Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Если говорить о становлении когнитивной лингвистики как самостоятельной научной дисциплины, то нужно формировать ее категориально-понятийный аппарат, потому что выработка метаязыка описания – первоочередная и важная задача науки. При этом нужно отметить, что терминологическая система когнитивной лингвистики характеризуется не столько новыми терминами, сколько уточненными и унифицированными терминами уже имеющимися в лингвистике или заимствованными из других наук.

Ключевые термины когнитивной лингвистики связаны с когнитивной деятельностью человека, т.е. деятельностью, в результате которой человек приходит к определенному решению или знанию. Когнитивная деятельность относится к процессам, которые сопровождают обработку информации, и заключается в создании особых структур сознания. Тогда языковая (речевая) деятельность – один из видов когнитивной деятельности.

Рассмотрим некоторые важные для когнитивной лингвистики понятия.

Ÿ Разум – это способность человека к причинному познанию, а также к познанию ценностей, универсальной связи вещей и явлений, способность к целенаправленной деятельности внутри этой связи.

Ÿ Знание – обладание опытом и пониманием, которое является правильным и в субъективном и в объективном отношениях и на основании которых можно строить суждения и выводы, обеспечивающие целенаправленное поведение. Есть 3 вида научной истины: чувственно-эмпирическая (обыденные знания), научно-рациональная (научные знания) и интуитивная.

Ÿ Концептуализация – процесс структуризации знаний и возникновения разных структур представления знаний из неких минимальных концептуальных единиц.

Ÿ Концептуальная система - тот ментальный уровень, где со­средоточена совокупность всех концептов, данных уму человека: их упорядоченное объединение. Это система мнений и знаний о мире, отражающая опыт человека.

Ÿ Категоризация — это когнитивное расчленение реальности, сущность которой заключается в делении всего онтологического пространства на различные категориальные области. Это структурирование мира, акт отнесения слова, объекта к той или иной группе, способ установления иерархических отношений типа «класс - член класса».

Ÿ Ментальность — совокупность мыслительных процессов, включающих построение особой картины мира.

Ÿ Когниция - включает в себя не только составляющие человеческого духа, но и такие процессы, как восприятие, мысленные образы, воспоминание, внимание и узнавание.

Ÿ Когнитивная база - это определенным образом структурированная совокупность обязательных знаний того или иного лннгвокультурного общества, которыми обладают все говорящие на данном языке.



Ÿ Национальное культурное пространство - информацинно-эмоциональное поле, виртуальное и в то же время реальное пространство, в котором человек существует и функционирует и которое становится осознаваемым при столкновении с явлениями иной культуры. Сюда входят все явные и потенциальные представления (как общенациональные, так и индивидуально-лнчностные о феноменах культуры у членов данного, культурно-национального сообщества.

Ÿ Константы культуры - это такие концепты, которые появляются в глубокой древности и прослеживаются через мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней.

Ÿ Концептосфера - совокупность концептов, из которых, как из мозаичного полотна, складывается миропонимание носителя языка. Богатство языка определяется не только богатством словарно­го запаса и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептосферой, в которой формируется национальная языковая личность.

В структуре концептосферы есть ядро (когнитивно-пропо­зициональная структура важного концепта), приядерная зона (иные лексические репрезентации важного концепта, его сино­нимы и т.д.) и периферия (ассоциативно-образные репрезента­ции). Ядро и приядерная зона преимущественно репрезентируют универсальные и общенациональные знания, а периферия - ин­дивидуальные.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.118.102
Генерация страницы за: 0.123 сек.