Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура ХХ века




В науке ХХ века образовались новые отрасли. Получили развитие атомная энергетика, космонавтика, генная инженерия, геронтология.

В технике произошла информационная революция, которая оказала значительное влияние на формирование нового сознания человека: робототехника, компьютеры, электронная почта, Интернет- создают новое информационное пространство, новую систему общения и человеческих отношений.

ХХ в.- это революция в истории науки. 1956г.- Джон Бардин, Уолте Браттейн, Уильям Шокли изобрели транзисторы; 1964 г.-Чарльз Таунс совместно с российским учеными Н.Г.Басовым и А.М. Прохоровым удостоены Нобелевской премии за изобретение лазера.; 1978 г.- Арно Пензиас открыл реликтовое излучение: 1998 г. –Хорст Шторме удостоен нобелевской премии за открытие дробного квантового эффекта.

В ХХ веке наука и техника шагнула так далеко вперед, что намного опередила уровень развития человеческих отношений, и отношения человека к природе настолько упали, что использование научных и технических открытий требуют возрождения принципов древних посвященных.

Однако пока доступ к современным достижениям науки открыт для высокоразвитого, но бездуховного интеллекта, человеку вполне реально угрожает всемирная катастрофа.

Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено в 17в. смогли проявиться в полной мере именно в ХХ столетии. Ему свойственно противоречие между человеком и машиной, и это послужило источником кризиса культуры. В это время цивилизационные процессы сделались максимально динамичными и имели определяющее значение для культуры. Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса, с каждым годом растет катастрофический разрыв. Вражда двух культур может стать причиной гибели человечества.

Острее этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил человеческому разуму. Такая форма взаимодействия приучила человека ощущать свое господство над природой и лишала при этом его возможности понимать смысл гармонического сосуществования с ней.

В отличие от культур прошлых эпох, которые охватывали небольшое пространство и небольшое количество людей, в ХХ столетии все делается мировым, распространяется на всю человеческую массу. Воля к экспансии неизбежно вызывает к исторической жизни широкие слои населения. Это новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой, кажущейся сегодня утонченной культуры. Культурный процесс лишился оригинальности и индивидуальности и превращается в совершенно безликую псевдокультуру. Культура не может быть подвластно административному манипулированию, которое осуществляет государство, тем не менее, возникает явление «массовой» суррогатной культуры, заполнившей историческое пространство Европы в ХХ столетии.

Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое распространение в ряде философских школ ХХ века. Экзистенциальная философия поставила в число актуальных проблем такие вопросы, как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность его от общества (А. Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер). Психологическое «недовольство культурой» и самоотчуждение личности были исследованы представителями психоаналитической теории З.Фрейдом, К.Г.Юнгом и Э.Фроммом. исследователем данной проблемы был так же Г.Маркузе, разработавший концепцию «одномерного человека». Включенный в потребительскую гонку, он оказывается не способным к критическому отношению к существующему обществу и к самому себе.

ХХ столетие заставило многих ученых рассматривать культуру как противоположное цивилизации образование. Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь- восхождение по лестнице прогресса, то культура осуществляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линейного движения вперед. Она является огромным полифоническим пространством и подобна произведению искусства. В нынешнем столетии стало ясно, что необходим диалог культур. Он предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших своеобразие, нуждается в межкультурной коммуникации.

Одним из ведущих направлений культуры ХХ в. стал модернизм. В нем имеется многообразие видов и форм художественной культуры. Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытала поэзия модернистов в такой своей разновидности, как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только отвергали традиции классической поэзии, но напротив, пытались выстроить свой «новый» язык на основе древних архаичных образов. Поэтому обоснован их энтузиазм, с которым они относились к классической мифологии. Здесь следует отметить француза П.Валери и англичанина Т.Элиота. У символистов проявляется интерес к национальным фольклорным персонажам, например, в творчестве ирландца У.Йетса. На основе древних эзотерических учений и их современных модификаций – теософии, антропософии У.Йетс создал собственную мистическую систему. Но особенно отчетливо этот процесс обозначился в России.

К модернистскому направлению относились сторонники имажинизма (от франц. Image- образ). Они требовали передачи непосредственных эпических впечатлений, прихотливого соединения метафор и образов, логически мало связанных, благодаря чему стихи превращались в своеобразные «каталоги образов» (существовал в Англии, Америке, России).

Футуризм (от лат. Futurum- будущее) в начале ХХ в. объявлял человеческие чувства, идеалы любви, счастья добра- «слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу». Наибольшего расцвета достиг в Италии, России, Франции.

Экспрессионизм (от франц. Expression-выражение) преподносил мир в столкновении контрастов, в преувеличенной резкости изломанных линий, заменяющих реальное многообразие деталей и красок- нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. Это направление играло существенную роль в культуре Германии и Австрии.

Модернизм в литературе дал культуре ряд больших поэтов: П.Элюар, Л.Арагон, И.Бехер, Ф. Гарсия Лорка и др.

У истоков модернисткой прозы стоит творчество австрийского писателя Франца Кафки. Мироустройство представляется ему трагическим и враждебным человеку, бессильному и обреченному страдать. Сюжеты Ф.Кафки напоминают страшные сны. Они с необыкновенной точностью, даже педантизмом живописуют мир, где человек и прочие твари подвластны священным, но смутным, недоступным полному пониманию законам, они ведут опасную для жизни игру, выйти из которой не в силах.

Этим представлениям созвучны работы экзистенциалистов. Чтобы делать жизнь утверждают они, надо, прежде всего ее видеть: видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно будет, то уже не у него, а у тех, кто придет завтра, но для них это будет настоящим; человек должен действовать в настоящем. Все разговоры о прекрасном будущем – это абсурд, и он же кладет конец самым восхитительным, а потому и опасным иллюзиям и заблуждениям. Он учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Наиболее известным теоретиком абсурдизма становится французский экзистенциалист А. Камю.

Вокруг школы «потока сознания», созданную У.Джеймсом, в первые десятилетия ХХ века, объединилась целая школа, составившая литературу этого направления: М.Пруст, Г. Стайн, В.Вульф, Дж. Джойс. «Поток сознания»- с его задачей «перехватить мысль на полдороге», склонностью к зыбким впечатлениям, тягучестью формы- становится со временем не только литературным приемом, а последовательной манерой, техникой письма, поглощающей писателя целиком. Элементы «потока сознания» как одного из средств психологического анализа получили широкое распространение в ХХ в. у писателей различных школ и направлений.

Живопись модернистов, движимая внутренней гармонией и избегающая эстетизма, строится «от обратного», совершая путь, противоположный общепринятым канонам художественного творчества. Она начинает с законченной работы и достигает незавершенности, бесконечности, оставляя простор догадкам воображению зрителя. Подобная эстетика наиболее полно отразилась в творчестве французских художников, прозванных А.Матиссом - кубистами.

Самым значительным художником этого направления был Пабло Пикассо. Именно с его картины «Авиньонские девицы» (1907) начинается история кубизма, утверждение иной эстетики, иного миропонимания. Образно говоря, если раньше здание сооружалось с помощью лесов, то Пикассо и его единомышленники стали доказывать, что художник может оставить леса и убрать само здание так, что при этом в лесах сохранится вся архитектура. Другой отличительной чертой кубизма стало создание нового понятия красоты. «Нет ничего безнадежнее, чем бежать с красотой вровень или отстать от нее. Надо вырваться вперед, измотать ее, заставить подурнеть. Эта усталость и придает новой красоте прекрасное безумие Медузы-Гаргоны». «Измучить» красоту чтобы она не была совершенством, за которым можно лишь вечно поспевать, так никогда его не достигнув- таков был эстетический принцип кубистов. Новая красота, провозглашенная ими, лишена гармонии и ясности.

Другое змеиное направление модернистской живописи- абстракционизм. Он пробуждал зрителя, прежде всего, смотреть вперед, искать новое, прежде неведомое, открывать изобретать переделывать. Основатель этого направления Василий Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело к душе. Художник, по Кандинскому,- «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию души», приобщая ее к «Духу музыки», великому космосу грядущему Духовному царству. В вихревом, космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешалось со всем и, теряя привычную плоть, легко и звонко звучало видимой глазу музыкой. Другой ведущий представитель абстракционизма- Казимир Малевич, реформируя язык живописи, заявлял о своем мессианстве, о намерении создать новый образ мира. Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» появился на выставке в 1913 году. В нем сосредоточено Ничто, которое вмещает в себя. Все. Образ мира, сжатый до суперматричной фигуры, по Малевичу, должен стать планетарным знаком высшей гармонии.

Крупнейшее модернистское течение в живописи ХХ века- сюрреализм. Оно объединило таких художников, как Дж.Де Кирико, Ж.Миро, А.Массой и И.Танги. наиболее концентрированное выражение сюрреализма нашло в творчестве испанского живописца, скульптора и графика Сальвадора Дали. Безбрежный космос его картин- словно похороны бога, умирающего не на кресте, а в груди человека. Сдвинутый, перекошенный, неузнаваемый мир на его полотнах то цепенеет, то корчится в конвульсиях. Главная идея образной фантазии Дали- все на свете взаимнопревращаемо. Он специально изучал различные оптические «техники», работал с зеркалами, интересовался голографией и электронной фотографией. Искусство С.Дали апокалиптично. Оно пророчествует гибель не когда-нибудь, а немедленно. Мир ясной гармонии разрушился, в его картинах он распадается, смешивается в беспорядке.

По мнению модернистов, особую роль в современном миропонимании может сыграть театр. Идея трагедийного театра принадлежит английскому режисеру-реформатору Гордону Крегу. Он впервые заявил, что режиссер обязан выразить свое видение не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества.

Идее Г.Крега противопоставлена идея немецкого драматурга и режиссера Бертольда Брехта- основателя эпического театра. Б.Брехт порывает со всякой традицией, создает систему новых взаимоотношений, основанную на веселой относительности и нравоучительной безнравственности, на циничной свободе общения актера с образом. Цель Брехта- театр, истолковывающий уроки истории. Однако идеи Г.Крэга Б.Брехта сходятся в одной точке. Они оба допускают работу актера в маске.

Театр жестокости разработан режиссером и теоретиком сценического искусства Антоненом Арто. Идея театра жестокости пронизана «философией жизни» Ф,Ницше, А.Бергсона и О.Шпенглера. О современной культуре А.Арто говорит как о культуре «уставшей». А.Арто считает, что театр жестокости представляет интерес для зрителя как ритуальное святилище с занавесом.

Параллельно развивался театр абсурда. В его трактовке сцены как автономного пространства нет ни действия, ни сюжета, ни персонажей, ни языка. С точки зрения абсурдистов, человек, оторванный от своих метафизических и религиозных корней обречен. Он превращается в антигероя, лишенного каких бы то ни было форм. Театр абсурда, созданный драматургами Э.Ионеско, А.Адамовым, Ж.Жене и нобелевским лауреатом С.Беккетом, требовал новых актеров и режиссеров. Эстетическую позицию абсурдистов можно воспринимать как трагическую. Убеждение абсурдистов состоит в том, что способность искусства дотянуться до смысла реализуется лишь посредством игры, то есть возможностью невозможного.

В ХХ веке стало развиваться новое искусство- кинематограф. Кино является самым сложным синтетическим искусством. Через изображение, слово, звук оно в той или иной мере охватывает практически все виды искусства.

Французский режиссер и теоретик кино Луи Деллюк, создал стиль, который называют «фотогения». В кинематографе его принято рассматривать как особый аспект выразительности в окружающей среде, которая может быть раскрыта только средствами кино. Для фотогении характерны методы ускоренной и замедленной съемки, ассоциативный монтаж, двойная композиция.

Характерным для настроений культуры второй половины ХХ в. стал пост-модернизм. К хрестоматийным пост модернистским текстам можно отнести работу американского литературоведа. Если Фидлера «Пересекайте рвы, засыпайте границы» (1969). В ней впервые поставлена проблема снятия границ между элитарной и массовой культурами, между реальным и ирреальным.

В пост модернистском творчестве имеется связь реальности техногизированного мира и мифа, что отвечает в равной мере и элитарному, и популярному вкусам. Поскольку произведение искусства многоязычно, оно приобретает двойную стриктуру, как на социологическом, так и на семантическом уровнях.

Роман Умберто Эко «Имя розы» стал классическим примером постмодернистского романа. Снижение верховных ценностей произошло от необходимости придать миру такой смысл, который не унижает его роли проходного двора в некую потусторонность. У.Эко отмечает, что поскольку модернизм доходит до абстракции, до чистого холста, до дырки в холсте, то «постмодернизм» относится к прошлому как к тому, что невозможно уничтожить. Его уничтожение ведет к немоте, поэтому его нужно переосмыслить.

Таким образом, человечество на пороге третьего тысячелетия решает проблемы соотношения научно-технического и нравственного прогресса, классической и массовой культуры, межкультурной коммуникации и недопустимости самоуничтожения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.