Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паронимия

Функционально-стилистическая роль омонимии и смежных явлений.

 

В художественных текстах столкновение омонимов может использоваться как стилистический прием для создания особой выразительности. Такой прием часто используются в каламбурах (буквальный перевод с французского - игра слов). Например: кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. Очень часто омонимы и смежные явления используются в рекламных текстах.

 

 

Паронимия - это близкие по звучанию, но разные по написанию, произношению и значению однокоренные слова, которые относятся к одной и той же части речи и смешиваются в употреблении из-за своей созвучности (примеры: нестерпимый и нетерпимый; основать и обосновать; эффективный и эффектный; неудачный и неудачливый; глубинный и глубокий; надеть и одеть и т.д.). Неразличение паронимов - это не факт языка, а только свидетельство того, что человек не владеет лексическими нормами, то есть это - речевая ошибка. Паронимия не является разновидностью системных отношений в лексике. Тем не менее паронимы могут употребляться в художественной речи.

 

На паронимах строится такая стилистическая фигура, которая называется парономазия (намеренное смешение или столкновение значений созвучных слов). Парономазия - более широкое явление, чем паронимия (примеры: праздничность и праздность). Часто можно встретить парономазию в газетных заголовках (примеры: быт и бытие; промыслы и помыслы; не служение, а служба и т.д.).

 

Синонимы.

Синонимия (как лексическая категория) - семантическое отношение тождественных или близких по содержанию значений, выраженных формально различными словами, которые реализуют в тексте семантические функции замещения и уточнения, а также стилистические функции.

 

Лексические единицы являются синонимами, если они, обладая различными знаками, способны благодаря тождеству или сходству значений замещать друг друга во всех или определенных контекстах (позициях), не меняя содержания высказывания.

 

Классификация синонимов:

1) По степени близости лексических значений и способности замещать друг друга делятся на полные и частичные. Полные синонимы совпадают по своим значениям и характерной сочетаемости (примеры: языкознание и лингвистика; правописание и орфография; вратарь и голкипер; кавалерия и конница). Но количество таких синонимов в языке невелико. Чаще встречаются частичные синонимы. Они не совпадают полностью по своим значениям и употреблениям, причем степень несовпадения может быть различной. В зависимости от того, по каким признакам частичные синонимы отличаются друг от друга, они делятся на:

 

· Семантические синонимы (смысловые или идиографические) отличаются оттенками значения (примеры: мокрый, влажный, сырой; взрослый, совершеннолетний; мыслить, думать).

 

· Стилистические синонимы дают различную эмоционально-оценочную характеристику обозначаемого (примеры: лицо, лик, рожа; убежать, удрать).

 

· Если синонимы совмещают обе указанные роли, то есть отличаются и оттенками значения и стилистически, то они называются семантико-стилистическими (примеры: говорить, тараторить).

 

2) По своей структуре синонимы бывают разнокоренными (примеры: молодость и юность; смелый и храбрый) и однокоренными, то есть словообразовательными. Словообразовательные могут отличаться друг от друга приставкой (примеры: выругать и отругать), могут отличаться суффиксом (примеры: заглавие и заголовок), а могут одновременно отличаться и приставкой, и суффиксом (примеры: качать и раскачивать).

 

Словообразование - важный источник появления синонимов, но не главный. Основным источником возникновения синонимов является семантическое развитие слов. Появление у слов новых значений, в которых они вступают в синонимические отношения с другими словами (примеры: заводной человек; крутой).
Большое количество синонимических рядов возникло в результате заимствования. Прежде всего, заимствования из старославянского языка, которые образовали пары с исконно-русскими словами (примеры: град и город). Могут быть заимствования из других языков (примеры: дефект и недостаток, пилот и летчик; штиль и безветрие).

 

Синонимический ряд - группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Возглавляет синонимический ряд слово, которое наиболее точно и отчетливо выражает общее лексическое значение всего ряда. Это слово, как правило, стилистически нейтрально и не имеет коннотаций. Оно называется доминантой. Как правило, доминанта выступает в своем прямом номинативном значении (примеры: синонимический ряд - на собственном опыте получить представление о чем-либо; доминанта - испытать).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Праздники | Локальные сметные расчеты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.