Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен социальной желательности




Социальная желательность - предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально желательным. Проявляется со­циальная желательность, когда оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие их обладателя социально привле­кательным.

 

Для оценки выраженности феномена социальной желательности в кон­струкцию многих методик включены специальные оценочные шкалы. Их часто называют шкалами лжи. Например, в методике MMPI, шкала L вклю­чает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого пред­ставить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале L (70Т и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, показать себя в лучшем свете, отрицая наличие в своем поведении слабо­стей, присущих любому человеку: способности хоть иногда или хоть не­много сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглажен­ным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шка­лы L сказываются на занижении шкал: 4-й (импульсивности), 6-й (ригид­ности), 7-й (тревожности) и 8-й (индивидуалистичности). Повышение шкалы L в пределах 60Т-69Т часто встречается улиц примитивного пси­хического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптив­ными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы показателей L встречают­ся редко. Низкие показатели по шкале L свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер.

 

Рассмотрим ряд факторов, влияющих на выраженность феномена со­циальной желательности. Используем для этой цели собранные нами дан­ные с использованием методики диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние (ДС)». Эта методика разра­батывается мной с 1988 года. Назначение данной методики - определе­ние характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Именно этим уров­ням принадлежит настроение как компонент психического состояния. Определение характеристик состояния осуществляется с помощью са­мооценок тестируемого. Опыт использования данной методики и полу­ченные с ее помощью результаты отражены в ряде моих публикаций (Куликов, 1997, 1999,2000).

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, опи­сывающих признаки, которые характеризуют состояние, поведение, отно­шение человека к различным явлениям. Оценка степени согласия обследу­емого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. Это позво­лило сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количе­ством пунктов.

 

Краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений позво­лили использовать его в массовых обследованиях различных возрастных и социальных групп здоровых людей и имеющих нервно-психические рас­стройства вне медицинских и психологических учреждений и подразде­лений.

 

Методика многопараметрическая, в ней есть следующие шкалы: шкала «Ак»: «активное-пассивное отношение к жизненной ситуации»; шкала «Бо»: «бодрость-уныние»; шкала «То»: «тонус высокий-низкий»; шкала «Ра»: «раскованность-напряженность»; шкала «Сп»: «спокойствие-тревога»; шкала «Ус»: «устойчивость—неустойчивость эмоционального тона»; шкала «Уд»: «удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)»; шкала «По»: «положительный—отрицатель­ный образ самого себя». Эта шкала дополнительная, она позволяет опреде­лить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность са­мооценивания.

 

В шкалу «положительный-отрицательный образ самого себя» входят шесть пунктов, это следующие суждения:

1) Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

2) Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

3) Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.

4) Когда я не­важно себя чувствую, я раздражительный.

5) Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

6) Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

 

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением испыту­емые выражают с помощью семибалльной шкалы:

1- полностью не согласен.

2- согласен в малой степени.

3- согласен почти наполовину.

4- согласен наполовину.

5- согласен более чем наполовину.

6- согласен почти полностью.

7- согласен полностью.

 

Методика «ДС» была стандартизирована. В выборку для стандартиза­ции были включены люди, не страдающие какими-либо патологическими нервно-психическими заболеваниями. В выборку вошли люди с разными уровнями образования и социальной принадлежности.

Шкала «По» - «положительный—отрицательный образ самого себя» имеет значимые и достаточно высокие положительные корреляции со шка­лами «лжи» ряда известных вопросников (MMPI, Шкала Дж. Тейлор, Во­просник 16 PF Кеттела - форма С).

На выборке более двух тысяч человек была подсчитана средняя вели­чина суммарного сырого балла шкалы «По». У мужчин она равна 20,4, бал­ла и 21,7 балла - у женщин. То есть превышение этого показателя у мужчин на 6,4 % в сравнении с этим же показателем у женщин. Сигма практически одной и той же величины: 6,0 и 6,1 соответственно. Суммарный объем вы­борки в приведенных ниже таблицах различен, поскольку в части протоко­лов отсутствовали сведения, позволяющие отнести обследованного к опре­деленной категории.

 

Использование в методике ДС внутри каждого пункта семибалльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале «По» не только в понятиях «искренности-неискренности». Критичность самооценивания тесно связана с принятием личностью себя. Чем оно полнее, тем положительнее образ самого себя, тем меньше человек видит в себе недо­статков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и психическое состояние человека в целом - чем полнее принятие себя и чем больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем лучше настроение, тем благоприятнее состояние. Это подтвержда­ют и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпиричес­ких данных. Эти связи двунаправленные: чем лучше настроение, тем более выражено принятие себя, тем меньше расхождение между реаль­ным и идеальным Я личности. Предположить это позволяет сравнение показателей по данной шкале в подвыборках с разным настроением и состоянием: участников групп совершенствования психики, практичес­ки здоровых людей, людей, проходящих лечение, и участников психоте­рапевтических групп (см. табл. 2).

Таблица 2

Различия в привлекательности образа себя в группах с различным уровнем здоровья и психологической устойчивости (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Группы с различным уровнем здоровья и психологической устойчивости Средн. - 95 % + 95 %
Участники групп совершенствования психики (и = 169) 50,5 49,0 52,1
Практически здоровые (п = 1798) 49,9 49,4 50,4
Люди, проходящие лечение (п = 134) 46,7 44,7 48,7
Участники психотерапевтических групп (п = 59) 42.5 39,9 45,2

Примечание.

и - число случаев, по которому были проведены расчеты (количество обследованных); Средн. - средние величины оценок по шкале «По» методики ДС; —95 % и +95 % -доверительные интервалы средних величин.

Группами «совершенствования психики» я назвал группы по развитию разного рода способностей, а также группы так называемой «духовной прак­тики». Показатели самопринятия в этих группах несколько выше, чем у ос­новной части выборки, по моим предположениям, потому что они обычно изолированы, сплочены, в них в той или иной степени укореняется чувство избранности, отличия от толпы. Группу людей, проходящих лечение, соста­вили пациенты клиники неврозов, пациенты института кардиологии (гос­питализированные и амбулаторные) и бывшие наркозависимые, находящие­ся в центре реабилитации. Из таблицы видно, что разность между поляр­ными группами значительна, она составляет восемь Т-баллов (то есть 0,8 сигмы). Хорошо известно, что для людей, испытывающих потребность в психотерапевтической помощи, характерен отрицательный образ самого себя. Этот результат еще раз подтверждает валидность шкалы «По». Кроме того, приведенные количественные показатели позволяют прогнозировать уровень самопринятия в планируемых выборках.

 

Показатели по шкале «По» имеют значимую положительную корреля­цию с показателями по основным шкалам методики ДС. Позитивный об­раз себя улучшает психическое состояние, и наоборот - более благопри­ятное состояние располагает к тому, чтобы видеть свои недостатки незначительными, позволяет оценивать свое поведение как более близкое к нор­мативному. Это соотношение контрольной и основных шкал сходно с теми связями, которые есть в тесте MMPI между основными и вспомогатель­ными шкалами. В нем также каждая из трех вспомогательных шкал имеет несколько значимых корреляционных связей с основными шкалами. Так, например, шкала коррекции имеет значимые связи с семью основными шкалами. Корреляции с седьмой и восьмой шкалами равны 0,59. Напом­ним, что шкала коррекции MMPI предназначалась для выявления величи­ны «диссимуляции». Авторы руководства к MMPI указывают, шкала бо­лее эффективна в тех случаях, когда обследование для субъекта добро­вольно, желательно и оплачивается им самим. Исследователь, врач дол­жен сам прийти к заключению о том, насколько целесообразно примене­ние шкалы коррекции для стоящих перед ним диагностических задач, для данного контингента обследуемых.

 

Рассмотрим возрастную динамику уровня принятия себя (см. табл. 3). Размах показателей по шкале «По» составляет почти 13 Т-баллов. Анали­зируя приведенные числовые характеристики, можно заметить, что поло­жительный образ себя наиболее характерен для людей в возрасте от 35 до 60 лет, то есть второго периода взрослости. В этом периоде есть неболь­шое, но значимое снижение обсуждаемого показателя в интервале 45-50 лет. Возможно, на эти годы - середину второй взрослости - приходит­ся возрастной кризис. Если интерпретировать эти данные в понятиях воз­растных кризисов, то самый сильный наблюдается в юношеском возрасте в интервале от 19 до 21 года. Мои данные, собранные по другим методи­кам, показывают, что в юношеском возрасте, среди всех остальных возра­стов, наиболее велика интенсивность одновременно самых разных чувств. Это говорит о весьма выраженных противоречиях внутреннего мира и немалом эмоциональном дискомфорте. Возможно, факт снижения пока­зателей в пожилом возрасте требует подтверждения, дополнительных дан­ных. Анализ отдельных протоколов показывает, что картина ответов в этом возрасте довольно пестрая.

 

Различия в образе себя у лиц с разным уровнем образования также довольно выражены - достигают полсигмы (см. табл. 4). Здесь может быть высказано несколько предположений. Образовательный ценз в российс­ком обществе длительное время был более значимым в сравнении с дру­гими социумами. Он поднимает статус личности и способствует более полному принятию себя. Кроме того, человек с более высоким уровнем образования, как правило, действительно занимает более высокие долж­ности, имеет больший потенциал социального влияния, получает более вы­сокую зарплату. Все это также делает собственный образ более привлека-

Таблица 3

Возрастная динамика уровня привлекательности образа себя (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Возрастной интервал Среди -95 % + 95 %
>= 13 < 17 лет (n = 18) 48,5 44.9 52,1
>= 17 < 19 лет (n= 72) 47,8 45,5 50,2
>= 19<21 лет (п= 132) 45.2 43,6 46,8
> = 21 <23 лет(n= 153) 48,1 46,4 49,8
> = 23 < 25 лет (n = 106) 48,9 46,9 50,9
> = 21 < 25 лет (п = 259) 48,5 47,2 49,7
> = 25 < 30 лет (n = 380) 48,8 47,8 49,8
> = 30 < 35 лет (n = 373) 50,5 49,4 51,5
> = 35 < 40 лет (n = 290) 52,3 51,2 53,4
> = 40 < 45 лет (n = 228) 52,4 51,0 53,7
> = 45 < 50 лет (n = 138) 49,9 48,2 51,7
> = 50 < 55 лет (n = 59) 54,1 51,5 56,7
> = 55 < 60 лет (n = 35) 52,6 49,4 55,9
> = 60 < 70 лет (n = 25) 43,8 37,6 50,0
> = 70 лет (n = 40) 41,2 38,3 44,1

тельным. Возможно, также имеет значение и более высокая психологи­ческая культура, коммуникативная компетентность, более развитые уме­ния саморегуляции, самоорганизации.

 

Размах показателей по шкале «По» у лиц с разным должностным стату­сом составляет семь с половиной Т-баллов (см. табл. 5). Эти данные пока­зывают, что весьма важным фактором самопринятия выступает Я-социальное как подструктура Я. В свою очередь, в Я-социальном оценка своего социального статуса в большой степени определяется должностным стату­сом, занимаемым личностью в деловой сфере.

Таблица 4

Различия в привлекательности образа себя у лиц

с разным уровнем образования (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Уровень образования Средн. - 95 % + 95 %
5-8 классов или училище с дипломом о неполном среднем образовании (п = 104) 46,3 44,2 48,4
9-11 классов или училище с дипломом о полном среднем образовании (n = 332) 47,7 46,5 48,9
Техникум или колледж, или 1-2 курса вуза (n = 424) 48,3 47,4 49,3
3-6 курсов вуза без диплома о высшем образовании 48,1 46,4 49,7
Вуз с дипломом (n= 1048) 51,3 50,7 51,9

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.