Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис гуманизма в Италии и его отражение в поэзии Торквато Тассо

Кризис гуманизма отчетливо обнаруживается к концу 16 в. и связан с наступлением феодально-католической реакцией. Ее причиной была «революция мирового рынка», порожденная открытием Америки и морского пути в Индию, переместившими пути мировой торговли со Средиземного моря на Атлантический океан. Активность итальянского торгового капитала быстро падает. Экономический упадок Италии вызывает ее политическое ослабление. Феодальная реакция естественно порождает католическую. Решительное подавление свободной мысли снижает идейный уровень гуманистической интеллигенции.

Весьма типичным для итальянской литературы 16 в. жанром, отражающим кризис гуманистической культуры, является пастораль. Изображая в идеализированных тонах блаженную жизнь пастухов и пастушек на лоне сельской природы, пасторальные поэты 16 в. противопоставляют эту беспечную сельскую жизнь городской жизни с ее социальными противоречиями, нуждой и горестями. Начало пасторальной моде положил Якопо Саннадзаро, прославившейся пастушеским романом «Аркадия».

16 в. является в Италии веком расцвета «петраркизма». Инициатором обращения итальянских поэтов 16 в. к подражанию Петрарке был основоположник поэтики позднего Ренессанса кардинал Пьетро Бембо. Никколо Макиавелли – знаменитый флорентийский писатель и государственный деятель, автор трактата «Государь» (1513), исторических трудов «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» и «История Флоренции», трактата «О военном искусстве», аллегорической поэмы «Золотой осел», новеллы «Бельфагор – архидьявол» и двух комедий – «Клиция» и «Мандрагора».

Весьма значительный вклад в европейскую литературу сделала Италия в области театра. Пионером гуманистического театра был римский профессор Помпонио Лето, восторженный почитатель античности, сделавший первую попытку постановки античных комедий и трагедий. Первым трагическим поэтом Италии был Триссино, автор «Софонисбы» - трагедии из римской истории с сюжетом, заимствованным из Тита Ливия и обработанным согласно правилам «Поэтики» Аристотеля. Новый этап в развитии трагедии начинает Джеральди Чинтио. В «Орбекке» он утверждает новеллистическую тематику, трактуемую в тонах кровавой мелодрамы по примеру римского драматурга Сенеки. Создателем итальянской комедии был Ариосто. С середины 16 в. комедия застывает в штампах. Реалистическое сатирическое содержание комедии отступает на задний план перед поверхностной развлекательностью. Параллельно упадку литературной комедии во второй половине 16 в. расцветает новый жанр народной импровизированной комедии масок, получившей наименование «комедии дель арте».

Процесс разложения ренессансной культуры под натиском феодально-католической реакции достигает своей высшей точки в конце 16 в. На конце инквизиции погибает астроном и писатель Джордано Бруно, длительным и жестоким преследованиям подвергается великий ученый Галилео Галилей.

Торквато Тассо (1544 – 1595) отразил с наибольшей полнотой крушение и распад гуманизма в исторических условиях того времени. Он родился в семье известного эпического поэта, получил блестящее классическое образование. Под непосредственным воздействием Ариосто возникла первая юношеская поэма Тассо «Ринальдо», в которой он обработал рыцарский фантастический сюжет согласно правила классической поэтики. Мастерство лирического поэта проявилось также в знаменитой пасторальной драме «Аминта» (1573).

Идея «Аминты» сводится к провозглашению могущества любви и тщетности сопротивления ей. Самое знаменитое произведение Тассо – «Освобожденный Иерусалим» (1575). Тема поэмы – осада и взятие крестоносцами Иерусалима – имела политическую актуальность в связи с водворением в Европе турок, закрывшем итальянской торговле выход на Восток. С другой стороны, изображенная в поэме борьба христиан с «неверными» ассоциировалась в сознании современников Тассо с происходившей в то время борьбой католицизма с Реформацией. Всеми наиболее ценными сторонами своего творчества Тассо связан с традициями литературы итальянского Ренессанса, который он оказался бессилен преодолеть и заменить новыми.

Возрождение в Нидерландах. Деятельность Эразма Роттердамского. Его памфлет "Похвальное слово глупости"

Нидерланды благодаря своему благоприятному положению на стыке торговых путей из Северного моря в среднюю и южную Европу уже в средние века, как и Италия, являются в экономическом отношении одним их передовых участников Европейского контингента. В 13-14 вв. города Фландрии и Брабанта (Брюгге, Гент и др.) становятся крупными центрами текстильной промышленности и торговли и пользуются широким политическим самоуправлением. Участие в мировой торговле огромной колониальной империи Габсбургов выдвигает сначала 16 в. Антверпен, а потом Амстердам как крупнейшие рынки мировой торговли и денежного капитала.

Раннее буржуазное развитие Нидерландов является основой политического обособления и национальной консолидации страны. Война за освобождение Нидерландов от экономической эксплуатации и политического гнета испанского абсолютизма и католической реакции является первой буржуазной революцией нового времени (1572 – 1579), заканчивается после героической и кровавой борьбы освобождением лишь северной части – нынешней Голландии.

В 15 и первой половине 16 в. В промышленных и торговых городах Нидерландов создаются первые после Италии образцы ренессансного искусства (Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Мемлинг, Лука Лейденский и др.). В области портрета и жанра они достигают высокого мастерства, отмеченного характерными чертами бюргерского реализма (так называемые «фламандский стиль»).

Развитие гуманизма в Нидерландах, как и в Германии, почти совпадает по времени с Реформацией. Его первыми представителями были ученые- гуманисты с интернациональными научными интересами и связями Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и др. Изучение латинских и греческих классиков сопровождается переводами на нидерландский язык античных писателей (Гомера, Вергилия, Цицерона). Возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма по античным образцам. Так подготовляется почва для блестящего расцвета классицизма в голландской литературе 17 в., оказавшей широкое влияние на подготовку этого направления в других западноевропейских литературах (Питер Гоофт, Иост ван Вондел и другие). Эразм Роттердамский. Крупнейший ученый-гуманист начала 16 в. Уроженец богатого торгового города Роттердама, голландец по происхождению и «гражданин мира» по своим убеждениям. Большую часть своей жизни провел за пределами родины в странствованиях по Европе. Значительно его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии.

Рано оставшись сиротой, он был вынужден, поступит в монастырь, где занимался преимущественно изучением латинских и греческих классиков. Годы, проведенные в монастыре, воспитали в нем ненависть к церковному обскурантизму и средневековой схоластике. Покинув монастырь, он продолжал свое обучение в Париже, жил подолгу в Италии, Англии и Франции. В Риме ему покровительствовал просвещенный кардинал Джованни Медичи (будущий папа Лев X), в Англии он был дружен с знаменитым гуманистом Томасом Мором.

Его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста евангелия с новым латинским переводом. Критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении «первоисточников» церковного вероучения и подорвав доверие к их официальному истолкованию.

Поклонник светской гуманистической культуры и классической образованности, Эразм сторонится растущего религиозного фанатизма и ожесточения обеих борющихся партий, каждая из которых надеется найти в нем авторитетного союзника. Затем он становится открытым врагом протестантизма и вступает в полемику с Лютером, против которого (в трактате «О свободе воли», 1524) он защищает духовную независимость человеческой личности.

Из литературных произведений Эразма наибольшее значение имели «Похвала Глупости» (1509) и «Домашние беседы» (1518), написанные на латинском языке, как и все прочие сочинения великого гуманиста. «Беседы» представляют собрание диалогов нравоучительных и сатирических, серию живых разговоров и сценок, в которых, следуя образцу «Диалогов» Лукиана, Эразм дает сатирическое обозрение сторон современной частной и общественной жизни.

«Похвала Глупости». Представляет глубокую и обобщенную сатиру на современное общество. Переведено на многие новоевропейские языки. Примыкает к традиции немецкой «литературы о глупцах», начало которой положил немецкий сатирик Себастьян Брант в своем «Корабле дураков». Пороки современного общества выступают в шутовском наряде, представлены как различные виды человеческой глупости и обозреваемые в форме шуточного панегирика, «похвального слова», которое глупость произносит себе и своим поклонникам. Глупость выступает, прежде всего, в частной жизни – в любовных и супружеских отношениях, в жажде славы и богатства, в чванстве «громкими именами и почетными прозвищами» В свите глупости перед нами проходят различные сословия о профессии средневекового общества: врачи-шарлатаны, законники-крючкотворы, тщеславные поэты и другие. Особенную ненависть Эразма вызывают купцы, которые «ставят себе самую гнусную цель в жизни о добиваются ее наигнуснейшими средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире, потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями». Эразм был современником эпохи первоначального накопления и видел возникновение нового общества, основанного на власти денег. Плутос (бог богатства), по его словам, есть «единственный настоящий отец богов и людей».

Не менее сурово обличает Эразм господствующий класс феодального общества – дворян, которые живут как бездельники, спят до полудня, проводят день в забавах и потехах, «с шутами и девками», за закуской и выпивкой. Сам монарх изображается Эразмом со всеми своими человеческими слабостями – как «человек, невежественный в законах, едва ли не открытый враг общего блага, преследующий единственно свои личные выгоды, преданный сладострастию, ненавистник учености, истины и свободы, отнюдь не помышляющий о пользе общественной».

Но самые жестокие насмешки Эразма направлены против средневековой церкви, главной идеологической опоры феодального общества. Под именем «суеверов» он высмеивает почитателей икон и святых, из которых «один исцеляет от зубной боли, другой искусно помогает роженицам, третий возвращает награбленное добро» и т.д. Священники поощряют подобное суеверие, потому что оно увеличивает их доходы. Эразм восстает против торговли индульгенциями, которыми церковь соблазняет верующих, обещая им за деньги прощение самых страшных грехов, «так что, ежели угодно, разрешается начинать сызнова весь порочный круг». Он изображает монахов, невежественных, распутных и полных самомнения; «смрадное болото» богословов, погруженных в бесплодные схоластические споры; епископов, которые заняты собирание денег. Сам римский первосвященник, отстаивающий кровью и железом, анафемой и интердиктами свою светскую власть и достояние, осуждается примером первых учеников Христа, учивших благочестию, кротости и нестяжанию. Так все человеческое общество превращается в изображении Эразма в царство Глупости. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое жизнь человеческая, как не забава Глупости?» Только одна природа, не тронутая человеческой цивилизацией, кажется Эразму источником подлинной мудрости и счастья: она одна «никогда не заблуждается, если только мы не попытаемся перешагнуть за положенные человеческой доле границы».

Однако эта критика современного общества не имеет у Эразма революционного характера. Сильный в насмешке и отрицании, он не имеет ясного положительного социального идеала, соответствующего его представлению о природе и человечности, и его философские раздумья о смысле человеческой жизни неизменно заканчиваются иронической резиньяцией мудреца, беспомощного перед нелепостями окружающей его социальной действительности

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сборник новелл «Декамерон» - вершина творчества Боккаччо. Источники новелл и их переосмысление. Основные циклы новелл, их темы, сюжеты | Себастьян Брант – родоначальник «литературы о дураках» в Германии. Поэма «Корабль дураков». Ганс Сакс – поэт-мейстерзингер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.