Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура средних веков

 

Средневековье длилось в Западной Европе примерно 1000 лет. Начало эпохи связывают с падением Римской империи в конце 5 в. Когда речь идет об истории культуры, то окончание эпохи совпадает с началом Ренессанса, т.е с 15 в. для стран Западной Европы.

В исторической эволюции средневекового общества можно выделить три основных этапа периода:

1. Раннее средневековье (5-9 вв.)

2. Развитое средневековье (10- 13 вв.)

3. Позднее средневековье (14-16 вв.).

Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. Важнейшие перемены уже в 4 в. происходили и в духовной жизни римской империи. Язычество проиграло великую борьбу за души людей и медленно отступало. Основные вехи этого пути: первый Вселенский Собор христиан в Никее (325г), осудивший ересь Ария; принятие христианства перед смертью императором Константином (337г); второй Вселенский собор в Константинополе (381г), после которого христианство получает статус государственной религии. В связи с этим нельзя не упомянуть безуспешную попытку императора Юлиана(умер 363 г.) восстановить язычество.

С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений тогдашнего культурного мира. Высшей инстанцией стало Священное писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины. Основные произведения раннего христианства –«Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), «Евангелия», «Послания Апостолов» и другие- появились во второй половине 1 в.

В них говорится что, «Царство Божие»- это идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей (праведников)и в котором будут процветать вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость. Учение о приходе мессии («избавителя») было неразрывно связано с осуждением существовавших социальной несправедливости, общественного неравенства. Через понятие «царство небесное» осуждалось, и отвергались земные порядки, беззаконие. Однако постепенно происходило коренное перерождение позиций новой религии по вопросу ее отношения к действительности. Усиливалась непротивленческая линия, появился отказ от активной борьбы, примирение с существующими порядками. Наиболее полно отражено в посланиях апостола Павла. Здесь впервые христиане выдвигают положение о том, сто политическая власть происходит от Бога. Это положение послужило основой для постепенного превращения христианства в официальную, государственную религию.

Раннехристианское мировоззрение заложило основу тому, что труд стал рассматриваться как непременное качество «нового человека», вытекающее из Божественной правды и «закона свободы». Новым в истории является принцип обязанности всех трудиться. С нравственной точки зрения наилучшим трудом был труд земледельческий. Люди, посвятившие свою жизнь достижению святости, трудились как простые крестьяне.

Основное население средневековья составляли крестьяне. Отношение к крестьянству было в целом отрицательным и пренебрежительным. Религиозным недостатком считалось язычество крестьян. Церковь доказывала, что Христос сильнее и могущественнее, чем боги природы, некоторые языческие боги были превращены христианской церковью в нечистую силу. Другим был придан облик христианских святых и им были переданы функции, которые выполняли языческие боги. Этим была достигнута цель если не внутреннего, то хотя бы внешнего приобщения населения к христианству. Церковь умело использовала тягу простого народа к чудесному. Чудо имел творить только христианский святой, а чудеса, сотворенные другими людьми, объявлялись дьявольскими. Поклонение святым было связано с потребностями большинства населения, не способного понять абстрактного Бога и нуждавшегося в поклонении зрительному понятному образу. Другим феноменом проникновения духа язычества в церковную деятельность стала ритуальная практика. Почитание Бога осуществлялось в христианской церкви с помощью таинств- причащение, крещение, священство. Они практиковались только в церкви. Также использовались сакраменталии- освященная вода хлеб. Сокраменталии использовались дома, в быту. Богословы видели в сакраменталиях только символику и не признавали их сверхъестественной силы. Простолюдины использовали их как амулеты: для защиты от болезней, наговоров и порчи. Чрезмерная ритуализация выхолащивала общение с Богом. Верующие могли обойтись без высокого духовного настроя, одним формальным выполнением обрядов. Церковь не смогла отменить суеверия, ритуалы, искажающие основы католической веры, ибо они были неотъемлемой частью менталитета средневекового человека и без них христианское учение не могло быть принято.

Если смотреть на историю средневековья в целом, то можно выделить три основных слагаемых средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.

Суть романского стиля – геометриям, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. Внешний вид здания простота, четкость и величавость и иногда мрачность.

Готический стиль представляет собой органическое единство двух составляющих- конструкции и декора. Своеобразие готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Широко используются окна., двери и витражи, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

Они представляли синтетические организмы, в которых объединялись архитектура, скульптура, живопись. Во время службы в храме звучали слова проповеди и музыка, а праздничное богослужение являло собой театральное представление. Это была так называемая литургическая драма, ставшая одним из источников возрождения искусства театра в эпоху Ренессанса. Из сохранившихся образцов литургической драмы можно упомянуть «Действо о Даниле» (12 в.), посвященное рассказу об одном из библейских пророков.

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (транспортом). Крест- один из символов разных культур. В христианской традиции он связан с образом мирового дерева, достигающего небес, а также становится символом распятия. Трех нефное строение храма могло толковаться как воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря – как надгробный памятник Христу, купол и своды – символы неба и т.д.

Другим слоем культуры средневековья была культура крестьянская, народная. Она была открыта и более менее изучена фолькл. в ХХ веке. Народная культура – антипод религиозно- церковной, официальной. Она противостоит односторонней серьезности, официальной культуры. Праздничный карнавальный смех, полнота и безудержность проявлении плоти – то, что было свойственно и отражало нравы крестьян. Их воплощением может служить образ Пантагрюэля из романа Франсуа Рабле.

Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия тележного. Оно возможно как постоянное зачатие и рождение новой жизни, приходящей на смену старости и смерти.

Третьим слоем культуры средневековья была культура светская, феодальная, рыцарская. Она определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно женщине.

Главные рыцарские добродетели:

1. Должен был происходить из древнего рода – это было гарантией почетности. Часто подделывали генеалогическое древо.

2. Сила (так как доспехи весили 60-80 кг.) и храбрость.

3. Слава. Требовалось совершать все новые и новые подвиги. Нет смысла делать добрые дела, если о них никто не узнает.

4. Верность- Богу, сюзерену, слову. «Обет Цапли»- когда английские рыцари дали слово не открывать левый глаз, пока Англия не победит Францию.

5. Рыцарь должен быть красивым. Это дополнялось костюмом, доспехами.

6. Щедрость. Нужно было, не торгуясь давать любому, что он попросит, но только равному.

7. Великодушное отношение к сопернику.

8. Обязательное служение Прекрасной Даме.

Жизнь средневекового человека высокого общественного сословия в целом была жестко определена существующими правилами и нормами поведения. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские.

Круг интересов феодально- рыцарского сословия воплотился в таком явлении культуры, как поэзия трубадуров и миннезингеров.

 

Распространение Аристотелизма в арабской интерпретации угрожало официальной церкви, приводило к подрыву основных догматов католицизма. Тогда была создана церковью комиссия, целью которой было приспособление учения Аристотеля к официальной философии католицизма.

Доминиканец Фома Аквинский (1225-1274) предлагает такое учение, которое развивает христианское мировоззрение, соединяя его с аристотелизмом. Фома Аквинский доказывает, что в явлениях природы есть порядок, но человеку нужна дисциплина. Он считает, что во всем нужно руководствоваться принципом справедливой середины. Таким образом, он оправдывает собственность, богатство, деньги, когда они являются средством, а не целью. Идеалом становится не аскетичность, а умеренность, Церковь в лице Фомы Аквинского получает защитника, научно обосновывающего правильность образа жизни ее приверженцев.

Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений. Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать бревна, применять механический молот. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле.

В Средневековье наибольшее развитие получает прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, и других изделий.

Широкое распространение получает миниатюра- книжные иллюстрации. Миниатюры носили в основном орнаментальный, а не изобразительный характер.

В целом же в средневековье доминирующую роль играла культура религиозная, церковная. Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними и ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права и обязанности супругов | Первичная социологическая информация и требования к ней
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.