Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая культура




 

В отличие от традиционной гуманитарной и интеллектуальной, массовая культура становится во второй половине ХХ века господствующей. Возникновение массовой культуры было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации и культуры. Первой важной вехой на этом пути было книгопечатание. оно означало настоящий переворот в культуре и цивилизации и положило начало образованию массовой культуры.

Можно сказать, что, начиная с 19 века индустриальная цивилизация создает свою собственную культуру, которая все больше теснит традиционную, гуманитарную.

В США индустриальная цивилизация впервые породила особую «культурную индустрию», которая создала массовую культуру, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной культуры. Поэтому не без основания считается, что массовая культура представляет собой типично американский путь развития, существенно отличающийся от истории развития других стран.

Массовая культура явилась следствием создания системы средств массовой коммуникации, появления новых способов производства, распространения и потребления культуры. Однако массовая коммуникация, составляя необходимое условие существования массовой культуры, не исчерпывает ее внутренней природы. Последняя определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя- зрителя, читателя слушателя. По своему способу существования массовой может быть и высокая культура. Однако она таковой не является, поскольку ее качество не соответствует вкусам широкой публики.

Уровень и качество массовой культуры является низким и, как исключение средним. В этом плане она отличается от народной. Уровень последней так же могут быть не высокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом. Она создается народом, имеет глубокие корни и традиции, выражает характер народа его мечты, народную мудрость. М.Глинке принадлежат известные слова: «Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее».

Массовая культура создается не народом, а для народа. Ее создают профессионалы, которые выступают не только как художники, сколько как ремесленники. Их творения часто называют «китчем», под которым имеется ввиду яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи. В качестве примеров можно указать на то как «Пигмалион» Б.Шоу превратился в «Мою прекрасную леди», а «Ночи Кабирии» Ф.Феллини – в фильм «Милая Чарити».

Массовая культура близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую высокий успех у публики.

Гораздо ближе массовая культура находится к рекламе. Обе они неразрывно связаны с коммерцией и коммерческим успехом. У них много общего- это простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям.

В своей борьбе за потребителя массовая культура выработала весьма эффективные способы. В литературе таковыми выступает система бестселлеров.

Схема бестселлера следующая: выбирается тема, вызывающая у общественности живой интерес, придумывается новый, не типичный поворот сюжета, придающий оригинальность произведению, обильно украшается сексом, кровью и пугающими эпизодами. Заканчиваться все должно непременно хорошо, иначе не будет товарного вида. Цель таких произведений- поиграть на эмоциях и нервах. Однако эти произведения редко содержат материал для серьезного размышления или для души.

Основными жанрами массовой культуры является детектив, фантастика, эротика, мюзикл, мистика, ужасы, катастрофы, вестерн, мелодрама, порнография и т.д.

Главное назначение массовой культуры- предоставить развлечение, удовольствие наслаждение, удовлетворить интерес к невероятному.

Массовая культура обеспечивает проведение досуга, выступающего как свободное время, которое надо чем-то заполнить, как-то «убить». Так как духовная и практическая польза от такого времяпрепровождения очень мала.

Массовая культура еще больше занижает духовный потенциал человека, считая, что надо отказаться от попыток его переделать, что следует оставить его в покое, таким, какой он есть.

В соревновании с высокой культурой за массового человека она одерживает верх. Это еще раз указывает на то, что массовая культура представляет собой нормальное и естественное явление. Пока будут массы- будет массовая культура. Поэтому все попытки отвергнуть, запретить или преодолеть являются нереальными. Однако это не означает, что ее нельзя изменить. К такому пониманию проблемы склоняется все большее число представителей высокой культуры. Они отказываются от прежнего противостояния с массовой культурой и идут навстречу ей, надеясь своим участием в ней улучшить ее качество. Оптимисты полагают, что высокая культура опускается вниз, в массовую культуру, чтобы поднять ее на более высокий уровень. Пессимисты считают, что высокая культура опуститься в массовую и растворится в ней, перестанет существовать. Будущее покажет, кто прав.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.