ет с ребятами правила поведения в школе и возможные меры наказания провинив­шихся. Выработанные таким образом об­щешкольные правила принимаются на собрании учащихся путем открытого го­лосования. Принятые общим собранием правила поведения тиражируются и под­писываются каждым школьником. Под­писанный экземпляр правил помешается в дневник учащегося, чтобы он не смог сказать, что незнаком с ними. В каждом классном журнале также должна нахо­диться такая копия правил.

Одним из методов диагностики уров­ня распространенности насилия в среде школьников может служить анонимный анкетный опрос учащихся по данной теме, который позволит получить инфор­мацию о наличии (массовости) этого яв­ления и формах его проявления в данной школе. Ниже приводится текст анкеты, используемой для подобного опроса.

1. Твой пол

— мужской

— женский

 

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идешь обычно
в школу?

— с удовольствием, с хорошим на­
строением


— равнодушно, без удовольствия

— с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в дра­
ке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

— со сверстниками в школе

— со сверстниками на улице

— со старшими ребятами в школе

— со старшими ребятами на улице

— с другими людьми

— такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто-либо пы­
тался оскорблять, унижать, издеваться над
тобой?

— да, сверстники в школе

— да, сверстники на улице

— да, старшие ребята в школе

— да, старшие ребята на улице

 

— да, другие люди

— нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбира­
ли веши, деньги, требовали принести что-
либо из дома?

— да, случалось

— нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в
этом случае?

— рассказывал родителям

— рассказывал старшему брату (се­
стре)

— рассказывал другу, подруге

 

— рассказывал учителю

— пытался защитить себя, дрался

— никому не рассказывал, просто
отдавал, что требовали

— такого не случалось

При обнаружении школьника, практи­кующего насильственные действия по от­ношению к другим детям, социальному пе­дагогу следует прежде всего тщательно про­верить факты. Необходимо определить при­чины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву.

Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (развод родителей, смерть близкого человека, его физические недостатки и т.п.), представ­ляется целесообразным включить обсуж­дение этой проблемы в школьную про­грамму воспитания. Не акцентируя вни-


мание учащихся на конкретном ребенке, имеет смысл обсудить факты антиобще­ственного поведения как результат душев­ной неустроенности ребенка. Таким обра­зом можно призвать всех детей быть бо­лее деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе.

Формированию отклоняющегося пове­дения ребенка в значительной мере спо­собствуют различные стрессовые ситуа­ции в его жизни. Это могут быть:

— развод родителей и их занятость сво­
ими личными переживаниями: девиант-
ное поведение как реакция на эмоцио­
нальное невнимание родителей;

— смерть любимого человека: девиация
как протест на потерю значимого лица;

 

— рождение нового ребенка и пере­
ключение внимания родителей на малы­
ша: девиация как ревность;

— различные формы насилия к ребен­
ку в семье (унижения, словесные оскорб­
ления, пренебрежение к его потребнос­
тям): девиация как компенсаторный ме­
ханизм, как ответная форма насилия;

— ребенок — жертва сексуального на­
силия: этиология та же.

Отклоняющееся поведение детей груп­пы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами:

— ограниченная духовная культура;

— обедненная досуговая среда;

 

— скука, неумение найти достойное
занятие;

— низкая коммуникабельность, неспо­
собность к конструктивному общению с
другими детьми;

— эмоциональная неразвитость;

— неумение использовать вербальную
форму для доказательств своей правоты:
непосредственный переход к агрессивным
проявлениям в поведении.

Если агрессивные действия ребенка являются следствием его психологических особенностей, следует прибегнуть к помо­щи школьного психолога (а может быть — психиатра), а при его отсутствии напра­вить ребенка на консультацию в психоло­гическую службу.

Если насильственные поступки школь­ника есть результат ошибок семейного


воспитания, необходимо связаться с ро­дителями и в дальнейшем заниматься кор­рекцией поведения ребенка совместно с ними.

Исследования агрессивного поведения детей четко фиксируют его связь с осо­бенностями воспитательной идеологии в родительской семье. По данным амери­канских психологов, подростки — выход­цы из внешне благополучных семей, ока­завшиеся в исправительных учреждениях, как правило, имели отцов, поощряющих в своих детях агрессию к сверстникам. В другом исследовании отмечено, что под­ростки с отклоняющимся поведением го­раздо чаще правопослушных детей имели в прошлом судимых родителей.

Непедагогичные воспитательные принципы родителей могут сформировать личность ребенка, привыкшего к ощуще­нию своей власти в семье и переносяще­го эту установку на сверстников. Привыч­ка ребенка добиваться своей цели любой ценой, сформированная в отношениях с родителями, может в среде ровесников реализоваться в насильственной форме.

Если в школе выявлена группа детей (чаще всего подростков) с антиобщест­венными формами поведения, педагоги­ческий коллектив должен вести решитель­ную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, оставлять их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Девиантные группы подростков, как правило, имеют своего лидера, кото­рый силовым путем (запугиванием, шан­тажом) удерживает остальных ребят в этом сообществе. Используя влияние дру­гих учеников в классе, надо добиться вы­хода из группы всех колеблющихся ее чле­нов: вести с ними индивидуальные бесе­ды, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответствен­ные поручения и публично хвалить за ус­пешное их выполнение и т.п.

Борьба с такими групповыми правона­рушителями в школе требует постоянно­го внимания и последовательных дейст­вий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией. Вот при­мерный сценарий действий социального


педагога после поступления сигнала о насильственных формах поведения груп­пы учащихся:

• переговорить отдельно с каждым ре­
бенком, ставшим их жертвой, и предло­
жить письменно описать все случившее­
ся;

• переговорить отдельно с каждым
членом группы правонарушителей и взять
у них письменное изложение инцидента;

• объяснить каждому члену девиант-
ной группы, что он нарушил правила по­
ведения, и указать меру ответственности
за содеянное;

• собрать всю группу и предложить
каждому ее члену рассказать остальным о
содержании индивидуальной беседы;

• подготовить их к встрече с остальны­
ми ребятами: «Что вы собираетесь сказать
другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

• при обсуждении на школьном собра­
нии этого инцидента еще раз напомнить
всем школьникам, что они все несут ответ­
ственность, если становятся свидетелями
антиобщественных действий в школе: здесь
не может быть сторонних наблюдателей;

• поговорить с родителями детей, чле­
нов девиантной группы, показать им
письменные объяснения ребят;

• вести дневник с записью всех инци­
дентов, с письменными объяснениями
детей и принятыми мерами;

• обучить с помощью школьного пси­
холога детей, чаще всего попадающих в
положение жертвы, методам психологи­
ческой защиты;

• потребовать от ребят-обидчиков
письменных извинений перед потерпев­
шими;

• если обидчик заявил, что это была
шутка, обратить внимание детей при об­
суждении данного случая, что она неуме­
стна и небезобидна;

• если действия обидчика прикрыва­
лись игровой формой, зафиксировать, кто
еще из детей принимал участие в такой
«игре»;

• если в школе появилась девиантная
группа подростков не из числа учащихся
школы, постараться их сфотографировать:
они этого не любят.


 




Додатки Схема складання історії розвитку дитини

Анкетні данні дитини на основі відомостей про сім'ю, дата народжен­ня дитини. Повний склад сім'ї, а таюж родичів або інших осіб, які реально беруть участь у вихованні дитини. Зміни у складі сім'ї з моме­нту народження дитини. Загальні відомості про житлові, матеріальні та побутові умови життя сім'ї (при наявності несприятливих умов тут і далі необхідно давати детальну характеристику). Особливості перинатального період}' розвитку дитини. Загальні відо­мості про умови розвитку дитини до та після народження. Наявність факторів ризику в стані здоров'я матері та дитини. Стан здоров'я дитини на теперішній час. Наявність травм і операцій, хронічні захворювання та їх частота, випадки госпіталізації. Постанов­ка дитини на облік у психоневролога або інших спеціалістів. Особли­вості сну та харчування з моменту народження. Де і ким виховувалася дитина, починаючи з народження? Хто догля­дав за дитиною протягом перших двох років життя? Відвідування ди­тиною ясел, дитячого садка або інших дитячих закладів (вказати тип закладу і термін перебування в ньому, наприклад: цілодобовий, ден­ний, спеціальний - логопедичний, для дітей з неврологічними захво­рюваннями тощо). Як дитина звикала до дитячого закладу, як склада­лися відносини з дітьми, чи були скарги вихователів? Чи були різкі зміни в обстановці, в якій зростала дитина (наприклад, переїзди, часті або довгострокові розлучення батьків). Реакція на них дитини. Розвиток у ранні дитячі роки (до трьох років включно). Особливості розвитку моторики. Строки появи основних сенсомоторних реакцій: кали дитина почата сидіти, стояти, ходити і таке інше. Загальний емо­ційний фон. Розвиток мови. Активність освоєння оточення, допитли­вість. Ставлення до близьких і незнайомих дорослих. Володіння пред­метними діями (коли дитина навчилася самостійно їсти, одягагися). Строки формування навичок самообслуговування. Прояви самостій­ності, иаполепіивості. Труднощі в поведінці дитини. Улюблені заняття, ігри.


^. гозвиток дитини у дошкільному вщі. Улюолені заняття дитини. Ігри, в які дитині подобається фати. Чи подобається малювати, з якого віку? Чи любить слухати казки, вчити вірші, дивитися телевізійні програми? Вміння читати. Коли і як, за чиєю ініціативою навчилася читати? Як розвинута фізично? Чи має домашні обов'язки? Чи практикуються спі­льні форми діяльності дитини з дорослими? Відносини з однолітками. Взаємини з членами сім'ї. Типові конфлікти, їх частота. Покарання та заохочення з боку дорослих. Актуальні заборони. Особливості харак­теру. Які секції, студії відвідує дитина? Як проводить своє дозвілля? Ранні прояви здібностей до музики, малювання тощо. Чи виявляє іні­ціативу; в чому? Чи відмічаються страхи або які-небудь інші небажані прояви?

7. Розвиток дитини у молодшому шкільному віці. В якому віці вступила до школи? Чи легко адаптувалася до шкільного життя? Тип навчаль­ного закладу (спецшкола, інтернат тощо). Відвідування групи продов­женого дня. Чи була зміна школи, класу, з якої причини? Успішність. Улюблені та неулюблені предмети. Виконання домашніх завдань. Сто­сунки з однокласниками (дружні, конфліктні тощо). Стосунки з вчи­телями. Участь у громадському житті школи. Наявність позашкільних занять та захоплень, участь у неформальних організаціях. Ступінь са­мостійності. Обов'язки вдома. Місце ігор, телебачення і читання у до­звіллі дитини. Найтиповіші конфлікти.

?. Які ще фактори, з точки зору батьків та інших дорослих, котрі спілку­ються з дитиною, важливо відзначити в історії її розвитку. Наведений перелік запитань - це схема, яку можна використати в ро-

ї дітьми дошкільного та молодшого шкільного віку. Важливим доповнен-

ю зібраної інформації служить аналіз продуктів діяльності дитини (малю-

ішальні зошити і різні вироби).

Загальна схема "соціальної історії клієнта" має такий вигляд:

І. Особистість:

ім'я, адреса, час та місце народження, шлюбний статус, релігійна, расо­ва, етнічна належність;

сім'я, близькі родичі - імена, дати народження і смерті, місця прожи­вання, можливості сім'ї та очікування клієнта; освіта; трудова діяльність: місця роботи, час та причини звільнення, стан на цей

час; культурний розвиток; оточуюче середовище: значущі стосунки поза сім'єю; значущі фактори

_ :„____:*£ _„ с____

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инструкция по определению | Клиническая характеристика болей в животе различного происхождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.