Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новаторство «Божественной комедии» Данте




 

Избирая сюжетом «Божественной комедии» воображаемое путешествие по Аду, Чистилищу, Раю, Данте, казалось бы, не изобретал ничего нового. В средневековой литературе, как уже отмечалось, пользовались популярностью сюжеты о странствиях по неведомым странам, картины загробного мира, адских мучений, райского блаженства, описания снов, видений и т.п. Клерикальная литература, создававшаяся на латинском языке, выработала жанр видения – повествование о путешествии души во время сна по загробному миру.

Но прикосновение Данте к традиционному материалу в рамках традиционного в Средние века жанра «видения» свершило чудо: через «видение» распахнулось окно не столько в потусторонний, сколько в реальный мир. Личное и вселенское, космическое и человеческое, идеальное и материальное объединились в высшем поэтическом синтезе, в центре которого объективно оказался не Бог, а человек. Этот синтез продуман до мелочей, он словно сконструирован на чертежной доске при помощи циркуля и математических расчетов. Мир, нарисованный в «Божественной комедии», геометрически выверен, точен, вычислен до миллиметра и гармоничен, т.к. мудрость творца распределила в нем безобразное, обыкновенное и прекрасное. Но неверно думать, что в поэме Данте господствует лишь холодный расчет, рассудочная схема. «Божественная комедия» очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью. Упорядоченность, гармония и симметрия подчинены в ней одной идее – указать человечеству путь к исправлению и спасению, олицетворением которого является возвышенная любовь поэта – Беатриче.

При этом отвлеченные идеи находят у Данте вполне реалистическое воплощение, его воображение опирается на картины действительности, поэтому в поэме так много подлинных имен современников Данте и сравнений из повседневной жизни.

Образы «Божественной комедии» не бесплотные тени. Даже находясь по ту сторону жизни, они волнуют своей достоверностью и не могут оставить читателей равнодушными. Прежде всего это относится к Аду, где томятся души грешников – людей не придуманных, а реальных, многих из которых сам поэт умом осуждает, а сердцем жалеет. По воле автора через мир потусторонний с читателем говорит мир близкий, земной. Потустороннее у Данте нисколько не заслоняет земного; мифологический план смыкается с реальным. Это зачатки того нового, что получит развитие в эпоху Ренессанса: на смену вертикальной концепции мира придет горизонтальная, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.

В начале «Божественной комедии» автор говорит о себе, включает себя в повествование (которое ведется, кстати говоря, не на книжном латинском, а на живом итальянском языке). Древний же эпос был анонимным, не выставлял на показ своего творца, в отличие от эпохи Возрождения с ее индивидуализмом.

Будучи главным действующим лицом поэмы, Данте добивается потрясающего эффекта своего реального присутствия в художественном мире произведения, обретая тем самым не метафорическое, а вполне ощутимое бессмертие. Он, живой человек, сын своего времени, сумел запросто перешагнуть его переделы, как перешагнул он предел между этим и тем светом, сделавшись современником огромного числа людей.

Морально-религиозная концепция «Божественной комедии», взятая в целом, коренится в специфике средневекового мировосприятия. Эта монументальная по своей форме поэма художественно развивает в трех своих частях средневековое учение католической церкви о существовании в потустороннем мире трех сфер – Ада, Чистилища, Рая. Но величие и значение Данте не в приверженности к религиозным доктринам, не в идеализации прошлого Флоренции, а в его поразительном таланте провидца, предвещавшего новую эру в истории человечества.

В разработке проблематики «Божественной комедии» Данте проявилось новое, гуманистическое миросозерцание поэта, которое сказалось и в романическом интересе к судьбам отдельных грешников, и в обращении к античности, и в изображении им самого себя как рассказчика, проходящего в сопровождении римского языческого поэта Вергилия по всем трем потусторонним сферам и глубоко переживающего все увиденное; и в отношении к любви – не как к чему-то греховному, плотскому, а как к чувству романтическому, высокому и прекрасному, что выразилось в его отношении к Беатриче; и во внимании к человеческой личности, ее страстям и психологии; и в любви к природе и всему земному материальному миру.

Художественное сознание Данте не разделяло искусства, философии и науки. В его поэме заключен весь мир, каким его представлял сам поэт. Это грандиозная картина мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера. Поэма Данте объемлет всю Вселенную и все времена, в ней изложена летопись человеческого рода. Своим творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир.

«Божественная комедия» Данте – итог развития идейно-политической и художественной мысли самого поэта, а также философско-художественный синтез всей средневековой культуры. Жанровая форма дантовского шедевра – явление в своем роде просто уникальное, синтезировавшее в себе многовековые традиции художественной литературы и беспрецедентное по поэтической смелости и продуманной художественной целесообразности новаторство: опираясь на опыт Гомера, Вергилия, создателей средневековых «видений», Данте пошел гораздо дальше своих предшественников, построив художественный мир «Божественной комедии» как некий пространственно-временной универсум, соответствующий христианской концепции бытия, усложнив его мощной поэтической фантазией, отвечающей новым гуманистическим представлениям.

Фантастическая поэма Данте, сочетающая в себе эпическое начало и лирико-драматические элементы, вобравшая в себя универсальное философское содержание, стала своего рода мостом к гуманистической культуре Возрождения, а сам автор по праву может считаться первым поэтом нового времени.

 

 


[1] Цит. по: Данте Алигьери. Божественная комедия /Пер. с итал. М. Лозинского. – М.: Худож. лит., 1967. (Б-ка всемирной литературы, серия 1. Т. 28).

[2] В переводе Лозинского М. – рысь.

[3] Голенищев-Кутузов И.Н. Примечания// Данте Алигьери. Божественная комедия. – М., 1967. – С. 456-457.

[4] Указ соч.: Данте Алигьери.

[5] Лихачев Д.С. Предвозрождение в русской литературе// История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1985. - Т. 3. С. 461.

[6] Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 307-308.

[7] Указ. соч. («Ад», песнь V, 138-142).

[8] Указ. соч. («Ад», песнь XXVI, 94-98).

[9] Цит. по: Голенищев-Кутузов И.Н. Данте и мировая литература. – М., 1971. – С. 505.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.