Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальная продовольственная проблема

Продовольственная проблема существовала на протяжении всей истории человечества. Основные причины этой проблемы определить достаточно сложно, так как факторов, влияющих на обеспеченность продовольствием очень много.

Когда человечество было на самых ранних стадиях развития, основной причиной нехватки продовольствия было то, что его добыча требовала много сил и времени из-за отсутствия продуктивных орудий труда. К тому же, добыча продовольствия почти всегда была сопряжена со смертельной опасностью.

Древний мир и раннее средневековье представляли собой тот период времени, в течение которого бурно развивались орудия труда, углублялись познания в различных науках, особенно в географии – всё это привело к не прекращающемуся развитию экономики. Важным шагом стал переход от натурального обмена к финансовым отношениям. С появлением денег обеспеченность продуктами труда всех отраслей стала значительно равномернее, так как деньги представляют собой универсальную единицу обмена, что сильно расширяет торговые зоны. То есть, если кузнец продаёт плуг в одном конце страны и получает деньги, он может купить какой-то другой товар на другом конце страны (а это было невозможно при натуральном обмене). При этом тот, кто продаёт этот товар, получает не плуг, а деньги. Это приводит к тому, что, во-первых, продавец может купить любой другой товар – таким образом, расширяется выбор – а во-вторых, на эти деньги можно купить больше более мелких товаров, или наоборот, прибавить их к уже имеющейся сумме и сделать более крупное приобретение. Кроме расширения торговых зон появление финансов обеспечило ускоренный оборот товаров.

Во второй половине средневековья активно велось освоение новых земель и развитие морских путей. Это привело к тому, что отдалённые страны стали более обеспеченными и уже не выглядели такими же бедными как раньше на фоне более развитых европейских стран.

Что касается путей решения данной проблемы, то ещё со времени возникновения глобальной продовольственной проблемы ведутся различные дискуссии. Несмотря на некоторые разночтения, в самом общем плане можно говорить о двух главных путях — экстенсивном и интенсивном.

Экстенсивный путь заключается прежде всего в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Вспомним, что обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) в наши дни занимают 1450 млн. га, или всего 11% территории обитаемой суши. Соответствующие показатели для лугов и пастбищ — 3400 млн. га и 26%. Невольно напрашивается мысль о том, что люди использовали еще не все возможные резервы расширения полеводческих и животноводческих культурных ландшафтов.

В принципе это, конечно, так. Однако можно встретить немало оценок, свидетельствующих о том, что сами природные факторы довольно сильно ограничивают возможности такого расширения. Достаточно сослаться на почвенную карту мира, составленную учеными многих стран под эгидой ФАО, на международный исследовательский проект «Агроклиматические зоны», в рамках которого собрана и обобщена огромная информация. Было установлено, что на территориях, занимающих в общей сложности 78% всей площади суши (без Антарктиды), для развития земледелия существуют те или иные природные ограничения (табл. 13). Да и из остальных 22% земель 13 отличаются низкой, 6 — средней и лишь 3% — высокой продуктивностью.

Таблица 13

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные проблемы: сущность и виды | Природные факторы, ограничивающие развитие сельскохозяйственного производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.