Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ производства и реализации продукции




Лекция 6

Объем производства продукции тесно взаимосвязан с одной стороны с производственной мощностью предприятия, с другой стороны, с возможностями по реализации, произведенной продукции. Предприятие должно планировать и осуществлять производство исходя из его способности продавать товары, работы и услуги. В противном случае, издержки связанные с производством, не будут покрываться выручкой от реализации, что может привести к финансовой несостоятельности предприятия.

При анализе производства и реализации продукции решаются следующие основные задачи:

- оценивается степень выполнения и напряженности плана по производству и реализации продукции, оценивается динамика и изменение структуры производимой и реализуемой продукции;

- определяется влияние факторов на изменение величины объема производства и реализации в стоимостном выражении;

- выявляются внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска продукции и объема реализации продукции;

разрабатываются мероприятия по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-планы предприятия, оперативные планы графики, отчетность по продукции, Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте, срочная отчетность промышленного предприятия по продукции, Отчет о прибылях и убытках, ведомость «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Объем производства и реализации может выражаться в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция рассчитывается на основе баланса товарной продукции и учитывает изменение остатков товарной продукции на складе и той продукции, которая отгружена покупателям, но пока еще не оплачена ими.

Важное значение для оценки производственной программы имеют и натуральные показатели объема производства.

На предприятиях выпускающих большую номенклатуру сходной но не однородной продукции используют условно-натуральные показатели, которые рассчитываются на основе трудоемкости. (условные консервные банки, пары обуви и т.д.)

Для обобщения данных о производстве продукции так же используют показатель – нормативные трудозатраты. Данный показатель используется когда в условиях многонаменклатурного производства невозможно использовать натуральные и условно-натуральные показатели.

Анализ начинается с изучения выполнения плана и динамики выпуска продукции и ее реализации, расчета базисных и цепных темпов роста. В таблице 1 показан пример расчета базисных и цепных темпов роста. Все эти показатели характеризуют общие тенденции изменения объемов производства (реализации) продукции за ряд лет.

Таблица 1 Оценка динамики выпуска продукции за ряд лет

Год Объем производства продукции, тыс. руб. Темп роста, %
базисные цепные
       
    102,7 102,7
    106,4 103,6
    104,5 98,2
      107,1

 

По данным таблицы видно, что за рассматриваемые 5 лет объем производства вырос на 12%. В 2003 году объем производства уменьшился на 5,4% по сравнению с 2002 годом. Снижение объемов производства может быть вызвано невозможностью реализовать в имеющемся ассортименте и объеме продукцию в 2002 году или отсутствием сырья, материалов денежных средств для производства продукции в большем объеме. Для того чтобы оценить общие возможные причины этого, необходимо наряду с темпами роста по производству продукции рассматривать динамику объема реализации и динамику плановых заданий по тем же периодам. Значительное увеличение объема производства в 2004 году является положительным фактором в деятельности предприятия только если наряду с объемом производства увеличивается и объем реализации в противном случае, будет происходить затаривание готовой продукции на складе и увеличиваться величина издержек предприятия в 2004 году, которые не будут покрываться через реализацию.

Для обобщения информации о темпах роста объема производства (реализации) можно рассчитать среднегодовой темп роста выпуска (реализации) продукции.

Анализ выполнения плана по выпуску продукции осуществляется по видам выпускаемой (реализуемой) продукции Рассмотрим пример подобной оценки по данным в таблице 2,3.

 

Таблица 2 Анализ выполнения плана по производству продукции

Вид продукции Объем производства продукции, тыс. руб.
план факт +,- % к плану
А        
Б        
В        
Г        
Итого        

 

Таблица 3 Анализ ассортимента и структуры продукции

Продукция Объем производства в плановых ценах % выполнения плана Объем зачтенный в выполнение плана
план факт
А        
Б        
В        
Г        
Итого        

К внешним причинам невыполнения плана относится изменение внешней конъюнктуры, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод новых мощностей.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры влияет на объем в стоимостном выражении, себестоимость отдельной продукции, прибыль и рентабельность. Увеличение удельного веса более дорогой продукции ведет к ее суммарному увеличению, росту прибыли и т.д. и наоборот.

Качество продукции – понятие, характеризующее параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность, долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

К обобщающим показателям, характеризующим качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения относят:

удельный вес новой продукции в ее общем выпуске;

удельный вес высшего качества;

средневзвешенный бал продукции;

и т.д.

Индивидуальные показатели – жирность молока, зольность угля, содержание белка и т.д, срок службы, безотказность, трудоемкость, энергоемкость

Косвенные показатели – это штрафы, за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, объем рекламации.

Одним из наиболее распространенных показателей производственной программы – коэффициент ритмичности. По реализуемой продукции рассчитывается процент выполнения договорных обязательств. Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

Таблица 4 Ритмичность выпуска продукции по кварталам

Квартал Выпуск продукции, тыс. руб. Удельный вес,% Выполнение плана в % Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности
план факт план факт
             
             
             
             
Итого за год            

 

Невыполнение плана по ритмичности ведет к неэффективному использованию времени и ресурсов в периоды когда фактический выпуск меньше планового и перенапряженности производства в периоды когда фактический выпуск больше запланированного, кроме того в эти периоды увеличиваются затраты на оплату сверхурочных работ, работу в выходные и праздничные дни, затраты на формирование сверх нормативных запасов ТМЦ, происходит сверх нормальное вовлечение денежных средств в хозяйственный оборот.

 

Конечные результаты по итогам года на промышленном предприятие, в первую очередь зависят от реализации товарной продукции, потому что основу прибыли промышленного предприятия составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

На величину объема реализации влияет объем производства продукции, способность предприятия продавать эту продукцию. Насколько предприятие справляется с этой задачей можно судить по изменению остатков готовой продукции предприятия на складах. Если предприятие производит работы или оказывает услуги, то остатков нет, поэтому объем реализации на таких предприятиях совпадает с объемом производства.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам приводит к недополучению выручки, прибыли, грозит предприятию выплатой штрафов за невыполнение договорных обязательств и потерей клиентуры, что в дальнейшем ведет к спаду производства. Анализ выполнения договорных обязательств приведен в таблице 3.

 

Таблица 5 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март. тыс. руб.

Продукция Покупатель План поставки, тыс. руб. Фактически отгружено, тыс. руб. Недопоставка продукции, тыс. руб. Зачтенный объем в пределах плана, тыс. руб.
А          
        -50  
           
Б          
        -150  
И т.д.          
Итого       -800  

 

В таблице 5 показывают что не смотря на то, что предприятие поставило продукции по договорам больше чем предусматривали плановые договора поставок. по некоторым договорам предприятие недовыполняло договора, в результате чего в зачет по выполнению плана по договорам пошло всего 7200 тыс. руб. вместо 8000 тыс. руб.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем.

К = (8000-800)/ 8000 = 0,9, или 90%

Анализ выполнения договорных обязательств должен вестись с начала года нарастающим итогом.

 

Таблица 6 Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

Месяц План поставки продукции Недопоставка продукции Выполнение, %
за месяц с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
Январь     -300 -300 96,0 96,0
Февраль     -100 -400 98,7 97,4
Март     -800 -1200 90,0 94,8
…..            
Декабрь     - -4800   95,0

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на работу рассматриваемого предприятия, но и на работу транспортных предприятий. предприятий смежников, торговых посредников.

Изменение структуры реализованной продукции от плановой влияет на изменение общего объема реализации. Для определения этого влияния рассмотрим таблицу 7.

 

Таблица 7 Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Продукция Оптовая цена единицы продукции, тыс. руб. Объем реализации, ед. продукции Выручка по плановым ценам, тыс. руб. Изменение выручки за счет структуры
План Факт План Фактически при плановой структуре Факт
А 5,0           -4000
Б 6,0           -1505
В 7,0           +2615
Г 7,5           +5075
Итого -           +2185

В результате уменьшения себестоимости реализованной продукции по продукции Г и В более быстрыми темпами, чем увеличение себестоимости по продукции А и Б, объем реализации продукции увеличился под влиянием уменьшения себестоимости на 2185 тыс. руб. Снижение себестоимости является положительным фактором, если при этом не происходит уменьшение физического объема реализуемой продукции.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие задачи решаются в ходе анализа производства и реализации продукции?

2. Что служит источником информации для анализа производства и реализации продукции? по каким направлениям проводится анализ производства продукции?

3. По каким направлениям проводится анализ реализации продукции?

4. К чему ведет нарушение ритмичности производства продукции?

5. К чему ведет нарушение договорных обязательств на отгрузку продукции покупателям?

6. Кто кроме самого предприятия может пострадать от невыполнения предприятием договорных обязательств?

7. Что необходимо сделать предприятию для увеличения объема производства продукции?

8. Что должно сделать предприятие для увеличения объемов реализации продукции?

9. Какие показатели используются для количественного измерения объемов производства и реализации продукции?

10. Какие абсолютные показатели являются более предпочтительными, для оценки объема производства продукции в условиях многонаменклатурного производства?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.