Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Объекты и условия применения ТСТК.

Организационно-правовые основы применения ТСТК.

Введение.

Контроля.

Учебные вопросы:

1. Технические средства таможенного контроля: понятие, их роль, место и предназначение в таможенном контроле и борьбе с таможенными правонарушениями.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

Применение технических средств таможенного контроля является важным инструментом в деятельности таможенных органов по пресечению и выявлению нарушений в сфере таможенного законодательства. Использование ТСТК обеспечивает проверку соответствия сведений о декларируемых товарах (документальной информации) данным, получаемым при проведении фактического таможенного контроля (таможенного осмотра, досмотра). Эффективное и целенаправленное использование ТСТК определяется уровнем подготовки инспекторского состава, знанием основных тактико-технических характеристик ТСТК и методик их применения.

Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними - все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявления предметов контрабанды.

Необходимо постоянно обновлять имеющиеся в распоряжении таможенных органов Российской Федерации технические средства таможенного контроля на современные модели, закупать и активно внедрять в работу инновационные разработки; постоянно повышать квалификацию сотрудников таможенных органов, перенимать передовой опыт работы иностранных таможенных служб, организовывать совместные с ними учения и стажировки.

 

1 Учебный вопрос. Технические средства таможенного контроля: понятие, их роль, место и предназначение в таможенном контроле и борьбе с таможенными правонарушениями.

 

Таможенный кодекс ТС (ТК ТС) ст. 95 п. 1 определил «Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии таможенным законодательством ТС и законодательством государств- членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями».

Общеизвестно, что обществу и государству наносится огромный ущерб вследствие незаконного вывоза энергоносителей, сырья, стратегически важных материалов, валютных и культурных ценностей и т.п. Для выявления подобных нарушений в таможнях всего мира при таможенном контроле все более широко и эффективно используются технические средства таможенного контроля (ТСТК).

Применение технических средств осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тай­ников и т.п.), транспортных средствах, выявления подделки таможен­ных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков нарушений таможенных правил.

Объективная необходимость и целесообразность применения ТСТК обусловлена рядом обстоятельств.

1. Человек, используя только свои органы чувств (сенсорные окончания), принципиально не может принять решение при выполнении достаточно широкого перечня задач обнаружения и классификации ситуаций, материалов и веществ. Например, человек не обладает даром интроскопии, т. е. способностью видеть содержимое закрытого чемодана. Он не способен точно определять весовые характеристики объектов кон­троля, не может точно установить процентное содержание веществ даже в двухкомпонентной смеси, не в состоянии оценить наличие и степень опасности излучений ионизирующих и радиотехнических средств и т.д.

2. Общемировая тенденция развития таможенного дела заключается в упрощении, ускорении, удешевлении, унификации и автомати­зации основных операций таможенного контроля. По этой причине необходимо в помощь человеку дать средства, способные существен­но ускорить контроль и классификацию перемещаемых через таможен­ную границу товаров и транспортных средств, сохранять полученные при таможенном контроле данные в форме, удобной для последующего уче­та и обработки на ЭВМ.

3. Таможенный инспектор в своей работе сталкивается с огромным числом разных товаров и транспортных средств, различающихся по химическому составу, принципу действия и т.п. Применение ТСТК позволяет снизить требования к специальным знаниям инспектора и получить более достоверные результаты контроля.

4. Имеется достаточно большое число фактов сознательного недостоверного декларирования и использования изощренных способов сокрытия контрабандных товаров.

5. Высокий уровень современного состояния науки и техники гарантирует решение задач поиска и диагностики с использованием ТСТК для широкого круга объектов с необходимым качеством и в реальном масштабе времени.

В статье 107 ТК ТС (Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля) п. 1отмечено «В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться ТСТК, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов ТС. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам».

Отсюда следует, что при соблюдении условий безопасности технические средства таможенного контроля могут применяться для контроля документов, при досмотрах, осмотрах территорий и помещений, при учете товаров и транспортных средств и т.д.

К числу средств ТСТК относят и так называемые атрибуты наложения таможенного обеспечения, которые служат средством защиты от несанкционированного таможенными органами доступа к товарам и транспортным средствам: штампы, наклейки, пломбы и т.п.

В ст. 109 ТК ТС (Итентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест) указывется, что «Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Итентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами».

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в какой-то мере ликвидировал правовой пробел, касающийся понятия «техническое средство» и условий, при которых показания приборов будут являться доказательствами по делам об административных правонарушениях. Так, в статье 26.2 (Доказательство) указывается, что в качестве фактических данных, используемых для доказательства по делам об административных правонарушениях, могут быть показа­ния специальных технических средств. Сами же требования к приборам и правила фиксации показаний приведены в ст. 26.8 (Показа­ния специальных технических средств): «1. Под специальными тех­ническими средствами понимаются измерительные приборы, утверж­денные в установленном порядке в качестве средств измерения, име­ющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. 2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении».

Введенное КоАП определение понятия «специальное техническое средство» охватывает только те средства, показания которых мо­гут использоваться в качестве доказательств. В то же время к числу технических средств, используемых при таможенном контроле, несом­ненно, следует отнести фонари, зонды, эндоскопы и т.п., которые, ко­нечно, не являются измерительными приборами.

В учебной и методической литературе, ведомственных документах под ТСТК фактически понимаются все виды технических средств, применяемых сегодня для фактического таможенного контроля: весы, фонари, досмотровые зеркала, рентгеновские досмотровые установ­ки, металлоискатели, микроскопы, детекторы кристаллов и др.

Например, известно следующее определение этого понятия: «Технические средства таможенного контроля - комплекс специальной техники, применяемый таможенными органами в процессе оператив­ного таможенного контроля всех видов объектов, перемещаемых че­рез таможенную границу, с целью проверки декларирующих их доку­ментов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них данным, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений» (определение ГА. Дугина).

Кроме этого, в некоторых документах ФТС РФ используется термин «информационно-технические средства». Информационно-тех­нические средства - это средства информатизации, средства связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящи­мися и радиоактивными материалами, технические средства таможен­ных расследований, средства вычислительной техники, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.

В ряде статей КоАП указывается на возможность применения фото и киносъемки, видеозаписи для фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6. Вещественные доказательства; ст. 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; ст. 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю помещений, территорий и находя­щихся там вещей и документов; ст. 27.9. Досмотр транспортных средств и др.).

Заметим, что в статье 109 ТК ТС, опущена фраза о том, что технические средства не должны причинять ущерб товарам, транспортным средствам, лицам. Это изменение обусловлено тем, что в некоторых случаях таможенный контроль невозможен без причинения ущерба объекту контроля (например, при обнару­жении специально оборудованных тайников в транспортном средстве). В то же время ТК ТС ст. 104 позволяет владельцам товара и транспор­тного средства требовать возмещения ущерба вследствие неправомер­ных действий сотрудников таможенных органов.

В статье 338 ТК ТС есть указание на возмож­ность применения в таможенных целях технических средств, для оценки количества, качества и других характеристик товаров, перемещае­мых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи: «Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспор­том и по линиям электропередачи, не осуществляется, что не препят­ствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях коли­чество, качество и другие характеристики товаров, используя сведе­ния, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов»

Указание на технические средства есть и в ст. 114 (Таможенное наблюдение): «Таможенное наблюдение - гласное, целенаправлен­ное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредо­ванное визуальное наблюде­ние, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под тамо­женным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций».

Кроме этого, из текста ряда статей Таможенного Кодекса ТС и КоАП РФ косвенно вытекают возможность и необходимость примене­ния технических средств для выполнения тех или иных задач, возникаю­щих при выполнении функций, возложенных на таможенные органы.

Например, ст. 16.1 КоАП РФ (Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ) предусматривает наложение штрафов за сокрытие товаров в тайниках, а также за представление таможенному органу поддельных докумен­тов, использование поддельного средства идентификации.

В этих случаях возникает необходимость выявления тайников и фактов подделки документов, что можно делать с помощью техни­ческих средств таможенного контроля.

В некоторых случаях могут потребоваться приборы, работа с которыми требует специальной подготовки. ТК ТС предусмотрел возможность привлечения для работы с такими приборами сторонних специалистов (ст. 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля): «В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля мо­жет быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств».

В Таможенном кодексе ТС отсутствуют статьи, которые прямо регламентируют применение конкретных технических средств таможенного контроля. Однако в той же ст. 107 говорится, что «В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться ТСТК, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов ТС».

В таможенных органах существует иерархическая система организации и управления процессами разработки и эксплуатации ТСТК. Организационно-правовые основы этой системы закреплены докумен­тами разного уровня иерархии. На первом уровне иерархии стоят Фе­деральные законы. В качестве примера можно привести Таможен­ный кодекс ТС, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и др. В них уста­навливаются общие требования к техническим средствам и области их применения.

На втором уровне иерархии находятся указы Президента России, постановления Правительства РФ, государственные стандарты и т.п. В документах этого класса конкретизируются положения федеральных законов по перечню вопросов, касающихся разработки, общего поряд­ка применения, полномочий тех или иных государственных служб, сис­тем учета и т.п.

На третьем уровне иерархии расположены документы Федеральной таможенной службы (ранее ГТК РФ). Эти документы целесообразно разделить на два вида: выпущенные центральным аппаратом Фе­деральной таможенной службой (ФТС) и региональными таможенны­ми управлениями; выпущенные таможнями.

К первому виду относятся приказы, распоряжения, письма инструкции указания руководителей ФТС, а также начальников региональных таможенных управлений и их служб. Эти документы создают нор­мативно-правовую основу обеспечения таможенных органов ТСТК и являются основанием для выпуска приказов и иных документов, регламентирующих деятельность сотрудников таможен, непосредствен­но применяющих и обслуживающих ТСТК.

В ряду других большую группу составляют документы, регламентирующие правила технической эксплуатации, метрологического обес­печения и оценки эффективности применения ТСТК, а также различные нормы. Перечень этих документов достаточно большой. Он перио­дически обновляется в зависимости от организационных, технологических и экономических факторов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 169. Использование технических средств и водных и воздушных судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

2. Обеспечение единства и требуемой точности измерений и метрологический контроль и надзор при проведении таможенных операций с использованием технических средств осуществляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке метрологическими подразделениями, создаваемыми в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, и в подчиненных ему таможенных органах. При проведении таможенных операций допускается использование документально оформленных результатов измерений, выполненных другими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.