Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фил права - часть теории права, специализирующаяся на проблемах методологии




Фил права - распространение общей философии на правовую проблематику;

Первая точка зрения игнорирует специфику права как объекта философствования, вторая, соответственно, – специфику применения философии к правовой сфере. Для того чтобы избежать обеих этих крайностей, необходимо рассмотреть место философии права в системе наук о духе, к каковым относятся и философские науки, и юридические.

Философия права без сомнения является философской дисциплиной и как таковая входит, наряду с философией истории, в комплекс социально-философского знания. Как известно, философия вообще состоит из ряда разделов, таких так философия религии, этика, культурология (философия культуры), эстетика (философия искусства), эпистемология (философия науки) и др. Названные разделы. равнозначны, однако некоторые из них составляют более широкие отрасли философского знания. Например, логика, философия языка. Аналогичным образом, философия права, хотя и стоит на одном уровне с этикой или философией религии, является частью социальной философии. Именно эта двойная, подчиненность философии права внутри философии как таковой даёт повод считать философию права исключительно чистой философской дисциплиной - отвлеченной и умозрительной, – имеющей весьма отдаленное отношение к позитивной юриспруденции, но оказывающей на последнюю мировоззренческое или идеологическое воздействие.

Как составная часть философии, философия прав не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Этот подход можно назвать "широким". Философский подход в праве. подчас приравнивается к распространению той или иной мировоззренческой, философской доктрины на право, на многообразные правовые явления. Вообще, любая философская система, претендующая на универсальность, вовлекает в поле своей философской интерпретации и право, другие правовые явления, определяет их место жизни общества и человека. Данное положение подтверждается и материалом из истории философской и правовой мысли. Какую бы фигуру из истории философии мы бы ни взяли – Платона, Аристотеля, Августина и Фому Аквинского, Гоббса, Спинозу, Локка, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса – окажется, что вce великие философы, были и крупными представителями правовой мысли. Влияние философии на историю правовые учения разумеется, не сводилось к этому, эта связь носила методологический, системный характер.

Философия права не является только лишь распространением общих философских положений на право. Подобная философия носила бы схематичный характер и не учитывала конкретных особенностей права по сравнению с прочими частями окружающего мира.

Хотя любая крупная философская система может быть распространена до определенной степени и на область права, всё же подлинной философии права не будет создано, если не будут разрешены и разработаны конкретные философские вопросы права. Конечно, не все философы разрабатывали только философию права, поэтому и число философско-правовых систем значительно уступает числу общефилософских систем. Вместе с тем философы, которые создавали философию права, обычно не относятся к числу выдающихся философов, поскольку у них нет оригинальной общефилософской теории, и они были вынуждены заимствовать её у других философов. Таким образом, существует гораздо меньше значительных философско-правовых систем, чем общефилософских.

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе философское знание. Но отсюда вовсе не следует, что все содержание этих проблем является чисто философским. Законы и категории общей философии, не просто "иллюстрируются" правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. Более того, современный опыт развития познания в области философии права свидетельствует, на наш взгляд, о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит "адаптация" философского знания к правовой "среде", философизация правового знания, а с другой - сама эта "среда" все чаще порождает такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот, философского обобщения. Обе эти тенденции благотворно воздействуют на прогресс философии права. Так, например, общая теория правотворчества (как одна из фундаментальных проблем философии права), будучи абстрактным отражением реального процесса создания правовых норм, является в силу этого методологическим ориентиром, в соответствии с которыми осуществляется движение познания в сфере формирования норм специальных отраслей права. Аналогичным образом другая фундаментальная проблема философии права - теория правореализации, законности и правопорядка не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи в укреплении требований законности и упрочения режима правопорядка в стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов.

В сфере философии права происходит определенная проверка познавательной силы – самой философской доктрины. Ведь нередко философская система, входящие в нее категории ориентированы в основном на данные естественных и традиционных общественных наук. А тут, в сфере права, перед наукой - своеобразный, уникальный фактический материал, относящийся к духовной области и одновременно имеющий объективированный, опредмеченный характер. Это дает возможность определить жизненность и познавательные возможности соответствующих философских категорий и исследовательских подходов.

 

3. То обстоятельство, что философия права обладает весьма существенной спецификой в системе философского знания, дает повод некоторым исследователям считать эту дисциплину не чем иным, как методологической частью теории права. Можно сказать, что эта позиция разделяется большинством современных отечественных правоведов; формулируется следующим образом: "философия служит теоретическим и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук. Вот почему осмысление правовой жизни с философской точки зрения необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства, укрепления законности. На основе достижений философской (мировоззренческой) науки могут быть вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации, механизма функционирования, форма их регулирующего воздействия на общественные отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических наук". Эта, так сказать, общая формулировка, служит основанием для двух версий. Согласно, первой, ведущим представителем которой является "главный философ права" нашей страны А.Д.Керимов, теория права состоит из двух частей - философии и социологии права; согласно второй, ведущим представителем которой является "главный теоретик права" нашей страны С.С.Алексеев, теория права состоит из трех частей - философии и социологии права, а также специально-юридической теории.

По мнению А.Д.Керимова, "общая теория права включает в себя две основные части: социологию права и философию права, водораздел между которыми проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического познания правовых явлений. Эта линия, действительно, носит условный характер, прежде всего потому, что не может быть онтологии вне гносеологии, равно как и наоборот. И именно поэтому и социология, и философия права являются составными частями одной науки - общей теории права "...философия права является по отношению к общей философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую роль по отношению к более узким разделам правоведения, то есть к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т.д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает общими методами исследования все отраслевые юридические науки.

Итак, ФП выступает в качества фундаментального основания любого правового исследования

– выдвигает общую философию как теоретический плацдарм и отправную систему методов в правовых исследованиях

– позволяет применять общенаучные положения и выводы, образованные междисциплинарными исследованиями и используемые в познании правовой реальности;

– ориентирует на широкое использование в ходе правового исследования частнонаучных методов как самостоятельно выработанных, так и тех, которые разработаны другими специальными науками (в случае необходимости и возможности).

– акцентирует внимание на том важном моменте, который обычно игнорируется в литературе, а именно: на переходе от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности, тем самым доводя методологическую проблематику до ее логической завершенности - превращения субъективного в объективное, абстрактного – в конкретное, правовой теории в юридическую практику.

Без этого важного момента философия права оказывается замкнутой в самой себе. Между тем ее смысл и назначение в обслуживании познавательной деятельности всех и юридической науки, их "выхода" на совершенствование юридической практики.

Главное отличие версии Керимова от версии Алексеева в том, что А.Д.Керимов и его последователи отождествляют теорию права с социологией.

Современное состояние общей теорий права предстает перед нами в виде социологического истолкования правовых явлений, поскольку в основном онтологически изображает объективную диалектику их реального развития, изменения образования. Но со временем общая теория права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Это вполне естественный процесс в историческом развитии любой науки, когда периоды, характеризующиеся преимущественно накоплением онтологического материала, неизбежно дополняются периодами гносеологического его осмысления и обобщения. Именно благодаря этим периодам наука приобретает способность "взглянуть на себя со стороны", проверить, отточить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения изучаемой действительности. То же самое происходит и с общей теорией права: постепенно, шаг за шагом -происходит зарождение и становление нового направления в лоне самой общей теории права -философии права, которую можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия. Это направление имеет не только тот важный смысл, что раскрывает механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательный потенций. Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового бытия, а с другой - сама является итогом работы познавательной мысли, результатом исследований этого бытия. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права

Вторая версия получила более широкую поддержку в литературе по общей теории права. Согласно этой точке зрения, "в рамках этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть обозначены как вопросы "философии права", "социологии права", "специально-юридической теории (общей позитивной теории)". Философию права составляют методологические проблемы правоведения, в социологию права входят вопросы эффективного действия законодательства, условий и ни правонарушений, социальной структуры и уровня правового сознания населения. Специально-юридическая теория включает в себя проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических факиров, коллизии норм, приемов толкования и применение юридических норм.

Необходимо отметить что, и версия Керимова, и версия Алексеева, по сути, восходят, к господствующей вот уже в время в отечественной науке позитивистской концепции Г.Ф.Шершеневича, выдвинутой еще в начале века. Г.Ф.Шершеневич рассматривает общую теорию права в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои общие понятия только на положительном праве. Она не может «подставлять» под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно правом. Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая паука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательное изменение.

Перечисленные точки зрения, при всех различиях между ними стремятся отождествить философию права с какой-нибудь чисто юридической дисциплиной. Существует, однако, и принципиально иная точка зрения, отстаивающая самостоятельность философии права. Эта позиция представлена и в современной правоведческой литературе: "Водораздел между философией права и "теорией права (при некотором пересечении объектов их исследований), все же оказывается достаточно высоким и четким. Теории права остается немало, она изучает право как реальный социальный институт, философия права - проявление в праве лишь отдельных, хотя и фундаментальных аспектов бытия: соотношение материального и духовного, свободы воли человека и ее материальной, духовной предопределенности (воли человека и божественной воли - в религиозных системах), содержание общественного сознания и т.п."

Таким образом, теория права выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права формируется в качестве дедуктивного знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании. Надо, однако, заметить, что метафизика (учение о принципах бытия, не выводимых из опыта), включающая в себя онтологию, (учение о бытии) и космологию(учение о наиболее общих принципах мироздания), не исчерпывает всего содержания философии. Важным разделом философии является антропология (общее учение о человеке), рассматривающая явления культуры с точки зрения человеческой свободы. В этом контексте, различие между философией и теорией права проявляется следующим образом: позитивная юриспруденция изучает право как независимую от человека реальность, а философия права (юридическая антропология) изучает становление права из человеческой активности.

Если философия права не является частью теории права, то это не значит, что социология права, которую также считают одним из теоретико-правовых разделов, может быть отождествлена с тем остатком, который возникает при вычитании" философии из теории. Социология права не ни теория права, ни, тем более, философия права. По мнению некоторых ученых, коль скоро право - социальное явление, то философия права есть в то же время и социальная философия, то есть социология права". Однако отождествление социологии и социальной философии является некорректным и устаревшим. Позитивная социология изучает позитивные законы независимой (отчужденной) от человека

социальной (культурно-исторической) реальности, социальная философия же изучает становление такой реальности из свободной человеческой активности. Данное положение подтверждается и позицией самих социологов права: "В отличие от изучения права в философском аспекте социология рассматривает функционирование права в обществе в социальном аспекте. Вопрос о социальной обусловленности права, о социальных функциях права, об условиях его общественного действия - является предметом социологии права. Можно сказать, что это есть изучение воздействия права на поведение людей, как опосредованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования".

Подводя итоги, можно дать следующее определение философии права:

философия права есть учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право.

Позитивизм, как известно, исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им своё исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически несущественными и практически бесполезными. Вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован, верифицирован (подтверждён) в опыте, позитивизм называет псевдовопросом. Мы прекрасно знаем, что юридическая наука – наука отнюдь немолодая, обладающая тысячелетней традицией, что, в свою очередь, сопровождается возникновением определённых догм и заблуждений. Возникновение позитивизма, в том числе позити в развитии любой серьёзной науки

Юридический позитивизм не только не может, но и не хочет заниматься указанными проблемами. Законодательные реформы, связанные с поиском справедливого права, многие позитивисты не признают в качестве предмета юриспруденции. Им зачастую безразлично, как осуществляются эти реформы, кто и как вводит новое в право, каково нравственное содержание новых законов. Является ли право справедливым – это не вопрос юриста-позитивиста, он имеет дело уже с «готовым» позитивным правом.

 

 

1) философия права есть распространение общей философии на правовую проблематику;

2)философия прав есть часть теории нрава, специализирующаяся на проблемах методологии.

 

– выдвигает общую философию как теоретический плацдарм и отправную систему методов в правовых исследованиях

– позволяет применять общенаучные положения и выводы, образованные междисциплинарными исследованиями и используемые в познании правовой реальности;

– ориентирует на широкое использование в ходе правового исследования частнонаучных методов как самостоятельно выработанных, так и тех, которые разработаны другими специальными науками (в случае необходимости и возможности).

– акцентирует внимание на том важном моменте, который обычно игнорируется в литературе, а именно: на переходе от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности, тем самым доводя методологическую проблематику до ее логической завершенности - превращения субъективного в объективное, абстрактного – в конкретное, правовой теории в юридическую практику.

 

Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового бытия, а с другой - сама является итогом работы познавательной мысли, результатом исследований этого бытия. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права

 

 

Таким образом, теория права выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права формируется в качестве дедуктивного знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании.

 

Философия права есть учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных; причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.