Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона общения




Перцепция — процесс восприятия нами партнеров в процессе об­щения, на основе которого формируется отношение к ним. Извест­ные факторы перцепции, такие как собственное превосходство, привлекательность для нас и отношение к нам, соотносятся с такими универсальными механизмами психотерапевтического воз­действия, как сравнение, аттракция и проекция, и могут быть диагностированы по их проявлениям в речи (табл. 7). От их баланса, особенно соотношения факторов «превосходство» и «отношение к нам», зависит выбор собеседником ролевого со­стояния «родителя» или «ребенка».

Фактор привлекательности — основной для делового общения, так как именно с ним связан утилитарный подход, ответ на во­просы: «Зачем мне нужен этот человек? Как я могу использовать общение с ним?» Оппонент может выступать при этом как в роли покупателя, так и делового партнера.

Обсуждая технику активного слушания, мы уже упоминали о безусловном положительном отношении к клиенту. Эта перцеп­тивная установка исключительно важна для успешного делового общения. Иными словами, в отношении любого потенциального клиента фактор привлекательности приобретает позитивное зна­чение автоматически, выражаясь компьютерным языком — по умолчанию.

Таблица 7. Факторы перцепции, их отражение в речи и связь с образом «Я»

 

Факторы восприятия других людей Внутренняя структура и внешнее проявление
Универсальные психотерапевтиче-ские механизмы Компоненты образа «Я» Формулировка высказывания
Фактор превосходства Сравнение «Я» реальное «Я и (или) он»
Фактор привле­кательности Аттракция «Я» идеальное «Он для меня»
Фактор «отно­шения к нам» Проекция «Я» социальное «Я для него»

При рассмотрении психологических механизмов перцепции нужно подчеркнуть, что она опирается на такие универсальные психотерапевтические механизмы, как эмпатия, идентификация, рефлексия «Я — это...» и интерпретация «Он — это...». Ключевую роль в процессе перцепции играет также такой механизм психоте­рапевтического воздействия, как перенос.

Факторы перцепции и их психологические механизмы таковы:

- рефлексия (когнитивный, направленный на себя механизм);

- интерпретация (когнитивный, направленный на окружаю­щих механизм);

- эмпатия (эмоциональный механизм);

- идентификация (поведенческий — связан с подражанием — механизм).

При кодировании описанных факторов в виде бинарных аль­тернатив (позитивный или негативный выбор), в зависимости от их сочетания, возможно 8 позиций в общении, занимаемых отно­сительно собеседника. В зависимости от значения фактора превос­ходства эти позиции могут быть ведущими или подчиненными (табл. 8). Причем факторы превосходства и привлекательности (для нас) срабатывают во многом автоматически, инстинктивно (можно сослаться на опыты зоопсихологов, изучавших поведение живот­ных, в котором отчетливо прослеживается проявление подобных факторов). Фактор же «отношения к нам» работает на уровне со­знательном; отсюда между перечисленными факторами возмож­ны несоответствия, а следовательно — проблемы в общении вслед­ствие несовпадения перцептивных позиций собеседников.

Перцептивные позиции, связанные с фактором превосходства, находятся в тесном контакте с базовыми позициями личности в психотерапевтической модели Э. Берна. Как отмечают Ю. Н. Мир­тов и А. А. Крымов (Крымов А. А., 1995), при общении люди сооб­щают друг другу свое мнение о расположении себя относительно другого на шкале самоуважения. Соответственно общение может

Таблица 8. Перцептивные позиции

 

Факторы перцепции Ведущая, или равноправная, пристройка Ведомая, или подчиненная, пристройка
               
Превосходства + + + + - - - -
Привлекательности + + - - + + - -
Отношения к нам + - + - + - + -

Примечание: «+» и «-» — позитивный и негативный выбор. 1 — 8 — 8 позиций, занимаемых относительно собеседника.

протекать со стороны коммуникатора в разных вариантах: очевид­но, что в деловом общении (будь то вариант «продавец-покупа­тель» или партнеры за столом переговоров) коммуникатор дол­жен придерживаться позиции — я весьма уважаю вас, равно как уважаю и себя. В конфликтных ситуациях для продавца возможен некоторый сдвиг в позицию — вас я уважаю больше, чем себя; в переговорной практике, но только как ответная реакция для про­тиводействия психологическому давлению противоположной сто­роны, используется вариант — вас я уважаю меньше, чем себя. Вариант — вас я не уважаю, равно как и не уважаю себя, — практического применения не имеет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.