Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Название серии




Протокол эксперимента

Протокол эксперимента

Вопрос № 5

Вопрос № 4 Процедура эксперимента

 

Эксперимент следует проводить в одном и том же для всех испытуемых порядке. Если шагов эксперимента довольно много, то необходимо иметь под рукой запись их перечня.

Целесообразно вначале предпринять некоторые действия, чтобы настро­ить испытуемого на эксперимент. Это можно сделать, продемонстрировав к нему интерес, например задав несколько конкретных вопросов, которые с наименьшей вероятностью будут ему неприятны; выражая несловесным поведением свою признательность испытуемому за согласие участвовать в эксперименте.

Далее целесообразно выяснить самочувствие испытуемого. Это особен­но важно при исследовании внимания, познавательных и эмоциональных процессов, состояния, психофизиологических реакций. Получить эту ин­формацию можно и в свободной форме, но лучше, используя хотя бы крат­кие шкалы, например графические. Вариантами таких шкал могут быть сле­дующие.

Я пассивный, бездеятельный Я активный, деятельный
Я усталый, обессиленный Я отдохнувший, полный сил
Я встревожен, раздражен Я уверен в себе и спокоен
Результаты эксперимента мне безразличны У меня большое желание достичь лучших результатов

 

По устному сообщению В. К. Гайды, наиболее удобной для человека является длина шкалы 14 см. На практике применяется весьма значитель­ное количество разных по длине шкал. Думаю, что даже такие простые ме­тодики диагностики состояния испытуемого, его отношения к эксперимен­ту могут дать важную информацию. Например, могут быть выявлены слу­чаи, когда эксперимент вообще нецелесообразно проводить.

Инструкция к этим шкалам может быть такой: «Оцените свое состоя­ние в настоящий момент с помощью двух (трех, четырех и т. д.) шкал. Чем в большей степени вы согласны с суждением, находящимся у одного из по­люсов шкал, тем ближе к этому полюсу поставьте крестик».

 

Для многих экспериментальных ситуаций подойдет такая форма протокола

(название методики, опыта...)

Ф.И.О. ______________________________Дата

Год рожд., месяц, число_______________Время начала

Пол________________________________Время окончания

Образование _______________________________

Должность _______________________________

(если серий проводится несколько)

 

Номер пробы Начальные данные (ответы испытуемого) Время (сек) Стандарти­зированная оценка Примечание
  б 23,3    
  г 25,8    
  б 21,1    

Под начальными («сырыми», необработанными) понимают данные, ко­торые психолог получает непосредственно в опыте, эксперименте, из листа для ответов на вопросник, анкету и т. п. Стандартизированные получаются после преобразования начальных оценок с помощью таблиц перевода, шкал пересчета, графиков и т. п. В стандартизированной оценке ответ или ре­зультат отдельного испытуемого соотнесен со средними величинами чис­ловых данных нормативной выборки. Под нормативной выборкой имеется в виду достаточно адекватная и репрезентативная выборка, результаты об­следования которой автор методики использовал для создания таблиц пере­вода или шкал пересчета начальных (необработанных) данных в стандар­тизированные. Стандартизированная оценка вписывается в протокол при его обработке, после эксперимента.

 

В графу «Примечание» заносятся вопросы, реплики, высказывания ис­пытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т. д. Если первые пробы показали, что в данной графе недостаточно места, то в соот­ветствующем месте графы делается сноска на запись, а записи ведутся на отдельном листе бумаги.

 

Пространство в комнате для эксперимента лучше организовать так, что­бы испытуемый не видел записей экспериментатора. Для этого можно при­менить невысокие перегородки на столе или вести запись с использованием планшета, который опирается на стол или расположен вне плоскости стола.

После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сообщить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, то есть о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т. д. Не следует навязчиво просить испытуемого записать отчет в письмен­ной форме. Вы можете получить от него отчет (далеко не всегда), но очень часто потеряете много ценной информации, если будете полагать, что в нем записано все, что испытуемый может сообщить. Для многих людей изла­гать на бумаге любые свои соображения и воспоминания труднее, чем вы­сказывать в устной форме. Люди при этом нередко переключают основное внимание на форму построения фраз, грамматическую правильность и т. п. Поэтому лучше самому записать сообщения испытуемого, не редактируя их. Вопросы надо задавать с осторожностью, поскольку ими можно увести испытуемого в свою систему интерпретаций или помешать припоминанию. Целесообразнее или использовать один и тот же для всех испытуемых на­бор вопросов (во всяком случае, начинать с такого набора), или применять простые вербализации, под которыми я имею в виду приемы ведения бесе­ды с использованием пересказа только что услышанного - дословного или с некоторыми изменениями и сокращениями - для того, чтобы удерживать внимание испытуемого на предмете разговора.

 

Разрабатывая форму протокола, следует учитывать особенности экспе­риментальной процедуры и в не меньшей степени простоту и удобство об­работки результатов. Чем меньше операций в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений. Весьма нежелательно большое количество переписывания числовых данных из протоколов в табли­цы, в следующие таблицы, сводные таблицы и т. п. Лучшей формой обра­ботки в настоящее время является перевод данных непосредственно из про­токола в электронную таблицу, создаваемую на компьютере с помощью од­ной из систем управления базой данных (СУБД).

 

Для протоколов удобнее листы формата А4, разлинованные в клетку, если нет возможности использовать для размножения копировальную тех­нику. Это обеспечивает одинаковый масштаб записей и облегчает вычерчи­вание таблиц. Записи надо вести на одной стороны листа, это позволит сэ­кономить время при последующей обработке результатов.

 

Алгоритм заполнения протокола по ходу эксперимента должен быть за­ранее продуман и заучен. Очень важно, чтобы была продумана форма записи каждого показателя и определено постоянное для него место в протоколе.

Курс: «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.