Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VIII. Виды строф

Классификация рифм по положению в строфе

Классификация рифм по звуковой акустике

Классификация рифм по ритму

Классификация рифм по положению в стихе

Созвучия заключительных слогов, начиная с последнего ударного слога называют клаузулой (конечной рифмой).

Клаузулы встречаются в рифмованных стихах

Сразу стало тихо в д Оме,

Облетел последний м Ак,

Замерла я в долгой др Ёме

И встречаю ранний мр Ак.

 

Однако, конечные звуковые повторы (клаузулы) можно встретить и в нерифмованных стихах (например, в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина)

И платье нужно мне. В последний р А з

Все рыцари сидели тут в атл А се

Да бархате; я в латах был од И н

За герцогским столом. Отговор И лся

Я тем, что на турнир попал случ А йно.

 

Если рифмующиеся слоги располагаются в начале стиха, такая рифма называется начальной

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбе гает умывальник

И кач ает головой…

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной.

В бе лом венчике из роз –

Впе реди Иисус Христос.

 

Когда рифмующиеся строки находятся внутри стиха – такая рифма называется внутренней. Рифмованные слоги могут располагаться горизонтально и вертикально.

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной.

В белом венчике из роз –

Впереди Иисус Христос. вертикальная внутренняя рифма

Я жд ал, я зв ал, я верил в чудо… горизонтальная внутренняя рифма

Мне голос б ыл, он звал утешно,

Он говор ил: «Иди сюда»… вертикальная внутренняя рифма

 

 

В зависимости от места ударения конечные рифмы (клаузулы) разделяются на мужские и женские

В мужской рифме (М) (клаузуле) ударение падает на последний слог, а в женской рифме (Ж) – на предпоследний:

Сразу стало тихо в д о ме, женская рифма

Облетел последний м а к, мужская рифма

Замерла я в долгой др А ме женская рифма

И встречаю ранний мр а к. мужская рифма

Плотно заперты вор о та, женская рифма

Вечер черен, ветер т и х. мужская рифма

Где веселье, где заб о та, женская рифма

Где ты, ласковый жен и х? мужская рифма

Не нашелся тайный п е рстень, женская рифма

Прождала я много дн е й, мужская рифма

Нежной пленницею п е сня женская рифма

Умерла в груди м о ей. мужская рифма

А.С.Пушкин

Встречаются строки, в которых последние ударение падает на третий от конца слог. Такие рифмы называются дактилическими (Д). Если ударение падает на четвертый от конца слог и далее – такие рифмы называются гипердактилическими (ГД).

Тучки небесные, вечные стр а нники! Д

Степью лазурною, цепью жемч у жною Д

Мчитесь вы, будто как я же, изгн а нники Д

С милого севера в сторону ю жную. Д

М.Ю.Лермонтов

Идет Балда, покр я кивает, ГД

А поп, завидя Балду, вск а кивает, ГД

За попадью пр я чется, Д

Со страху кор я чится. Д

Балда его тут отыск а л, М

Отдал оброк, платы требовать ст а л. М

А.С.Пушкин

Рифмы в которых созвучны последнее ударные гласные и последующие за ними согласные называются точными

Бр емя - вр емя, отв етные - рассв етные, к олос - в олос

Рифмы, в которых одинаковые гласные или согласные называются приблизительными

мо л о т - ме л е т, сл е ду - св е ту

Приблизительные рифмы, в которых созвучны гласные звуки, при полном или частичном несовпадении согласных называются ассонансными рифмами

Я сегодня до зари вст ану,

По широкому пройду п олю,

Что-то с памятью моей ст ало,

Всё, что было не со мной, п омню.

Р.Рождественский

Приблизительные рифмы, в которых полностью или частично созвучны согласные звуки, при полном или частичном несовпадении ударных гласных называются диссонансными рифмами

В блеске зимней ночи т а ющая,

Обрати ко мне твой л ик,

Ты, снегами тихо в е ющая,

Подари мне легкий сн ег.

По положению в строфе рифмы бывают

Смежные А А Б Б – рифмуются строки расположенные рядом

Почернел, искривился бревенчатый м ост, А

И стоят лопухи в человеческий р ост, А

И крапивы дремучей поют ле са, Б

Что по ним не пройдет, не блеснет ко са. Б

Вечерами над озером слышен взд ох, В

И по стенам расползся корявый м ох. В

Перекрестные А Б А Б -рифмуются строки расположенные через строку

Вижу ли ночи светило прив етное А

Или денницы прекрасной блист ание, Б

В сердце ласкаю мечту безотв етную, А

Грустную думу земного страд ания... Б

Кольцевая (охватная или опоясанная) А Б Б А -рифмуются крайние строки, а внутри смежные рифмы

Мы говорим на разных язык ах. А

Я свет весны, а ты усталый х олод. Б

Я златоцвет, который вечно м олод, Б

А ты песок на мертвых берег ах. А

 

Интересен пример Онегинской строфы – в ней Пушкин дает все возможные виды рифм

"Мой дядя самых честных пр авил, А

Когда не в шутку зане мог, Б

Он уважать себя заст авил А

И лучше выдумать не мог. Б

Его пример другим на ука; В

Но, боже мой, какая ск ука В

С больным сидеть и день и н очь, Г

Не отходя ни шагу пр очь! Г

Какое низкое ков арство Д

Полуживого забавл ять, Е

Ему подушки поправл ять, Е

Печально подносить лек арство, Д

Вздыхать и думать про се бя: Ж

Когда же черт возьмет те бя!" Ж

Строфа в переводе с греческого языка «поворот». Словарь литературных терминов дает такое определение строфы: «Строфа - сочетание стихов, объединенных общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой, завершением рифмованного ряда и иными признаками». В строфе организованный повтор ритма или рифм дает сильное смысловое единство, поэтому, при смене строфы меняется и смысл. Основным признаком строфы является повторяемость ее элементов: стоп, рифм, количество стихов и др. На письме строфы отделяются увеличенным интервалом.

Серебро, огни и блестки, -

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,

Это - призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

 

В.Брюсов

Существуют твердые формы строф: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, септима, октава, спенсерова строфа и нона, децима, сонет.

Астрофичные стихи – стихи в которых границы между сочетанием стихов не подчиняются определенной системе.

Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами,

И много у него добра,

Мехов, атласа, серебра

И на виду и под замками.

Но Кочубей богат и горд

Не долгогривыми конями,

Не златом, данью крымских орд

Не родовыми хуторами,

Прекрасной дочерью своей

Гордится старый Кочубей.

И то сказать: в Полтаве нет

Красавицы, Марии равной.

Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной…

Пушкин А. С. «Полтава»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
VI. Основные размеры стиха | Пятистишие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.