Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности групповой деятельности




Этапы становления коллектива

С точки зрения психологии коллектив есть груп­па людей, объединяющих свои усилия для выполне­ния общественно-полезной деятельности. До того, как группа достигнет высокой стадии развития, име­нуемой коллективом, она проходит ряд этапов. Так, различают:

1. диффузную группу, в которой отношения людей не связаны содержанием общей деятельности. Тако­вой группой могут стать жильцы многоквартирно­го дома или пассажиры пригородной электрички;

2. ассоциацию — группу, в которой межличностные отношения связаны с общей деятельностью, но эти отношения не проникают в глубь личности. Таковы клубы любителей по интересам, болель­щики одной спортивной команды, школьники од­ной школы;

3. корпорацию — группу, в которой члены тесно объединены друг с другом, однако деятельность преследует узкокорпоративные цели, имеющие антиобщественную направленность.

Попадая в общество других людей, человек может довольно значительно менять свое поведение. Еще М. Бехтерев установил, что коллектив может дей­ствовать на людей трояко: либо он будет усиливать личность и увеличивать ее возможности, либо она останется безразличной к коллективу, либо коллектив выступит в роли тормоза для проявлений потенций личности. Каков будет результат взаимодействия, за­висит от исходных установок как коллектива, так и личности. Если мысли и чувства индивида идут в на­правлении основных дел коллектива, то попавший в нее индивид будет и острее чувствовать и глубже мыслить; если же установки индивида будут идти враз­рез с коллективом, то последний будет оказывать тор­мозящее действие на индивида.

Одним из наиболее существенных психологических явлений, которое можно наблюдать в группе, — это конформность, под которой понимается свойственная человеку черта, выражающаяся в его податливости давлению со стороны группы в ситуации конфликта, когда между его мнением и мнением группы имеется расхождение.

Классическими исследованиями в этом направлении стали работы американского психолога Аша, который для измерения влияния группы на индивида применил метод подставных лиц. Суть экспе­римента состояла в следующем: группе из шести чело­век давалось задание по сравнению отрезков неравной длины — 18, 20 и 22 см. Среди этих отрезков, распола­гавшихся на экране слева от испытуемого, требовалось найти один, в 20 см, который находился справа. По тайному сговору с экспериментатором члены группы, глядя на экран, давали неверные ответы. Последним должен быть отвечать «наивный» испытуемый, который ничего не знал о сговоре экспериментатора с другими членами группы. По инструкции он должен был дать свое собственное заключение. Но в 35 — 45% случаев испытуемые присоединялись к мнению группы, т. е. проявляли конформность.

По данным А.В. Баранова и А.П. Сопикова, иссле­довавших данную проблему, конформность— устойчивое качество, от которого нельзя освободиться по собственному желанию, даже если знаешь о предсто­ящей проверке. Когда нескольким школьникам, уже прошедшим через эксперимент и знавшим о его це­лях, предложили еще раз провериться, оказалось, что процент их ошибок даже превысил процент ошибок при первом испытании. Но только реакция их в этом случае была негативной. Если члены группы называли отрезок больший, испытуемые называли меньший, и наоборот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.