Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. Особые формы стиха

Сонет

Онегинская строфа

Балладная строфа

Особая форма строфы, в которой четные строки содержат большее количество слогов, чем нечетные.

Раз в крещенский вечерок 7

Девушки гадали: 6

За ворота башмачок, 7

Сняв с ноги, бросали; 6

Снег пололи; под окном 7

Слушали; кормили 6

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

(Жуковский В. А.)

Особая форма строфы, состоящая из 14 строк и содержащая все формы рифмовки

Деревня, где скучал Евгений, А

Была прелестный уголок; Б

Там друг невинных наслаждений А

Благословить бы небо мог. Б

Господский дом уединенный, В

Горой от ветров огражденный, В

Стоял над речкою. Вдали Г

Пред ним пестрели и цвели Г

Луга и нивы золотые, Д

Мелькали селы; здесь и там Е

Стада бродили по лугам, Е

И сени расширял густые Д

Огромный, запущенный сад, Ж

Приют задумчивых дриад. Ж

(Пушкин А. С. Евгений Онегин)

Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк, в переводе звучит как песенка.

Итальянский сонет эпохи Возрождения рифмуется по схеме 4-4-3-3.

В собранье песен, верных юной страсти, Щемящий отзвук вздохов не угас С тех пор, как я ошибся в первый раз, Не ведая своей грядущей части. У тщетных грез и тщетных мук во власти, Мой голос прерывается подчас, За что прошу не о прощенье вас, Влюбленные, а только об участье. Ведь то, что надо мной смеялся всяк, Не значило, что судьи слишком строги: Я вижу нынче сам, что был смешон. И за былую жажду тщетных благ Казню теперь себя, поняв в итоге, Что радости мирские - краткий сон.

(Ф.Петрарка)

Английский классический сонет «с кодой» рифмуется по схеме 4-4-4-2

Мешать соединенью двух сердецЯ не намерен. Может ли изменаЛюбви безмерной положить конец?Любовь не знает убыли и тлена. Любовь - над бурей поднятый маяк,Не меркнущий во мраке и тумане.Любовь - звезда, которою морякОпределяет место в океане. Любовь - не кукла жалкая в рукахУ времени, стирающего розыНа пламенных устах и на щеках,И не страшны ей времени угрозы. А если я не прав и лжет мой стих,То нет любви - и нет стихов моих! (В.Шекспир)

Цикл из 15 связанных между собой сонетов называется «венок сонетов». Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал,) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов. Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка. Впервые появился в поэзии Петрарки. В русской поэзии встречается у К.Фофанова, В. Брюсова и др.

 

В поэзии существуют особые канонические формы стихов, которые становились популярными в различные исторические эпохи

Баллада – форма стиха, получившая распространение в позднее средневековье во Франции, в поэзии Ф.Вийона и Ронсара. Позже встречается в английской, немецкой и русской поэзии (Р.Бёрнс, Шиллер, Гёте, В.Жуковский, А.Пушкин) В переводе с итальянского звучит как «пляска». В особенностях балладного стиха, как мы уже говорили выше, лежит неравновеликость строк – четные строки содержат больше слогов, чем нечетные.

Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,

Непостижное уму,

И глубоко впечатленье

В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,

На дороге у креста

Видел он Марию деву,

Матерь господа Христа.

(А.Пушкин)

Белый стих – стих с ритмом, но без рифмы. Одной из разновидностей белого стиха является народный стих (Кольцов, Некрасов и т.д.)

Свалив беду на лешего,

Под лесом при дороженьке

Уселись мужики.

Зажгли костер, сложилися,

За водкой двое сбегали,

А прочие покудова

Стаканчик изготовили,

Бересты понадрав.

(Некрасов Н. А.)

Белые стихи встречаются только в двусложных размерах, чаще всего пишутся пятистопным ямбом, реже хореем. В белом стихе обязательна цезура на второй стопе в длинных строках (больше 4 стоп). Белыми стихами написаны «Маленькие трагедии» Пушкина, стихотворные драмы Островского, трилогия А.К.Толстого, часто белый стих встречается в стихах Блока и Маяковского.

Ты молода...// и будешь молода

Еще лет пять // иль шесть. Вокруг тебя

Еще лет шесть // они толпиться будут,

Тебя ласкать, // лелеять, и дарить,

И серенадами // ночными тешить,

И за тебя // друг друга убивать

На перекрестках ночью. // Но когда

Пора пройдет, // когда твои глаза

Впадут и веки, сморщась, // почернеют

И седина // в косе твоей мелькнет,

И будут называть // тебя старухой,

Тогда - // что скажешь ты?

(Пушкин А. С. Каменный гость)

Вольный стих – или вольный ямб – это сочетание разностопных ямбов (от 1 до 7), без последовательности в чередовании. Его еще называют басенным стихом, примером могут служить басни И.Крылова. Вольный стих приближает стихотворную речь к разговорной, короткая строка становится более выделенной и смыслово нагруженной. Вольным стихом написаны драма Лермонтова «Маскарад», «Горе от ума» Грибоедова.

Друг. Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, * и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!..

(А.Грибоедов)

Раешник – рифмованная проза. Стихи без ритма, но с рифмой. Акцентный стих с парной рифмовкой. Использовался в народных драмах и балаганных представлениях. Был распространен в России в 17-18 вв.

Жил-был п оп, А

Толоконный л об. А

Пошел поп по баз ару Б

Посмотреть кой-какого тов ару. Б

Навстречу ему Бал да. В

Идет, сам не зная ку да. В

"Что, батька, так рано подн ялся? Г

Чего ты взыск ался?" Г

Поп ему в ответ: "Нужен мне работ ник: Д

Повар, конюх и плот ник. Д

А где найти мне так ого Е

Служителя не слишком дорог ого?" Е

 

(А.Пушкин)

Свободный стих (верлибр) -это стихи без рифмы, без метра, без строф, но записанный стихотворными строками, не предполагающими соразмерности.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

(Лермонтов М. Ю.)

Александрийский стих - основной размер крупных жанров в литературе классицизма, в русской литературе стал популярен в конце 18 – нач. 19 века. В русской поэзии александрийский стих пишется шестистопным ямбом с цезурой после шестого слога, с парными рифмовками.

Я, признаюсь, люблю // мой стих александрийский, А

Ложится хорошо // в него язык российский, А

Глагол наш великан // плечистый и с брюшком, Б

Неповоротливый, // тяжелый на подъем, Б

И руки что шесты, // и ноги что ходули, В

В телодвижениях // неловкий. На ходу ли В

Пядь полновесную // как в землю вдавит он, Г

Подумаешь, что тут // прохаживался слон. Г

(Вяземский П. А.)

X. Как читать стихи?1. Структурно - метрические элементы стиха. Паузы, цезуры Конструктивными элементами стиха являются структурно-метрические паузы, присущие только стихотворной речи. В отличие от интонационно-логических (смысловых пауз), необходимых во всякой речи для выявления смысла высказывания, структурно-метрические паузы определяются только ритмом стиха и не зависят от смысла. Соблюдение структурно метрических пауз при исполнении стихов, позволяют держать конструктивную особенность стиха, выявляя его ритмическую основу. Правильное (с точки зрения ритма) исполнение стихотворного произведения позволяет во всей глубине выразить авторскую мысль и авторскую интонацию. Как мы уже говорили, стихи написаны для того, что бы быть услышанными. Только в звучании стихотворение полностью раскрывает весь заложенный в нем смысл. В поэзии, как ни в каком другом произведении искусства, осознается единство формы и содержания. Для того чтобы овладеть стихотворной формой не достаточно только знать теорию стиха, необходимо ее осваивать на практике. Межстиховая пауза (строковая пауза) обязательно ставится в конце стихотворной строки. Она совпадает с логической паузой во фразе (синтаксически законченной мысли), и всегда внутренне оправдана. Межстиховая пауза передает внутреннее напряжение, формирует мысль и выявляет скрытые смыслы, подтексты, держит перспективу повествования. Ставя строковую паузу нужно помнить о перспективе, о предстоящих событиях, она связывает то, что сказано, с тем, что будет сказано.

«Гой ты, Русь, моя родная, //

Хаты – в ризах образа… //

Не видать конца и края – //

Только синь сосет глаза. //

 

Как захожий богомолец, //

Я смотрю твои поля. //

А у низеньких околиц //

Звонно чахнут тополя. //

Пахнет яблоком и медом //

По церквам твой кроткий Спас. //

И гудит за корогодом //

На лугах веселый пляс. //

В разобранном стихотворении С.Есенина все паузы в конце строки именно строковые, они не рвут фразу.

Перенос (зашагивание) Часто в стихах мы можем встретить фразу разорванную, расположенную на разных строках. Кажется, что в таком случае пауза вообще не нужна. Но зачем-то автор написал именно так! Пауза в конце строки, не совпадающая с окончанием фразы называется паузой переноса (зашагивание), она короче строковой, но она нужна, она проявляет скрытый смысл стиха, усиливает ритмическое звучание. Например, строки из поэмы М.Лермонтова «Мцыри»:

 

Я вышел из лесу. И вот // перенос

Проснулся день, и хоровод // перенос

Светил напутственных исчез // перенос

В его лучах. Туманный лес // перенос

Заговорил. Вдали аул // перенос

Куриться начал. Смутный гул // перенос

В долине с ветром пробежал.. //

Я сел и вслушиваться стал; //

Но смолк он вместе с ветерком. //

И кинул взоры я кругом: //

Тот край, казалось, мне знаком. //

И страшно было мне, понять // перенос

Не мог я долго, что опять // перенос

Вернулся я к тюрьме моей; //

Что бесполезно столько дней //

Я тайный замысел ласкал, //

Терпел, томился и страдал… //

 

Почему автор в этом фрагменте сделал столько «переносов»? Разгадка в смысле этого фрагмента. Если бы это было простое описание природы, то переносы были бы не нужны. Но автор не описывает местность, а передает состояние героя, его смутную догадку о трагической ошибке. Ритмический сбой, который достигается разрывом фразы и переносом ее на другую строку и передает необходимое напряжение.

Цезура в середине длинной – это не всегда пауза, а словораздел. Это структурный элемент стиха, подпирающий стих. Цезура в двусложных размерах ставится после второй стопы в пятистопных строках, и после третьей стопы в шестистопных строках. В коротких строках цезура не ставится. В трехсложных размерах цезура идет после четвертой стопы.

 

На холмах Грузии \\ лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко;\\ печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...\\ Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит \\ и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

 

Здесь мы видим чередование цезурованной строки с безцезурной, что позволяет развернуть мысль во всем ее разнообразии, создать разнообразный ритм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Десятистишие | Порядок работы со стихом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.