Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Сущность финансов предприятий

Унитарные предприятия

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ

"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия

1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Статья 13. Порядок формирования уставного фонда

1. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

3. Основное содержание финансов организаций (предприятий)

Несмотря на особенности производственной и хозяйственной деятельности каждого предприятия общим является то что все они производят продукцию (выполняют работы, оказывают услуги), реализуют ее и получают выручку и прибыль.

В процессе своей хозяйственной деятельности все предприятия вступают в финансовые отношения с государством, другими предприятиями, организациями, учреждениями, финансово-кредитными институтами и с населением. Совокупность этих отношений и составляет финансы предприятий.

Финансы организаций (предприятий) - это совокупность экономических денежных отношений по поводу распределения денежных доходов и накоплений предприятий, в ходе которого формируются финансовые ресурсы и денежные фонды, используемые на нужды предприятий.

Финансовые отношения предприятий очень многообразны. В их составе можно выделить 4 отдельные группы по признаку участия в них различных субъектов финансовых отношений.

 

 


Схема № 2

 

Структура финансовых отношений предприятий.     1.Внутри предприятия 3.С государством   Группы финансовых отношений предприятий     2.С другими предприятиями 4.С населением  

 

Рассмотрим, что же включают в себя эти группы финансовых отношений предприятия.

1.Финансовые отношения этой группы наиболее тесно связаны с кругооборотом производственных фондов предприятия, обеспечивает его непрерывность, обслуживает его. Эта часть финансовых отношений которые протекают в рамках самого предприятия и здесь нет других субъектов финансовых отношений кроме самого предприятия. В эту группу можно включить распределение денежных доходов и накоплений между подразделениями предприятия и по целевому назначению (начисление амортизации и формирование ремонтного фонда для воспроизводства основных производственных фондов, распределение чистой прибыли по фондам целевого назначения и т.п.)

В условиях становления рыночной экономики государство практически не регламентирует финансовые отношения, входящие в эту группу, кроме порядка начисления амортизационных отчислений.

2.Эта группа финансовых отношений предприятия очень обширна. Сюда мы отнесем отношения с другими предприятиями по поводу уплаты штрафов, неустоек, возмещение ущерба, причиненного нарушением договорных обязательств. Предприятия могут объединять средства на долевой основе для выполнения определенных работ, в которых они имеют общую заинтересованность, например, строительство дороги, системы тепло- или водоснабжения которые будут обслуживать несколько предприятий и т.п. Предприятия сейчас могут приобретать ценные бумаги друг друга, поэтому в финансовые отношения между ними входят выплата и получение доходов по ценным бумагам.

Спорным является вопрос о включении в эту группу отношений между предприятиями по поводу реализации продукции и получения выручки. В некоторых учебниках получение выручки рассматривается как финансовые отношения. Но здесь имеет место эквивалентный обмен стоимостями. Продавец отдает стоимость в товарной форме и получает равную ей стоимость в денежной форме. Мы же признаком финансовых отношений считаем безэквивалентное движение стоимости, увеличение доходов одного из участников отношений и уменьшение у другого. Поэтому реализация продукции и получение выручки не являются непосредственно финансовыми отношениями, но получение выручки служит базой финансовых отношений, т.к. именно из выручки выделяются накопления и доходы, которые распределяются и перераспределяются с помощью финансовых отношений.

В эту же группу можно включить и отношения с негосударственными финансово-кредитными институтами: банками, страховыми компаниями, различными фондами и т.п. В условиях рыночной экономики эта группа расширилась и приобрела особую важность. Коммерческие организации не могут рассчитывать на безвозмездную помощь со стороны государства и должны полагаться на другие способы выхода из финансовых затруднений возникшего в результате нарушений партнерами договорных обязательств или из-за непредвиденных обстоятельств. Поэтому развиваются отношения предприятий со страховыми компаниями. Предприятия платят страховые взносы и получают страховые возмещения.

Получить дополнительные финансовые ресурсы для своего развития от государства предприятие также не может и должно обращаться к банкам и институтам фондового рынка.

3.В эту группу отношений входят платежи предприятий в бюджет и государственные внебюджетные фонды. А с другой стороны предприятия могут получить средства из бюджета и внебюджетных фондов. В условиях рыночной экономики финансовые отношения коммерческих организаций с государством наполняются новым содержанием.

Раньше государство было собственником абсолютного большинства предприятий. Поэтому очень большая доля доходов предприятий изымалась в доходы государственного бюджета. Сама форма изъятия - нормативы отчислений от прибыли, перечисление свободного остатка прибыли имела административно-командный характер. Нормативная система распределения, действовавшая раньше позволяла перераспределять средства от успешно работающих, высокорентабельных предприятий в пользу неэффективных слабых предприятий.

Сейчас организации платят государству налоги, что соответствует рыночной экономике. Хотя налоговая система еще несовершенна и вызывает много нареканий, но она является гораздо более справедливой, так как ставит все предприятия - налогоплательщики в равное положение.

Перестав быть собственником большинства предприятий, государство значительно меньше средств выделяет предприятиям из бюджета. Меняет и приоритеты и методы предоставления финансовой поддержки предприятиям. Финансовая поддержка оказывается малым предприятиям с целью создания конкурентно-способной среды в экономике, выделяется предприятиям, осуществляющим структурную перестройку и переход на новые технологии. Инвестиции из бюджета или под гарантии государства выделяются на конкурсной основе, т.е. отбираются лучшие высокоэффективные проекты.

В условиях рыночной экономики наряду с государственным бюджетом создаются специальные государственные денежные фонды, с которыми предприятия также вступают в финансовые отношения. Все предприятия обязаны платить взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. В то же время создаются фонды, которые оказывают финансовую поддержку предприятиям.

В связи с развитием федерализма и становлением самоуправления территорий расширяются финансовые отношения предприятий с субъектами федерации и местными органами самоуправления. Предприятия платят налоги в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, участвуют в формировании региональных и территориальных внебюджетных фондов и в свою очередь получают средства из региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов.

4.В четвертую группу входят отношения между предприятиями и населением. К ним можно отнести выплату заработной платы, премий, пособий, предоставление безвозмездных ссуд из фондов предприятия и их погашение. В условиях перехода к рыночной экономике в связи с приватизацией предприятий, созданием негосударственных предприятий и выпуском ценных бумаг предприятий для привлечения средств возникли финансовые отношения предприятий с населением по поводу участия населения в формировании уставного капитала предприятий в качестве учредителей (участников), по поводу выплаты дивидендов и процентов по ценным бумагам.

Кроме того, финансовые службы предприятий обслуживают финансовые отношения населения с государством. На предприятиях производится исчисление и удержание подоходного налога при выплате заработной платы работникам и перечисление подоходного налога в бюджет, также производится перечисление из заработной платы работников дополнительных в Пенсионный фонд на накоптельную часть пенсий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производственные кооперативы. Акционерные общества | Общие черты и принципы организации финансов предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.