Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность воспитания и его виды




Воспитание. Методы воспитания.

Понятие воспитание — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как обще­ственное явление, как воздействие общества на личность. В дан­ном случае воспитание практически отождествляется с социа­лизацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специаль­но организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического про­цесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспи­тательной работой.

Воспитание как общественное явление — сложный и про­тиворечивый социально-исторический процесс вхождения, вклю­чения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, об­щественно-производственную деятельность, творчество, духов­ность; становление их людьми, развитыми личностями и инди­видуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется сле­дующими основными чертами, выражающими его сущность.

1. Воспитание возникло из практической потребности приспособ­ления, приобщения подрастающих поколений к условиям обще­ственной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

2. Воспитаниекатегория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого обще­ства и существует, пока живет само общество. Оно необ­ходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил, развития человека. Воспитание — категория общая. В ней отражаются зако­номерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание вклю­чает в себя как часть обучение и образование человека.

3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам но­сит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отра­жает общественные противоречия своего времени.

4. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опы­та, в процессе и результате вовлечения их старшим поколе­нием в общественные отношения, систему общения и об­щественно-необходимую деятельность.

Основным законом воспитания как общественного явления является закон обязательного присвоения подрастающим поколе­ниям социального опыта старших поколений в качестве необхо­димого условия вхождения в общественную жизнь, осуществле­ния преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каж­дой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях.

С основным законом органично связан закон обязательно­го соответствия содержания, форм, методов обучения и вос­питания требованиям развития производительных сил обще­ства. Многовековая история педагогики убедительно показыва­ет, что в связи с потребностями общественного развития стар­шие поколения всегда включали в содержание образования де­тей прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспе­чивают в преемственности поколений главное — поддержание жизни, производство материальных благ.

Объективным законом воспитания является также обуслов­ленность содержания, форм и методов воспитания и обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в об­ществе определяются интересами господствующих, направляю­щих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаи­модействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое вы­ражение в требовании педагогики соединять воспитание и обу­чение с производительным трудом и с жизнью общества.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики мо­жет быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

Еще один объективный закон воспитания можно сформу­лировать как закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-во­левой сфер с учетом возрастных особенностей и возможнос тей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Рассмотрим основные модели воспитания.

Прагматическая модель воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоя­щем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направле­ния — научить воспитуемого решать реальные жизненные про­блемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности.

Антропоцентристская модель воспитания опирается на по­нимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющим­ся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании сре­ды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполне­ниесоциального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школь­ный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.).

Виды воспитания классифицируются по разным основани­ям. Наиболее, обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, " политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) воспи­тание по месту жительства (общинное в американской педа­гогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспи­тание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанни­ками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание.

В зависимости от той или иной философской концепции вы­деляются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.