Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальная техника общения: псевдокоммуникация, или активное слушание

Наряду с обычной коммуникацией важную роль в деловом об­щении играет псевдокоммуникация, когда есть общение, но ре­альной передачи вербальной информации не происходит. Такое общение дает разрядку эмоциям и устанавливает доверительный контакт (раппорт). Это так называемое клиент - центрированное общение по К. Роджерсу. Без подобного контакта общение продавца с покупателем останется малопродуктивным. Иначе ответ­ную реакцию покупателя на восторженные монологи продавца, рекламирующего свой товар, можно описать словами известной песни: «Слова я слушаю твои, но ничего они не значат».

Практической реализацией псевдокоммуникации является, по Роджерсу, активное слушание. Приведем краткое описание ос­новных принципов подобной технологии общения (с учетом ин­терпретации В.В.Козлова и А.А.Козловой):

- безусловное положительное отношение (уважение к собесед­нику — априорное, неизменное и не зависящее от каких-либо обстоятельств);

- принятие (безоценочность суждений, принятие точки зре­ния собеседника, принцип «клиент всегда прав»);

- присутствие (сосредоточение на предмете диалога и на теку­щем моменте);

- реальность (практичность и утилитарность высказываний — говорить «по делу», принцип «конкретные цифры и конкретные факты» по А.Барышевой; реализуемость и рентабельность предло­жений — ответ на основной вопрос клиента: «Что я с этого буду иметь?»);

- открытость (гибкость мнения, учет мнения собеседника, прием «чего изволите...»);

- прозрачность (понятность для клиента ваших высказываний — «говорить на языке клиента» — и чувств).

Подчеркнем важность с точки зрения психотерапевтического подхода в коммерции такого принципа общения с клиентом, как сосредоточение на текущем моменте. Психотерапия называет это психологической актуальностью, или сосредоточенностью на «здесь и сейчас» (Ф. Перлз). Подобное состояние собеседников представ­ляет собой основу возникающего в процессе коммуникации осо­бого состояния сознания (транса), которое во многом определяет эффективность этого общения.

Для практического освоения навыка активного слушания удобно разделить его на составные части или отдельные психотехниче­ские приемы (Моховиков А. Н., 1999).

Поощрение — это стимулирование собеседника к продолже­нию диалога, демонстрация собственной заинтересованности (на­пример, «Я понимаю», «Это интересно», «Пожалуйста, подроб­нее...», «Что еще вы хотели бы сказать по этому поводу?»).

Повторение — это перефразирование высказывания собесед­ника (рефрейзинг), демонстрация стремления к пониманию (на­пример, «Правильно ли я понял, что...», «Другими словами, вы считаете...»).

Отражение — это обоснованное описание эмоций собеседни­ка, усиление эмпатии (например, «Вы чувствуете, что...», «Вы взволнованы тем, что...», «Вас тревожит, что...»).

Обобщение — это логический анализ содержания диалога (на­пример, «Подводя итог...», «Самое главное, что...».

Подчеркнем, что успех продаж связан в большей мере с уме­нием продавца слушать, чем говорить. По аналогии с психотера­певтическим выслушиванием пациента выслушивание клиента дает последнему эмоциональную разрядку. Как подчеркивает Г. Н. Кес­сон (1997): «Если клиент заговорит о своих проблемах, то придет в равновесие. Так учил Фрейд. <...> Коммерческий агент вынуж­ден выслушивать поток жалоб (клиента на жизнь и личные про­блемы. — М.С.) не только потому, что это его профессиональная обязанность, а еще и потому, что он как продавец заинтересован в своем заказчике и его делах». В этом заключается клиент - центрированный подход и наглядно проявляется психотерапевтическое воздействие коммерсанта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глазной контакт | Позиции участников общения: модель Э. Берна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.