Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервьюирование

Теперь об устном опросе — интервью. Это метод получения первичной социологической информации путем непо­средственной беседы интервьюера и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет со­бой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии ис­следования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбираю­щихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашивае­мого.

Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора ин­формации королевским. Он недоступен естественным паукам, ибо «скалы не разговаривают». Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключаются в следующем:

1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюиру­емого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

3) опытный социолог поймет, искренне или нет отвечает респон­дент. В силу этого интервью считается наиболее точным методом сбо­ра социологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирова­ние - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога вы­сочайшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендует­ся проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает ка­чество получаемой информации.

Виды и процедура интервью. Интервью может проводиться по ме­сту работы (учебы) или дома — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы пли работы лучше обсуждать во­просы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процеду­ры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Ответы респондента фиксируются в бланке интервью. К стандартизированному интервью прибегают, когда нужно полу­чить в виде результата исследования количественные параметры изучаемого явления.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа но постав­ленной проблеме, обстановка доверительности. Целью свободного интервью является получение разностороннем информации об объек­те исследования, углубление представлений об изучаемой проблеме. Такое интервью удобнее записывать на магнитофон (с разрешения ре­спондента). Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естест­венность общения, что предопределяет свободное высказывание рес­пондента по большинству вопросов.

Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное. Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной про­блемы, тех или иных явлений и процессов. Перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. На­пример, группа студентов посмотрела фильм или спектакль, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем проблем.

Еще одна классификация интервью основана на выделении груп­пового и индивидуального в зависимости от того, кто высту­пает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Проведение интервью требует хорошей подготовки. Не всякий че­ловек может быть интервьюером. Здесь требуются и личностные ка­чества (общительность, дружелюбие, приветливость, коммуникабель­ность, уравновешенность), и достаточно высокая общая культура, и умение быстро переключаться на новые вопросы, искать выход из сложных ситуаций общения.

Немаловажную роль в процессе интервьюирования играют компе­тентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенно стен со­циальной среды респондентов (образовательный и культурный уровень, интересы, особенности груда и быта, специфика речевого общения в данной среде и т.д.).

Содержание интервью во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследова­ния, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной для интервью ат­мосферы. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент полностью «вошел» в беседу, ее можно усложнить. Здесь не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что го­ворили это, а теперь другое»), и просьбы пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные во­просы («А как выдумаете об этом...»), и уточняющие вопросы («Пра­вильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, рес­пондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых - до 1-1,5 часа, учащихся - 45 минут. Однако практика ряда западных социологов, в частности изученный нами опыт интервьюирования в Институте Макса Планка но проблемам развития образования и че­ловека (Берлин), показывает, что глубокое интервьюирование в со­четании с использованием метода изучения биографий в ряде случа­ев достигает 4 часов.

Качество получаемой в ходе интервью информации определяют четыре фактора: личность респондента, личность интервьюера, каче­ство инструмента, ситуация интервью.

Начнем с личности респондента, его компетентности, уровня ин­формированности, искренности, готовности высказать свое мнение. Компетентными для интервьюера лицами можно считать тех, у кого область вопросов, где они хорошо осведомлены, совпадает с предме­том исследования. Иногда интервьюеры сталкиваются с тем, что рес­понденты не осознают границ своей компетентности и выходят дале­ко за ее пределы. Здесь важно видеть, какие мнения респондента сложились под влиянием практической деятельности я личного опы­та, а какие - не связаны с ними.

В некоторых случаях у респондентов возникают психологические барьеры и защитные реакции. Задача интервьюера - их преодолеть и вызвать доверие к себе. Здесь важно знать, что респондент может стре­миться уклониться от ответа, скрыть свое мнение, особенно если он сам его оценивает как не соответствующее общепринятому. Поэтому интервьюер должен добиваться искренности и активности респондента. Это­му могут способствовать контрольные вопросы, введение в беседу не­ожиданных и интересных для респондента поворотов.

Существенно влияет на ответы и поведение опрашиваемого реак­ция интервьюера; похвала, одобрительное движение головой, мимика. В ходе интервью недопустимы поучения, демонстрация превос­ходства над опрашиваемым, унижение чувства собственного достоинства, подчеркивание различии в мировоззренческих взглядах и установках.

Что касается выбора места и времени интервью, то, во-первых, оно не должно проходить в присутствии лиц, доставляющих респонденту дискомфорт, особенно, если обсуждаются «щекотливые» - вопросы. Во-вторых, интервью не должно быть чрезмерно длительным и уто­мительным. В-третьих, нельзя вести запись беседы с помощью техни­ческих средств без разрешения респондента. Само время проведения интервью должно его в полной мере устраивать, чтобы но возникало ситуации спешки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды опросов: анкетирование и интервьюирование | Социометрический опрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.