КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Благополучия ребенка
Обобщенного показателя социального Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно вы- — ниже ЗО — предполагает принадлеж — от 31 до 40 — социальное благопо — более 40 — высокий уровень социаль Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы: «Хотел бы ты в своей будущей семье: — иметь такие отношения между му — воспитывать детей так же, как это — относиться к пожилым родителям, — разделять домашнюю работу, как это — проводить свободное время так же, Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентации и про- блем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов: 1. Что беспокоит тебя в жизни больше • денежные проблемы твоей семьи • отношения с родителями • отношения между родителями • отношения со сверстниками • конфликты с педагогами • трудности усвоения школьной про • здоровье близких родственников • чем заняться в свободное время • личная жизнь • что-либо другое (что именно?) 2. Какую работу ты хотел бы иметь в • с высокой оплатой • с гарантией от безработицы
• престижную • не вредную для здоровья • связанную с разъездами, новыми • требующую личной предприимчиво • нужную стране, людям • связанную с общением с детьми • связанную с общением с животными • другую (какую именно?) При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что во-первых, во-вторых и т.д.) Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит, — отказа от принципа неразглашения информации. Приве-
дем пример из практики: школьница-девятиклассница обратилась к социальному педагогу с просьбой помочь ей сделать аборт. На вопрос социального педагога, знает ли об этом мать, последовал ответ: «Мама меня убьет, если узнает». Задача социального педагога в такой ситуации — не разрушая сложившихся отношений доверия, убедить девочку в необходимости сообщить матери о случившемся. Социальный педагог не имеет права в данном случае принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, статья 63). Поэтому наиболее правильным вариантом действий социального педагога будет совместный с девочкой визит к матери, где с соблюдением известных предосторожностей сообщить ей о случившемся. При этом достигается основная цель деятельности социального педагога: в случае аффективной реакции матери защитить жизнь и здоровье ребенка. Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами насилия того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе. Определенные методические приемы пресечения различных форм жестокого обращения могут быть использованы социальным педагогом в профилактической работе с детьми в школьном коллективе. Проявления насилия в детской среде, своего рода «дедовщина» не всегда становятся своевременно известны преподавателям школы, поскольку носят неявный, скрытый, характер. Работа социального педагога в такой ситуации должна носить превентивный, упреждающий характер. В первый же день учебы проводится классный час, на котором обсуждаются правила поведения детей в школьном коллективе. В процессе беседы внимание детей акцентируется на неприемлемости 3 Воспитание школьников №7 любого агрессивного поведения школьников между собой. Разъясняется понятие «жестокое обращение», приводятся примеры поступков, рассматриваемых как проявление различных форм насилия над личностью, и разъясняется правовая ответственность за подобные действия.
Социальный педагог организует ежегодную общешкольную дискуссию по этой проблеме, в процессе которой свое отношение к насилию выражают как школьники, так и представители педагогического коллектива, включая директора школы. Дискуссия позволяет оценить, насколько «дедовщина» является распространенной формой поведения в данной школе и существует ли со стороны учащихся готовность обсуждать эту проблему. Превентивную работу можно организовать следующим образом. В каждом классе социальный педагог согласовывает с ребятами правила поведения в школе и возможные меры наказания провинившихся. Выработанные таким образом общешкольные правила принимаются на собрании учащихся путем открытого голосования. Принятые общим собранием правила поведения тиражируются и подписываются каждым школьником. Подписанный экземпляр правил помешается в дневник учащегося, чтобы он не смог сказать, что незнаком с ними. В каждом классном журнале также должна находиться такая копия правил. Одним из методов диагностики уровня распространенности насилия в среде школьников может служить анонимный анкетный опрос учащихся по данной теме, который позволит получить информацию о наличии (массовости) этого явления и формах его проявления в данной школе. Ниже приводится текст анкеты, используемой для подобного опроса. 1. Твой пол — мужской — женский
2. В каком классе учишься? 3. С каким чувством ты идешь обычно — с удовольствием, с хорошим на — равнодушно, без удовольствия — с плохим настроением 4. Случалось ли тебе участвовать в дра — со сверстниками в школе — со сверстниками на улице — со старшими ребятами в школе — со старшими ребятами на улице — с другими людьми
— такого не случалось 5. Случалось ли, чтобы кто-либо пы — да, сверстники в школе — да, сверстники на улице — да, старшие ребята в школе — да, старшие ребята на улице
— да, другие люди — нет, такого не случалось 6. Случалось ли, чтобы у тебя отбира — да, случалось — нет, такого не случалось 7. Если случалось, как ты поступал в — рассказывал родителям — рассказывал старшему брату (се — рассказывал другу, подруге
— рассказывал учителю — пытался защитить себя, дрался — никому не рассказывал, просто — такого не случалось При обнаружении школьника, практикующего насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует прежде всего тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву. Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (развод родителей, смерть близкого человека, его физические недостатки и т.п.), представляется целесообразным включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания. Не акцентируя вни- мание учащихся на конкретном ребенке, имеет смысл обсудить факты антиобщественного поведения как результат душевной неустроенности ребенка. Таким образом можно призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе. Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть: — развод родителей и их занятость сво — смерть любимого человека: девиация
— рождение нового ребенка и пере — различные формы насилия к ребен — ребенок — жертва сексуального на Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами: — ограниченная духовная культура; — обедненная досуговая среда;
— скука, неумение найти достойное — низкая коммуникабельность, неспо — эмоциональная неразвитость; — неумение использовать вербальную Если агрессивные действия ребенка являются следствием его психологических особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога (а может быть — психиатра), а при его отсутствии направить ребенка на консультацию в психологическую службу. Если насильственные поступки школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо связаться с родителями и в дальнейшем заниматься коррекцией поведения ребенка совместно с ними. Исследования агрессивного поведения детей четко фиксируют его связь с особенностями воспитательной идеологии в родительской семье. По данным американских психологов, подростки — выходцы из внешне благополучных семей, оказавшиеся в исправительных учреждениях, как правило, имели отцов, поощряющих в своих детях агрессию к сверстникам. В другом исследовании отмечено, что подростки с отклоняющимся поведением гораздо чаще правопослушных детей имели в прошлом судимых родителей. Непедагогичные воспитательные принципы родителей могут сформировать личность ребенка, привыкшего к ощущению своей власти в семье и переносящего эту установку на сверстников. Привычка ребенка добиваться своей цели любой ценой, сформированная в отношениях с родителями, может в среде ровесников реализоваться в насильственной форме. Если в школе выявлена группа детей (чаще всего подростков) с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, оставлять их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Девиантные группы подростков, как правило, имеют своего лидера, который силовым путем (запугиванием, шантажом) удерживает остальных ребят в этом сообществе. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения и публично хвалить за успешное их выполнение и т.п. Борьба с такими групповыми правонарушителями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией. Вот примерный сценарий действий социального педагога после поступления сигнала о насильственных формах поведения группы учащихся: • переговорить отдельно с каждым ре • переговорить отдельно с каждым • объяснить каждому члену девиант- • собрать всю группу и предложить • подготовить их к встрече с остальны • при обсуждении на школьном собра • поговорить с родителями детей, чле • вести дневник с записью всех инци • обучить с помощью школьного пси • потребовать от ребят-обидчиков • если обидчик заявил, что это была • если действия обидчика прикрыва • если в школе появилась девиантная
Додатки Схема складання історії розвитку дитини Анкетні данні дитини на основі відомостей про сім'ю, дата народження дитини. Повний склад сім'ї, а таюж родичів або інших осіб, які реально беруть участь у вихованні дитини. Зміни у складі сім'ї з моменту народження дитини. Загальні відомості про житлові, матеріальні та побутові умови життя сім'ї (при наявності несприятливих умов тут і далі необхідно давати детальну характеристику). Особливості перинатального період}' розвитку дитини. Загальні відомості про умови розвитку дитини до та після народження. Наявність факторів ризику в стані здоров'я матері та дитини. Стан здоров'я дитини на теперішній час. Наявність травм і операцій, хронічні захворювання та їх частота, випадки госпіталізації. Постановка дитини на облік у психоневролога або інших спеціалістів. Особливості сну та харчування з моменту народження. Де і ким виховувалася дитина, починаючи з народження? Хто доглядав за дитиною протягом перших двох років життя? Відвідування дитиною ясел, дитячого садка або інших дитячих закладів (вказати тип закладу і термін перебування в ньому, наприклад: цілодобовий, денний, спеціальний - логопедичний, для дітей з неврологічними захворюваннями тощо). Як дитина звикала до дитячого закладу, як складалися відносини з дітьми, чи були скарги вихователів? Чи були різкі зміни в обстановці, в якій зростала дитина (наприклад, переїзди, часті або довгострокові розлучення батьків). Реакція на них дитини. Розвиток у ранні дитячі роки (до трьох років включно). Особливості розвитку моторики. Строки появи основних сенсомоторних реакцій: кали дитина почата сидіти, стояти, ходити і таке інше. Загальний емоційний фон. Розвиток мови. Активність освоєння оточення, допитливість. Ставлення до близьких і незнайомих дорослих. Володіння предметними діями (коли дитина навчилася самостійно їсти, одягагися). Строки формування навичок самообслуговування. Прояви самостійності, иаполепіивості. Труднощі в поведінці дитини. Улюблені заняття, ігри. ^. гозвиток дитини у дошкільному вщі. Улюолені заняття дитини. Ігри, в які дитині подобається фати. Чи подобається малювати, з якого віку? Чи любить слухати казки, вчити вірші, дивитися телевізійні програми? Вміння читати. Коли і як, за чиєю ініціативою навчилася читати? Як розвинута фізично? Чи має домашні обов'язки? Чи практикуються спільні форми діяльності дитини з дорослими? Відносини з однолітками. Взаємини з членами сім'ї. Типові конфлікти, їх частота. Покарання та заохочення з боку дорослих. Актуальні заборони. Особливості характеру. Які секції, студії відвідує дитина? Як проводить своє дозвілля? Ранні прояви здібностей до музики, малювання тощо. Чи виявляє ініціативу; в чому? Чи відмічаються страхи або які-небудь інші небажані прояви? 7. Розвиток дитини у молодшому шкільному віці. В якому віці вступила до школи? Чи легко адаптувалася до шкільного життя? Тип навчального закладу (спецшкола, інтернат тощо). Відвідування групи продовженого дня. Чи була зміна школи, класу, з якої причини? Успішність. Улюблені та неулюблені предмети. Виконання домашніх завдань. Стосунки з однокласниками (дружні, конфліктні тощо). Стосунки з вчителями. Участь у громадському житті школи. Наявність позашкільних занять та захоплень, участь у неформальних організаціях. Ступінь самостійності. Обов'язки вдома. Місце ігор, телебачення і читання у дозвіллі дитини. Найтиповіші конфлікти. ?. Які ще фактори, з точки зору батьків та інших дорослих, котрі спілкуються з дитиною, важливо відзначити в історії її розвитку. Наведений перелік запитань - це схема, яку можна використати в ро- ї дітьми дошкільного та молодшого шкільного віку. Важливим доповнен- ю зібраної інформації служить аналіз продуктів діяльності дитини (малю- ішальні зошити і різні вироби). Загальна схема "соціальної історії клієнта" має такий вигляд: І. Особистість: ім'я, адреса, час та місце народження, шлюбний статус, релігійна, расова, етнічна належність; сім'я, близькі родичі - імена, дати народження і смерті, місця проживання, можливості сім'ї та очікування клієнта; освіта; трудова діяльність: місця роботи, час та причини звільнення, стан на цей час; культурний розвиток; оточуюче середовище: значущі стосунки поза сім'єю; значущі фактори _ :„____:*£ _„ с____
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |