Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пределы применения и действия коллизионных норм

Применение норм иностранного права в некоторых случаях ограничено:

- публичным порядком (оговорка о публичном порядке): норма иностранного права не может быть применена, если противоречит основам отечественного правопорядка (основополагающие принципы права, общепризнанные принципы морали, общепризнанные принципы и нормы международного права).

- императивными нормами, которые не являются частью публичного порядка, но должны применяться всегда, даже если национальное коллизионного право отсылает к иностранной правовой системе.

Правоприменительный процесс построен на постулате, что судья и другой правоприменительный орган знает свое право и его применяет, а иностранное право судья не знает и не обязан знать. Решение вопроса, кто обязан устанавливать содержание иностранного права, предопределяется общим подходом к пониманию иностранного права. Существуют два подхода к установлению содержания иностранного права:

1) англо-американская правовая система: иностранное право понимается как вопрос факта особого рода, т.е. лицо, ссылающееся на нормы иностранного права, должно доказать факт его существования и определенного содержания. В случае недоказанности, действует презумпция тождественности иностранного права национальному праву суда.

2) установление содержания иностранного права ex officio является обязанностью суда, т.е. иностранное право понимается как право, правовая категория. В РФ по делам, вытекающим из предпринимательских правоотношений, суд может возложить обязанность доказывания содержания иностранного права на стороны процесса.

Иностранное право должно применяться, толковаться судом в соответствии с его официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем государстве.

 

ТЕМА 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

В МЧП определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Личным законом физического лица может выступать принцип гражданства (lex patriae) или принцип постоянного места жительства, домицилия (lex domicilii). Особенностью гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, то они подчиняются правопорядку места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами (совокупность прав и обязанностей иностранных лиц, закреп­ленная в национальном праве). Для них установлены следующие виды режимов:

- национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст.62 Конституции РФ);

- режим наибольшего благоприятствования (уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой-то определенной области на территории определенного государства);

- специальный (предполагает наделение иностранцев какими-то правами и установление для них особых обязанностей, отличных от прав и обязанностей местных граждан) и преференциальный (предоставление иностранцам по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными).

В праве большинства государств иностранные лица во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве, т.к. на территории других стран они обладают правоспособностью, определяемой правопорядком государства-пребывания (национальный режим). Вопросы дееспособности подчиняются коллизионному регулированию, определяются по личному закону (закона гражданства и закона местожи­тельства). В Российской Федерации сложилась смешанная система лич­ного закона: личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет, но при наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Существует одно исключение: если фи­зическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону, то оно не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки.

В вопросах ограничения и лишения дееспособности, а также признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ установлена односторон­няя коллизионная норма, согласно которой данные вопросы решаются по российскому праву.

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст.1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производится в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства гражданства данного юридического лица и системы национального права государства места деятельности. Для определения «национальности» юридического лица, его правового статуса используют личный закон юридического лица (теория инкорпорации, оседлости, основного места деятельности, контроля). В России традиционно используется критерий инкорпорации, т.е. места учреждения, регистрации юридического лица.

Государство вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские отношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом, который предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов:

1) судебный иммунитет, который подразделяется на иммунитет от предъявления иска, иммунитет от применения предварительных обеспечительных мер, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;

2) иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности собственности, находящейся на территории иностранного государства (запрещение обращения взыскания и принудительного изъятия имущества, принадлежащего государству);

3) иммунитет от применения национального законодательства (в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное).

Государство вправе отказаться от иммунитета как в целом, так и от какого-либо его элемента. При этом, отказ должен быть явно выражен в письменной форме; отказ не может быть подразумеваемым, он не может следовать из конклюдентных действий; отказ от иммунитета не может толковаться расширительно.

Существуют доктрины государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и доктрина функционального (ограниченного) иммунитета. Современное российское законодательство содержит противоречивые положения о государственном иммунитете: ГПК РФ 2002 г. по прежнему трактует иммунитет иностранного государства как абсолютный, АПК РФ 2002 г. предоставляет иностранному государству судебный иммунитет только в случае, когда такое государство выступает «носителем власти», т.е. выполняет публичные, властные функции. Европейская конвенция об иммунитетах государств 1972г. предоставляет государствам ограниченный иммунитет.

Международные межправительственные организации (ММПО) – особый субъект права, созданный для развития сотрудничества в определенной сфере международных отношений. Для участия в гражданских правоотношениях ММПО предоставляется статус юридического лица особого рода, важнейшим признаком которого является наличие функционального иммунитета ММПО для возможности беспрепятственного осуществления своей деятельности. Иммунитет ММПО устанавливается международным договором (учредительным международным договором, соглашением с государством места нахождения штаб-квартиры и др.)

 

ТЕМА 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

 

Права собственности является базовым институтом любой правовой системы, которые признают существование вещных прав, среди которых на первом месте стоит право собственности. Вещно-правовой статус решает вопросы классификации вещей: их деление на движимые и недвижимые, способность выступать в качестве объекта права собственности и других вещных прав, их содержание, порядок и способы возникновения, перехода вещных прав, момент такого перехода. Однако различные правовые системы по-разному подходят к их правовому регулированию. Например, имущество рассматривается одной системой права как движимость, а другой – как недвижимость. Отсюда возникает вопрос: право какого государства применять в данной ситуации? В институте права собственности практически не возможна международная унификация гражданских материально-правовых норм. Таким образом, преимущественным способом правового регулирования отношений собственности в МЧП является коллизионно-правовой.

Основными коллизионными привязками в отношении собственности является закон места нахождения вещи и личный закон собственника вещи. Причем последняя привязка характерна для стран общего права, в то время как страны континентальной правовой системы, в т.ч. РФ, исходят из единой привязки – закона местонахождения вещи. Круг вопросов, на которые распространяется коллизионная привязка закон места нахождения вещи, называется вещным статутом, которым регулируется содержание вещных прав, юридическая квалификация вещей (движимая и недвижимая вещь; момент возникновения вещных прав, делимая и неделимая вещь и т.д.).

Отдельно регулируется вопрос коллизионного регулирования вещи, находящейся в пути. В данном случае применяется право государства, из которого вещь отправлена (в праве РФ). Причем на основе этой привязки решается только один круг вопросов: возникновение и прекращение права собственности и других вещных прав на основании сделки, и единственным правовым основанием такого перехода права собственности и других вещных прав является сделка между сторонами.

Возникновение права собственности и иных вещных прав на имущество в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Что касается перехода риска случайной гибели или порчи имущества, то момент такого перехода решается по-разному:

1) используется принцип римского гражданского права, согласно которому риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения договора, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на товар (Швейцария, Голландия, Япония и другие);

2) связывается переход риска с моментом перехода права собственности (риск несет собственник), т.е. в момент передачи вещи (РФ, ФРГ, Франция и другие).

- понятие, виды иностранных инвестиций;

Само понятие «инвестиция» (англ. –investment) означает капиталовложение. Под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Классификация иностранных инвестиций:

1) в зависимости от источника финансирования:

- государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МВФ и т.п.),

- частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регулирования МЧП являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием;

2) по форме:

- реальные,

- финансовые;

3) в зависимости от характера иностранных инвестиций:

- неимущественные ( интеллектуальная собственность),

- имущественные, характерным признаком которых является материальное выражение (финансы, материальные ценности);

4) в зависимости от участия инвестора в управлении объектом инвестирования:

- прямые (осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий на 100% принадлежащих иностранному инвестору),

- косвенные (портфельные) инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (комапией), а предполагает получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме;

5) по сроку окупаемости:

- долгосрочные (вложения более чем на 15 лет),

- среднесрочные,

- краткосрочные.

- международно-правовой и внутригосударственный уровни правового регулирования;

Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров, основной целью которых является создание единого механизма, направленного на защиту иностранных инвестиций. К международным договорам универсального характера относятся: Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.) и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965 г.). Обе эти конвенции предусматривают создание специализированных в области международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и определяют их порядок деятельности. Такими организациями являются Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Созданные на основе конвенций международные организации осуществляют защиту инвесторов путем оказания конкретных услуг. В рамках регионального уровня регулирование осуществляется следующими соглашениями: Соглашение стран СНГ “О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности” от 24 декабря 1993 г., в развитие которой принята Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях.

В РФ основным нормативным актом, регулирующем отношения по иностранному инвестированию, является ФЗ «Об иностранных инвестициях» от 1999 г. Гарантии, закрепленные в данном законе, широко распространены также и в международных договорах (как правило, двусторонних договорах о защите капиталовложений), и являются общепризнанными в большинстве государств. Существуют также такие федеральные законы как «Соглашение о разделе продукции», «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений»; отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство.

Основные гарантий по защите прав иностранных инвесторов:

1) гарантия в случае национализации и реквизиции. Право принимающего государства на национализацию и экспроприацию подтверждено в ряде документов ООН. Однако к проведению национализации применяются определенные требования: во-первых, она допускается только в тех случаях, когда этого требуют общественные или государственные интересы; во-вторых, она должна проводиться без какой-либо дискриминации по отношению к иностранным инвесторам какого-либо государства; в-третьих, обязательна выплата компенсации, которая должна быть быстрой (выплата без неоправданных задержек и промедлений), адекватной (должна определяться в соответствии с рыночной стоимостью национализированных капиталовложений, рассчитанной на дату, когда стало официально известно о проводимой национализации) и эффективной (выплата компенсации в свободно конвертируемой валюте со свободным переводом за пределы территории принимающего государства).

2) стабилизационная оговорка - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Особенностью данной гарантии является то, что она действует в течение определенного времени и распространяется только на тех иностранных инвесторов, которые отвечают определенным требованиям. Согласно положениям ФЗ «Об иностранных инвестициях» данная гарантия распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации. Данная гарантия действует в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

3) гарантия на случай нанесения ущерба в результате войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков;

4) гарантия перевода платежей в связи с капиталовложениями;

5) гарантия на случай суброгации, т.е. принимающее государство обязуется признавать переход прав от иностранного инвестора к договаривающемуся государству или иному уполномоченному органу, которые произвели платеж данному инвестору на основе гарантии защиты от некоммерческих рисков в связи с капиталовложением на территории принимающего государства;

6) гарантии в отношении процедуры разрешения спора между принимающим государством и иностранным инвестором. По правилам судебной юрисдикции спор должен рассматриваться в суде принимающего государства, но т.к. инвестору это невыгодно, то за ним остается право выбора: суд или арбитраж принимающего государства или международный арбитраж.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и специфика источников международного частного права | Правовые режимы иностранных инвестиций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.