КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качественные методы в социологии
До сих пор характеризовались методы социологии, с помощью которых в нашей стране вплоть до недавнего времени проводилось подавляющее большинство социологических исследований тех или иных конкретных социальных проблем, процессов, явлении. Речь игла о количественных, или так называемых «жестких», методах. Однако в последнее время они все чаще подвергаются критике за то, что позволяли исследовать лишь общие тенденции взаимодействия отдельных социальных общностей, структур, институтов и организаций, не касаясь внутреннего социального мира людей, находящихся в них и их представлявших. Социологи стали говорить об отсутствии в используемых метода? «гуманной» составляющей, о засилье рационализма, о недостаточном внимании к субъективным аспектам социального знания, основанного на понимании я интерпретации человеческого действия и взаимодействия. Это привело к постановке вопроса о необходимости разработки новой, качественной стратегии подготовки и проведения социологических исследований, базирующейся на использовании так называемых «мягких» методов. Прежде чем их рассматривать, хотелось бы высказать одно суждение, скорее, даже замечание. Оно связано с опасностью противопоставления качественной и количественной стратегии, «жестких» и «мягких» методов социологического исследования. Последние не могут и не должны вытеснять первые, какими бы «модными» они пи казались сегодня, «Использование качественных методов, - пишет В.В. Семенова, - является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов»[6].
Следовательно, важно понять, в каких ситуациях, необходимы количественные, а в каких — качественные методы. Так, если социолога интересует описание объективных связей между теми или иными социальными явлениями (либо их параметрами), анализ достоверности повторения этих связей, их измерение и причинное объяснение, классификация и систематизация событий (случаев) и отношений к ним со стороны респондентов, то здесь следует применять количественный подход. Если же требуется описание общей картины социального явления (события, случая), интерпретация и понимание внутреннего, субъективного в действиях человека, изложение частных фактов из его рассказов о жизни и переход к созданию микроконцепции (микротеории) на этой основе, то тогда используется качественный подход. Таким образом, одна и та же проблема может быть исследована с позиций и количественной, и качественной стратегий. Однако важно отметить, что при различии методов (на что обе стороны пошли совершенно сознательно) удалось вполне корректно сопоставить результаты и получить выводы, которые касались сравнений как систем начального профессионального образования обеих стран, так и профессионально-моральной социализации молодых работников - выпускников учебных заведений этих систем. В приведенном примере были названы некоторые качественные методы, прежде всего глубокое и «нарративное» интервью, биографический метод. К ним следует добавить такие, как исследование отдельных общностей (случаев, ситуаций) - в литературе этот метод получил название case study (кейс стади), фокусированное индивидуальное и групповое интервью (метод «фокус-группы»), изучение истории жизни человека (семьи) и др. Дадим краткую характеристику каждого из них.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |