Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоций и чувства




1)Понятие об эмоциях и чувствах.

2)Классификация эмоций.

3)Физиологические основы эмоций.

4)Виды высших чувств.

 

Литература:

Вилюнас В.К.

“Психология эмоциональных явлений” М. 1976

Додонов Б.И.

“В мире эмоций” 1987

Изард К.Е.

“Эмоций человека” 1980

Симонов П.В.

Теория отражения и психология эмоций 1970

Якобсон П.М.

“Эмоциональная жизнь школьника”

 

1)Известные нам психически процессы, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, являются формами познания. Кроме этих познавательных процессов имеются промежуточные явления, которые занимают промежуточное положение между психическими процессами с одной стороны и психическими свойствами и состояниями другой. К ним относятся воля и эмоций. В связи с чем в структуре личности выделяется эмоционально-волевая сфера.

Эти явления, будучи честно связанными с личностью в целом характеризуются отражательной и регулирующей функцией. В частности показывают отношение личности к действительность, а также показывают появление препятствий к достижению цели. Личность в свое деятельности отражает объективную реальность, удовлетворяя ту или иную потребность, одновременно порождая свое отношение к действительности. Другими словами результаты деятельности он как бы переживает или до достижения цели или в момент достижения цели или после достижения цели. Это переживание отношений и называют эмоцией. Эмоциями и чувствами называют свойства личности, которые характеризуются переживанием отношений человека к действительности.

Свойства эмоций.

I) Переживания отношений личности зависит от возраста, опыта, убеждения, мировоззрения, групповой принадлежности. Свойства эмоций являются результатами отражения личностью объективной действительностью.

II) Отражательная сторона – одно из свойств эмоций. Кроме того эмоций могут оказывать влияние на ход самой деятельности. Т.е. эмоций имеют регулятивное значение (управляют).

III) Субъективны – зависят от личности.

IV) Динамичность – изучение динамики подвижности, дает больше затеряла о личности, чем изучение эмоций в статичном состояний.

 

2)Первую классификацию эмоций дал галандский ученый XVII века Спиноза, который говорил, что есть положительные эмоций, которые ускоряют деятельность и отрицательные, которые затормаживают деятельность.

 

Вильгельм Вундт в отличий от Спинозы указал на “амбивалентность” чувств тем самым выделив классификацию эмоций, которые имеют два знака (хочу – боюсь, люблю – ненавижу). В последние годы виды эмоций рассматриваются с точки рения психических состояний, т.е. их уровни и интенсивность. По интенсивности эмоций делят на: чувствительный тон, настроение, аффект, страсти, стрессы, фрустраций.

Чувственный тон – личное субъективное слабовыраженное отношение к действительности в целом.

Может носить болезненное состояние (предшественник депрессий)

Настроение – длительное, не яркое, слабовыраженное отношение личности к действительности. Настроением можно управлять.

Аффект – быстро протекающая, бурная, взрывоподобная эмоция, неуправляемая сознанием.

Страсть – устойчивые длительные переживания с целью овладеть чем-то или овладеванием чего-то.

Стресс – мерное эмоциональное напряжение вызванное экстремальными, крайними, опасными ситуациями. Это понятие ввел канадский ученый Ганс Силье.

Фрустрация – переживание преграды в деятельности при достижений цели. Может вызвать блокаду деятельности.

 

3) физиологические основы эмоций в основном подкорковые нервные центры головного мозга.

I) Таламус – отдел промежуточного мозга, главный подкорковый центр направляющий импульсы всех видов чувствительности (температурой, болевой и других) к стволу мозга к подкорковым узлам и коре больших полушарий.

II) Гипоталамус – отдел промежуточного мозга (под таламусом) в котором расположены центры вегетативной нервной системы. Тесно связан с гипофизом. Нервные клетки гипоталамуса вырабатывают неирогармоны вазопрессин и окситоцин выделяемые гипофизом, а так же различные факторы стимулирующие или угнетающие секреций гормонов мозга.

Гипоталамус регулирует обмен веществ сердечнососудистой системы, пищеварительной, выделительной и желез внутренней секреций, механизма сна, бодрствования, эмоций. Осуществляет связь нервной и эндокринной системы.

III) Лимбическая система – совокупность отделов головного мозга расположенная преимущественно на поверхности больших полушарий мозга. Лимбическая система участвует в регуляций функций внутренних органов, обаняние, инстективного поведения, памяти, сна, бодрствования и других

IV) Ретикулярная формация – совокупность структур, центральных отделов головного мозга, регулирующий уровень возбудимости и тонуса, ниже и выше лежащий отделов центральной нервной системы включая кору больших полушариев.

 

4) Рассматривая виды высших чувств и называя их высшие. Тем самым подчеркивают их принадлежность к человеку. Выделяют 4 вида чувств: I) практические. II) интеллектуальные. III) эстетические, IV)нравственные. I) Вид переживаний связанный с конкретным видом деятельности.

II) связанно с переживанием результатов познания, открытий, новых правил. Исследователи часто работают без сна, без пищи, забывая обо всем. “Без человеческих эмоций невозможно и не может быть искания истины” цитата Ленина.

Подвиды интеллектуальных.

Чувство: ясности, смутности, удивления, догадки, уверенности, сомнения, недоумения.

III) Эстетические чувства – возникают при восприятий красивого и безобразного. Эти чувства связаны с пониманием соответствия и не соответствия произведений искусства природы к принятым в обществе эталонам к собственным субъективным произведениям. Они являются результатом обучения, воспитания, образования.

Подвиды эстетических чувств.

Чувство: красивого, величавого, возвышенного, трагичного, комического, юмора.

IV) Нравственные – связаны с осознанием своего поведения и поведением других людей в соответствий с принятыми нормами в обществе

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.