Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественные методы в социологии




До сих пор характеризовались методы социологии, с помощью кото­рых в нашей стране вплоть до недавнего времени проводилось подав­ляющее большинство социологических исследований тех или иных конкретных социальных проблем, процессов, явлении. Речь игла о ко­личественных, или так называемых «жестких», методах. Однако в по­следнее время они все чаще подвергаются критике за то, что позволя­ли исследовать лишь общие тенденции взаимодействия отдельных социальных общностей, структур, институтов и организаций, не каса­ясь внутреннего социального мира людей, находящихся в них и их представлявших.

Социологи стали говорить об отсутствии в используемых метода? «гуманной» составляющей, о засилье рационализма, о недостаточ­ном внимании к субъективным аспектам социального знания, осно­ванного на понимании я интерпретации человеческого действия и взаимодействия. Это привело к постановке вопроса о необходимости разработки новой, качественной стратегии подготовки и проведения социологических исследований, базирующейся на использовании так называемых «мягких» методов.

Прежде чем их рассматривать, хотелось бы высказать одно сужде­ние, скорее, даже замечание. Оно связано с опасностью противопос­тавления качественной и количественной стратегии, «жестких» и «мягких» методов социологического исследования. Последние не мо­гут и не должны вытеснять первые, какими бы «модными» они пи ка­зались сегодня, «Использование качественных методов, - пишет В.В. Семенова, - является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социаль­ного объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъек­тивных факторов»[6].

Следовательно, важно понять, в каких ситуациях, необходимы количественные, а в каких — качественные методы. Так, если соци­олога интересует описание объективных связей между теми или иными социальными явлениями (либо их параметрами), анализ достоверности повторения этих связей, их измерение и причинное объяснение, классификация и систематизация событий (случаев) и отношений к ним со стороны респондентов, то здесь следует приме­нять количественный подход. Если же требуется описание общей картины социального явления (события, случая), интерпретация и понимание внутреннего, субъективного в действиях человека, изло­жение частных фактов из его рассказов о жизни и переход к созда­нию микроконцепции (микротеории) на этой основе, то тогда ис­пользуется качественный подход. Таким образом, одна и та же проблема может быть исследована с позиций и количественной, и качественной стратегий.

Однако важно отметить, что при различии методов (на что обе сто­роны пошли совершенно сознательно) удалось вполне корректно со­поставить результаты и получить выводы, которые касались сравне­ний как систем начального профессионального образования обеих стран, так и профессионально-моральной социализации молодых работников - выпускников учебных заведений этих систем.

В приведенном примере были названы некоторые качественные ме­тоды, прежде всего глубокое и «нарративное» интервью, биографический метод. К ним следует добавить такие, как исследование отдельных общностей (случаев, ситуаций) - в литературе этот метод получил на­звание case study (кейс стади), фокусированное индивидуальное и груп­повое интервью (метод «фокус-группы»), изучение истории жизни че­ловека (семьи) и др. Дадим краткую характеристику каждого из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.