Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация правовой сферы




В нашей стране руководством различных уровней управления уделяется значительное внимание развитию областей применения ИС и ИТ в юридической деятельности. Конкретные черты государственной политики в области правовой информатизации определены следующими основными факторами:

- созданием соответствующей нормативно-правовой основы;

- целевым направлением ресурсов в сферу проблем государственной правовой информатизации.

В рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой.

Для решения этих задач основными направлениями информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации является:

- информатизация правоохранительной деятельности;

- информатизация правотворчества;

- информатизация правоприменительной деятельности.

Кратко охарактеризуем эти направления.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью информатизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правотворчества предусматривает:

- оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для рассматриваемой деятельности;

- выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством;

приведение законодательства в соответствие с вновь принятыми нормативными актами;

- своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм;

- совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов;

- совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных ИТ.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных ношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных ИТ.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных pработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:



- о правонарушителях и преступниках;

- владельцах автомототранспортных средств;

- владельцах огнестрельного оружия;

- событиях и фактах криминального характера, правонарушениях;

- похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата, а также другая подлежащая хранению информация.

Службы и подразделения ОВД характеризуются данными о силах и средствах, которыми располагает орган, и о результатах их деятельности.

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений, при принятии практических мер по бор преступностью и правонарушениями. Кроме указанных сведений широко используется научная и техническая информация, необходимая для совершенствования деятельности ОВД.

Используются и информационные системы, предназначенные для решения хозяйственных задач, так и специализированные информационные системы. Финансовые системы предназначены для проведения финансового анализа и прогнозирования, контроль бюджета, бухгалтерский учет, расчет зарплаты и т.д. В кадровой работе применяются ИС для ведения личных дел сотрудников, анализа и планирования подготовки кадров и т.д.

Основные направления информатизации правотворческой деятельности.Правотворческая деятельность - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Документы, создаваемые при этом, являются, как правило, нормативными актами. Их принимают различные государственные органы, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. В результате некоторые действующие законы и подзаконные акты могут находиться в противоречии между собой. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему. Научно обоснованная систематизация правовой информация позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей тратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принять меры по их устранению. Систематизация законодательства - это одно из средств совершенствования правового регулирования.

Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространи правовой информации в стране.

В последние десятилетия (начиная с 90-х гг. XX в.) осуществляется внедрение новых технологий в процесс учета и поиска правовой информации, который проводился в основном вручную. До недавнего времени для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен был осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.

В процессе замены на новые технологии, основанные на высокопроизводительной вычислительной технике и создании автоматизированных информационно-поисковых и справочных правовых систем, идет активное усовершенствование поиска правовой информации. Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из большого количества нормативных актов (это могут быть и десятки, и сотни тысяч отдельных документов). Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам (т.е. работа идет в режиме реального времени).

Таким образом, создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

- практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку по любой логике поиска информации;

- оперативность получения требуемой информации и т.д.

Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания

В настоящее время информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных:

- информация о деятельности Федерального Собрания РФ. Она представлена в базе данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающей ее регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммах заседаний Государственной Думы; стенограммах заседаний Совета Федерации; нормативных актах, принятых СФ;

- информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ;

- информация по законодательству - содержится в базах данных «Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран» и «Свод законов Российской империи 1908 г.»; информационно-правовой системе «Эталон»; справочной правовой системе «КонсультантПлюс»; информационно-поисковой системе «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственных и межправительственных документов СНГ;

- экономическая и статистическая информация. Данный информационный блок содержится в базах данных: «Система показателей экономической реформы в РФ», «Экономические и социальные индикаторы России», «Статистика России», «Статистика территорий России», «Территория России в разрезе показателей», «Население Pоссии и национально-государственные образования РФ», «Статистика СНГ», «Мониторинг социально-экономических показателей России», «Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ», «Статистика правонарушений (информация МВД РФ)», «Политическая карта России»;

- справочная информация содержит данные по законодательными исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных «Информация об общественных объединениях граждан РФ»;

- информационные сводки РИА «Новости», «Известия-телемир», агентства «Интерфакс», оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы.

В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки.

В целях совершенствования информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовое управление Аппарата Государственной Думы и НПП «Гарант-Сервис» разработали серию прикладных программ, которые объединены под общим заголовкам «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности». Она содержит прикладные разработки в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы:

- шестиязычный юридический словарь;

- тезаурус EUROVOC (русская версия);

- словарь законодательных дефиниций (содержит определения терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций);

- алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ;

- сборник образцов документов Государственной Думы (стандартные образцы документов, используемых в законодательном и процессе);

- база данных «Законопроекты» сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным досье, содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д.

Специалистами Аппарата СФ совместно с другими организациями разработан ряд программно-информационных решений по обеспечению деятельности СФ. Среди них подсистемы:

- «Парламентские процедуры и регламент» - включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран;

«Планирование» - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив СФ;

- «Заседания Совета Федерации» - включает базу данных стенограмм заседаний СФ; база данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации;

- «Законопроект» — содержит паспорт закона, текст законопроекта;

- «Законодательство» - включает архив нормативных правовых документов России до 1917 г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ, постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и зарубежных государств;

- «Контроль» - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в СФ и контроль выполнения законопроектных инициатив;

- «Статистика» - содержит систему показателей экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС «Экономика России», периодичность - год, квартал, месяц, декада, сутки); статистическ­ую информацию по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов;

- «Регион» - обеспечивает мониторинг социальных, экономических политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели экологии; периодичность - месяц);

- «Общественно-политические партии и движения» - содержит базу данных по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации;

- «Электронные справочники» - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.;

- «Аналитика» - создана в целях информационно-правового обеспечения поддержки анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработки неструктурированной текстовой информации и др.

Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ

Характерной особенностью информационных процессов, возникающих между Центром и регионами в процессе законотворческой деятельности субъектов Федерации, является ведущая роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации peгионов, но и в контроле развития законодательства субъектов Федерации Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы самого министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. При этом на Министерство юстиции РФ возложена функция проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

За год такая юридическая экспертиза проводится приблизительно по 5 тыс. актов. В связи с этим важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловливает потребность пользователей правовой информацией в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по представлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (как и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. В перспективе проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены не обходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. Создается рабочая станция и на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, которой в соответствии со своими обязанностями, является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ.

Научный центр правовой информации при Минюсте Pоссии (НЦПИ) осуществляет сбор и обработку правовой информации, создает правовые базы данных и поддерживает их в контрольном состоянии. На базе документов, поступающих из федеральных органов государственной власти, НЦПИ сформированы полнотекстовые базы данных правовых актов «Фонд» и «Эталон». Ведутся работы по созданию единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, центральным узлом которой является НЦПИ. К основным задачам системы относятся:

- обеспечение компьютерной обработки правовой информации в органах юстиции,

- предоставление доступа к базам данных по законодательству, поддерживаемым в НЦПИ,

- создание автоматизированных рабочих мест,

- ведение электронных банков данных и реестров,

- другие задачи и функции.

В начале 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон», а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сегодня программный компплекс «Эталон Плюс» представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству В него входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии.

В 2001 г. во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. №904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Министерством юстиции Российской Федерации разработана автоматизированная подсистема «Федеральный регистр» единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему. Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. A. Правовой режим космонавтов.
  2. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  3. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  4. Агропромышленный комплекс (АПК): понятие, цели функционирования, основные сферы. Прогнозирование и планирование АПК
  5. Административно-правовой статус граждан.
  6. Атмосферупредставляют в виде совокупности слоев – тропосферы, стратосферы и ионосферы.
  7. Атмосферы
  8. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции
  9. Бюджетирование как метод краткосрочного финансового планирования, сферы применения различных типов бюджетов, достоинства и недостатки каждого
  10. В зависимости от сферы товарооборота
  11. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
  12. Виды товарных знаков: правовой и маркетинговый аспекты




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.19.184
Генерация страницы за: 0.114 сек.