Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние факторы развития РФ

Внешняя торговля. Данные по результатам развития внешнеэкономической деятельности РФ представлены в табл. 18.

 

Таблица 18

Внешняя торговля РФ 2000-2007 гг. (млрд.долл.США) [156]

Показатели                
Внешнеторговый оборот 149,9 155,6 168,3 212,0 280,6 368,9 468,4 578,3
Экспорт 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243,6 304,5 355,2
Импорт 44,9 53,8 61,0 76,1 97,4 125,3 163,9 223,1
Сальдо торгового баланса 60,1 48,1 46,3 59,9 85,8 118,3 140,7 132,1
в том числе: со странами вне СНГ
экспорт 90,8 86,6 90,9 114,6 153,0 210,1 261,1 301,5
импорт 31,4 40,7 48,8 61,0 77,5 103,5 138,6 191,2
сальдо торгового баланса 59,3 45,9 42,1 53,6 75,5 106,6 122,5 110,3
в том числе: со странами СНГ
экспорт 14,3 15,3 16,4 21,4 30,2 33,5 43,4 53,7
импорт 13,4 13,0 12,2 15,1 19,9 21,8 25,2 31,9
сальдо торгового баланса 0,8 2,2 4,2 6,3 10,3 11,7 18,2 21,8

 

Анализ статистических данных, касающихся развития внешнеторговой деятельности РФ (см.табл. 5) показывает, что за последние семь лет (с 2000-2007 гг.) внешнеторговый оборот РФ вырос на 428,4 млрд.долл.США (или на 285,8 %) и достиг суммы в 578,3 млрд.долл.США.

По итогам 2007 г. рост стоимостного объема экспорта России составил 117,0% к уровню 2006 г. Стоимостные объемы экспорта нефти в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 18,4%, физические – на 4,8%[157]. Средняя контрактная цена на нефть в отчетном периоде по сравнению с 2006 г. увеличилась на 55,7 долл.США и составила 485,4 долл.США за тонну.

В результате стоимость экспорта возросла до 121,4 млрд. долл.США (нефть), 44,8 млрд.долл.США (газ природный). Доля указанных топливно-энергетических товаров в общем экспорте снизилась до 64,4% с 65,4% в 2006 г. Высокими темпами роста (в 1,25 раза) отличался экспорт продукции цветной металлургии, особенно алюминия, меди и никеля. Это, в свою очередь, определило увеличение общей стоимости поставляемых за рубеж металлов и изделий из них с 18,4 до 23,1 млрд.долл.США. Стоимость поставляемой за рубеж продукции машиностроения возросла на 13,1% и составила 19,7 млрд.долл.США (доля в совокупной стоимости вывоза равнялась 5,6%).

Доля нефтепродуктов в экспорте товаров ТЭК в страны дальнего зарубежья составила 24,0%, физические объемы по сравнению с 2006 г. увеличились на 7,6%, в том числе мазута – на 15,6%. Физические и стоимостные объемы угля каменного возросли на 4,9% и 19,0% соответственно.

В 2007 г. доля экспорта металлов и изделий из них возросла на 0,5 процентных пункта и составила 14,3%. Причем, увеличение произошло за счет роста средней цены за единицу экспортируемых товаров данной группы, так как физический объем экспорта металлов и изделий из них снизился на 7,6%, в то время как стоимостной объем вырос на 19,5%. Средняя контрактная цена при экспорте металлов и изделий из них в 2007 г. составила 956,4 долл. США, что выше на 216,8 долл.США, чем в 2006 г. Средняя цена экспортируемого никеля увеличилась в 1,4 раза по сравнению с 2006 г., алюминия – на 16,2%, меди – на 10,9%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 20,6%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 25,2%, чугуна – на 28,3%.

Ускоренный рост импорта за счет расширения поставок машин, оборудования и транспортных средств (до 101,8 млрд. долл.США) было получено более половины прироста стоимости всего импорта. Удельный вес указанных товаров в его структуре в 2007 г. достиг 51,0%.

Стоимость продовольственных товаров и сырья для их производства выросла с 21,6 до 27,6 млрд.долл.США при уменьшении удельного веса с 15,7 до 13,8%. Рост импорта этих товаров замедлился, что происходило в условиях существенного сокращения их ввоза в физическом выражении из стран СНГ.

За 2007 г. экспорт РФ, по оценке Минэкономразвития составил 355,2 млрд. долл.США, что в 3,4 раза выше чем в 2000 г., в том числе со странами дальнего зарубежья – 301,5 млрд. долл.США (рост на 232 %), со странами СНГ – 53,7 млрд. долл.США (рост на 275,5 %). В 2007 г., по сравнению с 2006 г., доля стран дальнего зарубежья в общем объеме товарного экспорта снизилась с 85,75 до 84,88, стран СНГ увеличилась, соответственно, с 14,25 до 15,12 %.

За 2007 г. импорт РФ, по оценке Минэкономразвития составил 223,1 млрд. долл.США, что в 5 раза выше чем в 2000 г., в том числе со странами дальнего зарубежья – 191,2 млрд. долл.США, со странами СНГ – 31,9 млрд. долл.США. В объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61 % и импорта 39 %.

В 2007 г. в общем объеме экспорта РФ на долю Нидерландов приходилось – 12,1 % (2007 г.), Италии – 7,8 %, Германии – 7,5 %, Китая – 4,5 %, Турция – 5,2 %, Швейцария – 4,0 %, Великобритания 3,1 %. В импорте преобладали поставки из Германии 13,3 % (2007 г.), Китая – 12,2 %, Японии – 6,4 %, США – 4,72 %, Италии – 4,23 %, Франции- 3,89 %.

В 2007 г. в общем объеме экспорта РФ на долю Украины приходилось 4,63, Белоруссии - 4,88, Казахстана - 3,4%. В импорте преобладали поставки из Украины - 6,67% от всего объема российского импорта, Белоруссии – 4,45, Казахстана - 2,3%. В экспорте стран СНГ большой объем приходится на энергоресурсы. В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2007 г. доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 35,2% от всего объема экспорта в эти страны (в 2006 г. – 42,0%), машин и оборудования – 21,7% (20,4%), металлов и изделий из них – 14,3% (12,2%), продукции химической промышленности – 9,9% (9,1%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 8,2% (6,9%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 5,0% (4,3%).

Распределение экспорта и импорта в разрезе группировок представлено в табл. 19.

Таблица 19

Региональное распределение импорта и экспорта (в % к итогу) [158]

 

  Экспорт Импорт
               
ЕС 50,3 55,2 56,6 55,8 43,0 44,2 44,0 43,71
АТЭС 14,8 12,4 17,1 12,03 21,5 25,6 28,6 31,84
СНГ 16,2 13,5 14,0 14,91 23,5 19,2 16,2 14,94
ЕврАзЭс 9,0 7,2 7,7 9,18 13,5 9,3 8,0 7,71

 

Таким образом, доля стран ЕС в экспорте неуклонно увеличивает – 6,3 % за три года и в 2007 г. снижение – 0,8 %, импорт в страны ЕС увеличивается, но темпы ниже чем в экспорте и в 2007 г. их доля снизилась на 0,29 %. В общем объеме экспорта на долю стран АТЭС приходится 12,03 %, СНГ – 14,91 %, а ЕврАзЭс -9,18. В общем объеме импорта на долю стран АТЭС приходится 31,84 %, СНГ – 14,94, а ЕврАзЭс – 7,71 %.

Теперь рассмотрим товарную структуру экспорта РФ (см.табл.20).

Наибольший объем в экспорте РФ занимают минеральные продукты – 64,0 %, что на 1,7 % меньше чем в 2006 г., на втором месте металлы, драгоценные камни и изделия из них – 14,2 %.

Крупнейшими экспортерами являются следующие регионы РФ[159]: Москва (37,4%), Тюменская область (12,3%), Санкт-Петербург (5,3%), Красноярский край (3,9%). Крупнейшими импортерами являются: Москва (42,8%), Санкт-Петербург (10,8%), Московская область (7,7 %), Калининградская область (3,9 %). Сохраняется высокая степень концентрации внешнеторгового оборота на несколько регионах, главным образом, мегаполисах и сырьевых регионах. Так, на Москву, Санкт-Петербург и тюменскую область приходилось 55 % всего объема экспорта РФ. Москва и Санкт-Петербург с областями доминировали в импорте РФ, их доля составляет сегодня более 65 %.

 

Таблица 20

Товарная структура экспорта РФ[160]

         
Экспорт - всего в том числе:        
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,8 1,9 1,8 2,6
минеральные продукты 57,8 64,6 65,7 64,0
продукция химической промышленности, каучук 6,6 6,0 5,6 5,9
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,2 0,1 0,1 0,1
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 3,9 3,4 3,2 3,5
текстиль, текстильные изделия и обувь 0,6 0,4 0,3 0,2
металлы, драгоценные камни и изделия из них 20,2 16,9 16,4 14,2
машины, оборудование и транспортные средства 7,8 5,6 5,8 5,6
прочие 1,1 1,1 1,1 3,9

 

И в заключении рассмотрим внешнюю торговлю РФ услугами в 2003-2006 гг. (см.табл. 21).

Таблица 21

Внешняя торговля РФ услугами в 2003-2006 гг. (млн.долл.США)[161]

Годы Экспорт Импорт Оборот Сальдо
        -12692
        -13894
        -13812

В 2006 г. оборот международной торговли услугами вырос на 18,5%. Отрицательный баланс услуг, составивший 13,9 млрд.долл.США, сложился на уровне, близком к 2005 г. (13,8 млрд. долл.США). В распределении по видам отмечено сокращение дефицита по статье “поездки”, строительным и финансовым услугам. В отличие от предыдущего года, сложился профицит в торговле компьютерными и информационными услугами, что было обусловлено ростом их экспорта в страны СНГ.

Экспорт услуг увеличился на 23,9% — до 30,9 млрд. долл.США. Наиболее значимый вклад в его прирост был получен за счет увеличения стоимости оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг (29,4% прироста экспорта), статьи “поездки” (26,6%) и транспортных услуг (16,9%).

Динамичное наращивание стоимости оказанных нерезидентам консультационных и инженерных услуг, а также услуг по подбору персонала определили увеличение экспорта деловых и профессионально-технических услуг с 4,9 до 6,6 млрд. долл.США.

Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации, увеличился на 27,7%, превысив 7,0 млрд. долл.США. В их составе существенно выросла доля деловых поездок (с 36,5% в 2005 г. до 45,6% в отчетном), особенно из стран СНГ (с 10,7 до 21,9%). Удельный вес личных поездок, напротив, снизился с 63,5 до 54,4%.

Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, равнялся 10,1 млрд. долл.США. По отношению к предыдущему году он увеличился на 10,6%, главным образом за счет роста стоимости грузовых перевозок, а также вспомогательных и дополнительных транспортных услуг.

В числе прочих категорий наибольшими темпами прироста характеризовался экспорт финансовых (на 50,9%), а также компьютерных и информационных услуг (на 49,9%).

Импорт услуг составил 44,7 млрд. долл.США, увеличившись на 15,1% по сравнению с 2005 г. Около трети его прироста получено за счет наращивания деловых, профессиональных и технических услуг, 27,2% — за счет повышения объема транспортных услуг, 13,8% — в результате увеличения импорта услуг по статье “поездки”. Услуги, предоставленные резидентам во время пребывания за рубежом, оцениваются в 18,8 млрд.долл.США. Их доля в совокупной величине импорта оставалась самой высокой — 41,5%, несмотря на то что стоимость увеличивалась более медленными, чем в 2005 г., темпами (на 4,5% в 2006 г. по сравнению с 14,5% годом ранее).

Динамичный рост инженерных услуг (в 1,5 раза), консультационных услуг в области управления (в 1,4 раза), а также услуг в области сельского хозяйства, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности способствовал увеличению стоимости деловых, профессиональных и технических услуг с 39,4 до 45,3 млрд.долл.США. Это, в свою очередь, проявилось в увеличении их доли в общем объеме импорта с 14,8 до 17,8%.

Третье место в структуре импорта занимали транспортные услуги, удельный вес которых по итогам отчетного периода составил 14,8%. Рост их стоимости на 30,9% (до 6,7 млрд.долл.США) был связан с увеличением грузовых и пассажирских перевозок. Импорт остальных услуг в среднем увеличился на 15,3%.

Сравнительный анализ темпов прироста внешней торговли РФ услугами и товарами за 2003-2006 гг. показал, что рост торговли товарами выше чем услугами. В 2006 г. темпы роста внешнеторгового оборота услугами составили 18,5 %, а товарами 27 %.

Удельный вес услуг в совокупном экспорте – 9,2 % (2006г.), импорте – 21,5 % (2006 г.). Доля услуг в экспорте неуклонно сокращается и за 2003-2006 гг. сократилась на 0,9 %, в импорте на 4 %.

Доля и место РФ в международной торговле товарами и услугами в 2006 г. представлена в табл. 22.

Таким образом, роль РФ в международной торговле более значим в разрезе экспорта – 12-е место. РФ в импорте по товарам и услугам занимает 16-е место.

Таблица 22

Доля и место РФ в международной торговле товарами и услугами в 2006 г.[162]

  Торговля товарами Торговля услугами
Доля в экспорте, % 2,5 1,1
Место в экспорте 12-е 25-е
Доля в импорте, % 1,3 1,7
Место в импорте 16-е 16-е

 

Одним из наиболее перспективных направлений развития внешнеэкономических связей РФ является расширение отношений с африканскими странами. Небольшой удельный вес Африки во внешнеторговом обороте РФ порождает определенный скептицизм относительно целесообразности и важности придания большего динамизма экономическим отношениям с этим континентом как фактору, способствующему решению народнохозяйственных задач стран. Выгодность налаживания отношений с африканскими странами объясняется тем фактом, что с 1994-1999 гг. импорт РФ минеральных продуктов возрос на 26%. Потребности РФ в марганце, хроме, ртути почти полностью обеспечиваются импортными поставками, в бокситах - на 60% и т.д. В то же время объемы добычи многих полезных ископаемых в стране за 90-е годы XX века преимущественно по экономическим причинам существенно сократились. В том числе газа, никеля, цинка, железных руд - на 6 - 16%, нефти, угля, платиноидов, урана, калийных солей - на 25 - 30, хромовых руд, свинца, олова, молиб­дена, сурьмы, ниобия, серебра, апатитов - на 40 - 60%, вольфрама, титана, фосфоритов в 4 и более раз.

Потенциальные возможности Африки в удовлетворении потребностей в таких ви­дах сырья, как марганец, хром, ртуть, бокси­ты, фосфориты, титан и некоторых других, исключительно велики. По запасам многих видов сырья континент является богатейшей кладовой мира. Так, запасы платиноидов, пригодные для разработки, оцениваются в 89,4% общемировых, хромитов - 81,1, фосфатов - 76,1, марганца - 60,9, кобальта - 60,1, алмазов - 39,0, золота - 37,3, бокситов - около 30,0, титана - 20,0, меди -10,0, сурьмы - 7,1 %.

Членами ВТО является 151 страна, на эти страны приходится 95% международной торговли. Более 20 стран, как и РФ, имеют статус наблюдателей в ВТО и ве­дут переговоры о присоединении.

Переговоры о присоединении РФ начались в 1993 г. По состоянию на октябрь 2007 г. двусторонние протоколы о согласовании условий присоединения РФ к ВТО подписаны почти со всеми заинте­ресованными странами-членами, за исключением Саудовской Аравией, ОАЭ и Грузией.

Грузия отозвала в июле 2007 г. свою ранее поставленную подпись под протоколом по причине, не относящейся к нормам ВТО. Грузия настаивает на организации совместных таможенных пунктов пропуска с Абхазией и Южной Осетией.

Нередко отмечаются возможные негативные результаты присоединения РФ к ВТО в связи с обязательствами каждого нового члена по облегчению допуска (но не свободного доступа) иностранных поставщиков на внутренний рынок.

Во-первых, фактором, уменьшающим влияние членства ВТО на экономику РФ, является неравномерность вовлечения ее регионов во внешнеэкономические связи (неодинаковая зависимость от импорта).

Высокую долю импорта имеют лишь 10 российских регионов, а в 45 регионах (из 89) эта доля в объеме реализуемых товаров на внутреннем рынке составляет менее 10%. К тому же транспортные издержки импортируемых товаров оцениваются в 25 - 30% от оптовой цены (это в несколько раз выше, чем, например, в странах Западной Европы). В результате этого снижается конкурентоспособность импорта.

Во-вторых, следствием присоединения к ВТО и либерализации внешней торговли является расширение предложения товаров и услуг, и, соответственно усиление конкуренции на внутреннем рынке, снижение цен (ожидается, например, снижение цен на лекарства).

В результате РФ сможет добиться снижения инфляции до 2% в год (как в некоторых развитых странах - членах ВТО).

В-третьих, практика переговоров стран - кандидатов на присоединение к ВТО предусматривает постепенную реализацию согласованных обязательств по либерализации торговли, гармонизации делового законодательства и его при­менению в соответствии с ее возможностями обеспечения стабильного развития национальной экономики.

Российские обязательства по снижению пошлин будут сравнительно невелики и составят на промышленные товары в среднем с 10,2 до 6,9%, а на сельскохозяйственные –с 21,5 до 18- 19%.

В-четвертых, и это является самым важным: все члены ВТО имеют право применения защитных мер, которое в деталях зафиксировано в ее документах.

Преимущества участия РФ в ВТО являются вполне реальными, а некоторые из них могут быть оценены в стоимостных показателях. Но автоматически эти преимущества не распространятся на РФ, а проявятся лишь при условии наступательной стратегии бизнеса при активной поддержке государственных учреждений в сфере внешней торговли. Так, сократится торговая дискриминация, осуществляемая в отношении российского экспорта многими странами и наносящая ущерб отраслям отечественной обрабатывающей промышленности (металлургической, химической и др.).

Согласно официальным данным, против товаров РФ на мировом рынке в конце 2006 г. применялись 106 дискриминационных мер. Ежегодный прямой ущерб от них оце­нивался в 2 млрд. долл., а с учетом косвенных негативных последствий почти в 4 млрд.

Выигрыш РФ от присоединения к ВТО оценивается рядом экспертов в 8 - 10 млрд.долл.США.

Внешний долг и резервы РФ. После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывалась численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986-1990 гг. Доля РФ составила 61,3 %, на втором месте с большим отрывам (16,3 %) шла Украина. Этот показатель был распространен и на внешние активы, включая собственность за рубежом и долг иностранных государств СССР.

Однако вскоре выявилось, что только РФ выполняет в той или иной мере свои долговые обязательства. Но в силу заложенного в соглашение принципа солидарной ответственности к РФ могли быть предъявлены претензии. В связи с этим РФ предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии перехода к ней прав на внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил заинтересованные сто­роны.

История говорит, что большевики отказались признавать дореволюционные долги. Однако РФ признала даже часть царских долгов, о которых напомнили французы, на сумму 400 млн.долл.США. История возникновения долга РФ началась в период когда она приняла финансовые обязательства СССР на себя в 1992-1994 гг. в обмен на отказ бывших республик от доли в зарубежных активах СССР. РФ приняла на себя весь долг бывших союзных республик СССР - около 103 млрд.долл.США. При этом львиная часть задолженности - около 64 %[163] - возникла в последние годы существования СССР, когда страна тщетно искала «золото партии», а правительство пыталось решить все внутренние проблемы путем заимствований на внешнем рынке. По просьбе российского правительства возврат долгов был растянут на 20 лет. И хотя впоследствии решение о принятии современной РФ «советского» долгового бремени не раз критиковалось, на протяжении всех лет страна исправно погашала и обслуживала эти обязательства.

Напомним, что кредиты, которые предоставлялись бывшему СССР и РФ, были как долгосрочные - на 7-12 лет, так и среднесрочные - на 5-7 лет и краткосрочные на срок до одного года. РФ как правопреемница СССР должна не только странам Парижского клуба, но и частным компаниям. В апреле 1989 г. союзные министерства получили право от именно государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам, поскольку до 1990 г. СССР тщательно соблюдал график платежей по обслуживанию долга, то международные банки и другие кредиторы охотно предоставили новые ссуды. Этот долг меняется на российские еврооблигации. Обмен коммерческой задолженности бывшего СССР на общую сумму 1,28 млрд.долл.США произведен в декабре 2002 г.

Один из практиков в области управления внешним долгом А.Вавилов[164], курировавший данную проблему в должности заместителя министра финансов РФ в середине 1990-х гг., предложил деление процесса реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР на четыре этапа:

1. 1992-1993 гг. - предварительные переговоры и трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга;

2. 1993-95 гг. - подписание первых трех краткосрочных соглашений о реструктуризации долга перед Парижским клубом;

3. апрель 1995 г. - конец 1996 г., начавшийся с подписания всестороннего соглашения с Парижским клубом о реструктуризации долга на сумму 38 млрд. долл.. (погашение 45 % в течение 25 лет - до 2020 г. и 55% - в течение 21 года, начала погашения основной суммы - с 2002 года нарастающими платежами) и затем - соответствующее соглашение с Лондонским клубом на сходных условиях: рассрочка на 25 лет, сумма 28,5 млрд. долл. США (из них основной долг - 22,5 млрд. долл. США), погашение основного долга (облигации PRIN с погашением до 2020 г.) и процентов (облигации IAN - до 2015 г.);

4. заключительный, как предполагалось, этап, который начался в конце 1996 г. с рейтингового бума, приведшего к обострению внешнедолговой проблемы страны.

Рассмотрим основные вехи в развитии внешнего долга РФ (см.табл.23).

Таблица 23

Вехи в истории развития внешнего долга РФ

Годы События
   
1992 г. В январе 1992 г., когда еще действовала солидарная ответственность стран СНГ, в результате переговоров российских представителей с членами Парижского клуба достигнуто согласие кредиторов на отсрочку погашения основного долга (3,2 млрд. долл. США), образовавшегося до января 1991 г. и подлежавшего выплате в декабре 1991 г. По графику погашения 16,7 млрд.долл.США, переносы и просрочка 14,1 млрд.долл.США, фактические выплаты – 2,6 млрд.долл.США
1993 г. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию в качестве единственного государства, ответственного по долгам СССР. По графику погашения 21,1 млрд.долл.США, переносы и просрочка 17,2 млрд.долл.США, фактические выплаты – 3,9 млрд.долл.США Реструктуризация долгов бывшего СССР перед Парижским клубом 14,4 млрд.долл.США (2 апреля 1993 г.) консолидационный период 12 месяцев, льготный период 5 лет, срок погашения 9,5 лет. В 1993 г. объектом переговоров стал основной советский долг западным банкам (около 24 млрд. долл. США) плюс просроченные проценты (около 3 млрд. долл. США). Банки потребовали включения в соглашение статьи об отказе РФ от "суверенного иммунитета". Это позволило бы им обратить взыскание на российскую государственную собственность за рубежом в случае невыполнения страной своих обязательств. РФ в 1993 г. начала пользоваться кредитами МВФ, ЕБРР, МБРР. В 1993 г. РФ достигла первого соглашения о реструктуризации долга со странами-членами Парижского клуба.
1994 г. По графику погашения 20,2 млрд.долл.США, переносы и просрочка 15,6 млрд.долл.США, фактические выплаты – 4,6 млрд.долл.США Реструктуризация долгов бывшего СССР перед Парижским клубом 7,1 млрд.долл.США (2 июня 1994 г.) консолидационный период 12 месяцев, льготный период 2,8 года, срок погашения 15,3 лет. В октябре 1994 г. была снята проблема долга бывшего СССР западным банкам. Банки согласились, чтобы с российской стороны ответчиком выступал Внешэкономбанк, а российское правительство подтвердило гарантии платежей. Долг был отсрочен на 10 лет с льготным периодом 5 лет. Таким образом, согласие на отсрочку платежей дали и 12 иностранных коммерческих банков - крупнейших кредиторов бывшего СССР. При этом шла речь о внешнем долге, который возник до января 1991 г. и подлежал оплате между декабрем 1991 г. и мартом 1992 г. СССР должен был выплатить только в декабре 1991 г. 3,4 млрд. долл. США по основному долгу и 134 млн. долл. США по процентам.
1995 г. По графику погашения 19,8 млрд.долл.США, переносы и просрочка 13,1 млрд.долл.США, фактические выплаты – 6,7 млрд.долл.США Реструктуризация долгов бывшего СССР перед Парижским клубом 6,4 млрд.долл.США (3 июня 1995 г.) консолидационный период 12 месяцев, льготный период 2,8 года, срок погашения 15,3 лет.
1996 г. По графику погашения 18,7 млрд.долл.США, переносы и просрочка 11,1 млрд.долл.США, фактические выплаты – 7,7 млрд.долл.США Реструктуризация долгов бывшего СССР перед Парижским клубом 40,2 млрд.долл.США (29 апреля 1996 г.) консолидационный период 39 месяцев, льготный период 4,0 года, срок погашения 23,0 года.
1996 г. На 01.01.1996 г. -120,4 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -103,0 млрд. долл. США. В 1996 г. РФ упорядочила свои отношения с кредиторами путем заключения долгосрочных соглашений. В апреле 1996 г. было достигнуто глобальное соглашение с Парижским клубом на сумму около 40 млрд. долл. США, покрывающее в т.ч. задолженность по процентам, подлежащая оплате в период между январем 1996 г. и апрелем 1999 г. и всю ранее реструктуризированную задолженность. Погашение было оформлено с периодом погашения 45% процентов отсроченной суммы до конца 2020 г. и 55 % - до 2016 г. с началом выплат в 2002 г. Первые выплаты по этому соглашению были произведены в феврале и августе 2002 г. Ноябрь 1996 г. РФ разместил первый транш еврооблигаций.
1997 г. На 01.01.1997 г. -127,4 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -102,3 млрд. долл. США. По графику погашения 13,6 млрд.долл.США, переносы и просрочка 6,1 млрд.долл.США, фактические выплаты – 7,5 млрд.долл.США Октябрь 1997 г. соглашение о многолетней реструктуризации внешнего долга в рамках Лондонского клуба (переговоры длились 5 лет и было получена 21 отсрочка) – 32,3 млрд.долл.США (24 млрд.долл.США - основной долг, долг по невыплаченным процентам – 8,3 млрд.долл.США) они должны выплачиваться в течении 25 лет при 7-летнем льготном периоде. Основной долг оформлен бездокументарными ценными бумагами, по долгу в виде процентов в размере 3 млрд.долл.США- оплачено наличными средствами и 5,3 млрд.долл.США переоформлена в бумажные процентные облигации.
1998 г. На 01.01.1998 г. -136,2 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -103,2 млрд. долл. США. Плановые платежи 19,6 млрд.долл.США, просрочено 5,3 млрд.долл.США, перенесено 2,1 млрд.долл.США, фактически 16,3 млрд.долл.США. Конец 1998 г. в результате девальвации рубля увеличились до 120,5 % ВВП.
1999 г. На 01.01.1999 г. -156,6 млрд. долл. США, в том числе долг СССР 79,9 млрд. долл. США. Плановые платежи 17,7 млрд.долл.США, просрочено 2,1 млрд.долл.США, перенесено 4,6 млрд.долл.США, фактически 9,6 млрд.долл.США. Реструктуризация долгов бывшего СССР перед Парижским клубом в сумме 8,0 млрд.долл.США (1 августа 1999 г.), включающую просроченные платежи по основному долгу по состоянию на конец июня 1999г. и проценты, приходящиеся на период июль 1999 – конец декабря 2000 г. Подлежала реструктуризации сумма, состоящая из ранее реструктуризированной и не попавшей в реструктуризацию задолженности бывшего СССР. 30 % суммы должны быть погашены до 2020 г. и 58% - до 2016 г., около 12 % погашаются до 2005 г., в том числе 600 млн. долл. США было погашено в августе 2002 г. По реструктуризированной задолженности консолидационный период 18 месяцев, льготный период 1,4 года, срок погашения 20,0 лет.
2000 г. На 01.01.2000 г. -132,8 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -96,8 млрд. долл. США. Плановые платежи 15,1 млрд.долл.США, просрочено 1,7 млрд.долл.США, перенесено 3,4 млрд.долл.США, фактически 10,9 млрд.долл.США. Февраль 2000 г. – договоренность с Лондонским клубом кредиторов о частичном списании долга СССР в размере 36,5% (сократился с 32,6 до 21,3 млрд.долл.США) и переоформлении оставшейся части долга в еврооблигациях со сроком погашения в течении 30 лет и процентной ставкой от 2,25 до 7,5 % годовых.
2001 г. На 01.01.2001 г. -116,7 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -65,8 млрд. долл. США. Внешний долг РФ сократился в 2001 г. на 12,5 млрд.долл.США, или на 8,7%, и составил на конец года 130,9 млрд.долл.США. Размер долга бывшего СССР сократился с 67 млрд.долл.США до 57,1 млрд.долл.США.
2002 г. На 01.01.2002 г. -103,0 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -61,0 млрд. долл. США. Начались платежи основной части реструктуризированного долга перед Парижским клубом.
2003 г. На 01.01.2003 г. -97,7 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -55,7 млрд. долл. США. Начаты переговоры о досрочном погашении долга Парижскому клубу.
2004 г. На 01.01.2004 г. -97,9 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -58,1 млрд. долл. США. В 2004 г. был произведен обмен части российских обязательств перед МБЭС на еврооблигации РФ. В результате обмена были переоформлены обязательства РФ на общую сумму 196,8 млн.долл.США. А неурегулированные в рамках обмена 2004 г. обязательства составили 138,3 млн.долл.США.
2005 г. На 01.01.2005 г. -97,3 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -56,1 млрд. долл. США. 31 января 2005 г. РФ полностью погасила долг МВФ – 18,5 млрд.долл.США.
2006 г. На 01.01.2006 г. -71,4 млрд. долл. США, в том числе долг СССР -34,6 млрд. долл. США. В период с 18 по 21 августа 2006 г. Внешэкономбанк по поручению Министерства финансов РФ осуществил плановые платежи в счет погашения и обслуживания долга перед странами - членами Парижского клуба кредиторов на общую сумму эквивалентную 1 млрд. 267 млн.долл. США. Таким образом были погашены долги бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов и выплачена премия странам-кредиторам в размере 1 млрд.долл.США. Экономия от досрочного погашения РФ долга составит, по оценкам Минфина, 7,7 млрд.долл.США. 30 мая 2006 г. РФ и Кувейт подписали межправительственное соглашение об урегулировании долга бывшего СССР. Предусматривается, что часть долга в размере 1 млрд.долл.США будет выплачена деньгами, остальное - товарами на сумму 600 млн.долл.США. При этом Кувейт согласился на списание порядка 400 млн.долл.США.

 

После распада СССР РФ в качестве правопреемницы оказалась должна Польше, Венгрии, Чехии и Словакии – 28 млрд.долл.США. Этот долг оплачивался и урегулировался в основном на безвалютной основе путем взаимозачетов, товарных поставок, оказания услуг.

Досрочное погашение долга Парижскому клубу позволо укрепить авторитет РФ на международной арене и это беспрецедентное событие в истории этого клуба. За 2007 г. новый российский долг снизился на 3,9 млрд.долл.США— до 29,9 млрд.долл.США, в основном за счет погашения номинированных в иностранной валюте долговых ценных бумаг (на 3,0 млрд. долл.США). В части кредитов международных финансовых организаций обязательства уменьшились на 0,4 млрд.долл.США — до 5,0 млрд.долл.США. Структура нового российского долга сложилась следующим образом: на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, приходилось 21,9 млрд.долл.США или 73,3% нового российского долга, на кредиты международных финансовых организаций — 5,0 млрд.долл.США (16,8%), на задолженность по прочим кредитам — 2,2 млрд.долл.США (7,5%), на остальные категории внешних обязательств — 0,7 млрд.долл.США (2,4%).

По сравнению с началом 2007 г. объем обязательств, принятых на себя РФ в качестве правопреемницы бывшего СССР, сократился на 1,2 млрд.долл.США — до 8,2 млрд.долл.США. После осуществления в августе заключительных денежных выплат Парижскому клубу кредиторов величина задолженности перед входящими в него странами составляла менее 0,1 млрд.долл.США (или 0,4% долга бывшего СССР). На долг перед бывшими социалистическими странами приходилось 1,6 млрд.долл.США (19,2%), на обязательства перед нерезидентами в форме ОВГВЗ — 2,0 млрд.долл.США (24,0%), на прочие категории, включая задолженность перед официальными кредиторами — 4,6 млрд.долл.США (56,4%).

12 февраля 2008 г. Минфин РФ объявил о завершении урегулирования остатка задолженности РФ по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) - такая информация была опубликована на сайте ведомства. К концу года планируется рассчитаться по советским долгам окончательно, обменяв оставшиеся 600 млн.долл.США на еврооблигации, сообщил источник в Минфине. Добавим при этом, что требований на погашение этих средств пока еще никто России не предъявлял. Так что в этом году может быть поставлена последняя точка в доставшихся нам по наследству долгах СССР ценой более чем в 140 млрд.долл.США.

И хотя РФ рассчиталась по основной части внешнего долга два года назад, но небольшой довесок, переоформленный в свое время в еврооблигации на сумму около 800 млн.долл.США, продолжал висеть на российском бюджете.

Необходимо помнить, что не только РФ имеет долги, но она выступает кредитором и иностранные государства должны самой РФ гораздо больше – 68,9 млрд.долл.США. Однако вряд ли все эти деньги удастся вернуть. Отметим, что списание долгов не ограничивается Африкой и Азией, наши ближайшие соседи задолжали РФ более 3 млрд.долл.США. Среди должников в основном азиатские страны.

Например, долг Ирака – 9,4 млрд.долл.США, Кореи - 4,4 млрд.долл.США. Другими крупными должниками являются Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а так же Алжир и Албания. Часть долгов нашим ближайшим соседям придется простить. В первую очередь речь пойдет о Грузии, которая должна РФ чуть больше 150 млн.долл.США и которая может быть признана Западом беднейшей страной (это страна со средним душевым доходом менее одного доллара в день). Задолжала РФ и Молдова - примерно 122 млн.долл.США. Украина, настаивающая ныне на возобновлении переговорного процесса в отношении активов бывшего СССР, успела задолжать новой России больше всех стран СНГ - почти 1,5 млрд.долл.США. Предпринимаются попытки списать его с помощью США. Правда, неясно по какой статье. Ведь Украину в отличие от Грузии в разряд беднейших отнести нельзя, все-таки это страна с рыночной экономикой. Общая задолженность стран СНГ перед РФ составляет 3,29 млрд.долл.США.

Страны, которым правительство РФ имеет право списать долги в 2007 г.: Республика Бенин, Республика Бурунди, Кооперативная Республика Гайана, Гвинейская Республика, Республика Гвинея-Бисау, Республика Замбия, Демократическая Республика Конго, Республика Мадагаскар, Республика Мозамбик, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Объединенная Республика Танзания, Республика Чад, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.

По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, в 2005 г. она списала 2,2 млрд.долл.США долгов. А осенью 2005 г. министры финансов стран "большой восьмерки", в которую входит и РФ, на встрече в Лондоне договорились о списании долгов 18 беднейшим странам мира на общую сумму в 40 млрд.долл.США. Но тогда речь шла об африканских странах: Бенине, Боливии, Буркина-Фасо, Гайане, Гане, Гондурасе, Мавритании, Мадагаскаре, Мали, Мозамбике, Нигере, Никарагуа, Руанде, Сенегале, Танзании, Уганде, Замбии и Эфиопии.

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в статье 97 установили на 01.01.2008 г.:

1) верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств - участников СНГ) перед РФ в сумме 71,0 млрд. долл.США;

2) верхний предел государственного внешнего долга государств - участников СНГ перед РФ в сумме 3,0 млрд. долл.США.

Заметим, что раньше ВБ планировал в этом году финансово поддержать беднейшие страны на 450 млн.долл.США. Но в итоге сумма помощи была удвоена. Вся она будет передана в распоряжение Международной ассоциации развития (МАР). Получать помощь из бюджета МАР может 91 государство, и половина из них находится на Черном континенте. В реализации этих программ активное участие принимает и РФ, которая из клиентов ВБ превратилась в одного из самых мощных доноров. Так, в июле этого года российское правительство уже распорядилось направить на пополнение капитала МАР в 2007 - 2015 гг. 21,9 млн. СДР (специальных прав заимствования), что эквивалентно 33 млн.долл.США.

Общая картина урегулирования проблемы внешних долгов иностранных государств перед РФ представлен в табл.24.

Таблица 24

Решение вопросов урегулирования долгов иностранных государств перед РФ

Годы События
   
1993 г. Конец 1993 г. объем требований РФ к зарубежным странам достиг 173 млрд.долл.США
1997-2006 гг. РФ "простила" африканским государствам около 40 млрд.долл.США. РФ простила долги Эфиопии на сумму 1,1 млрд.долл.США в 2005 г. Еще более 100 млн.долл.США долга было решено списать в начале 2006 г. Афганистану. На саммите «большой восьмерки» было принято решение о списании долгов беднейшим странам и на долю РФ приходится 11,3 млрд.долл.США
2007 г. Приняли решение простить долг в размере 750 млн.долл. США и о выделении 250 млн.долл. США на приоритетные программы развития, борьбу с инфекционными заболеваниями. Достигнута договоренность о реинвестировании долга Индии – 1 млрд.долл.США. Речь идет о том, чтобы эти средства были использованы на инвестиции в совместные российско-индийские проекты и развитие торговли
2008 г. Россия списала Ираку 90 % долга – это 12 млрд.долл.США. 1 млрд.долл.США Ирак должен будет выплачивать РФ до 2027 г. В обмен на списание 12 млрд.долл.США РФ надеется на участие в разработке нефтяных месторождений. Правительство одобрило соглашение о ратификации соглашения между РФ и Сирией об урегулировании долга по кредитам. Ежегодные поступления от сирийской стороны в свободно конвертируемой валюте в федеральный бюджет эквивалентны 150 млн.долл.США долг будет погашаться товарами.

 

Международные резервы РФ на 01.12.2007 г. составили 463528 млн.долл.США (за 11 месяцев рост составил 159796 млн.долл.США, темп роста 52,61 %). Сумма международных резервов состоит из:

§ Резервные активы в иностранной валюте – 354562 млн.долл.США (темпы прироста 65,11 %);

§ СДР – 1 млн.долл.США (снижение на 6 млн.долл.США);

§ Резервная позиция в МВФ – 376 млн.долл.США (темпы прироста 32,86 %);

§ Золото – 11366 млн.долл.США (темпы прироста 39,22 %);

§ Другие резервные активы – 97224 млн.долл.США (темпы прироста 20,73 %).

По принятым в международной практике критериям накопленный объем золотовалютных резервов считается достаточным для обеспечения устойчивости платежного баланса в среднесрочной перспективе.

Иностранные инвестиции в РФ. Еще до сформирования развитой денежно-кредитной системы РФ широко включилась в международное движение капитала. Она стала крупнейшим субъектом в вывозе капитал. Объем иностранных инвестиций в РФ и ее международная инвестиционная позиция представлена в табл. 25.

Таблица 25

Объем иностранных инвестиция в экономику РФ[165]

           
Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу
Иностранные инвестиции - всего                    
в том числе:                    
прямые инвестиции   22,8   23,3   24,4   24,8   23,0
из них:                    
взносы в капитал   7,5   18,0   19,3   15,9   12,2
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций   7,1   4,2   4,0   7,1   9,7
прочие прямые инвестиции   8,2   1,1   1,1   1,8   1,00
портфельные инвестиции   1,4   0,8   0,8   5,8   3,5
прочие инвестиции   75,8   75,9   74,8   69,4   73,5
из них:                    
торговые кредиты   10,0   9,5   11,2   16,8   11,6
прочие кредиты   64,7   65,2   62,9   51,6   61,0
прочее   1,1   1,2   0,7   1,0   0,9

 

В 2007г. в экономику РФ поступило 120,9 млрд.долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г. Структура иностранных инвестиций выглядит следующим образом:

§ Прямые инвестиции – 23 %;

§ портфельные инвестиции – 3,50 %;

§ прочие кредиты – 73,5 %.

Доля прямых иностранных инвестиций в ВВП у РФ составила в 2006г. 3,38%, что весьма неплохо, учитывая, что средняя величина этого показателя у Китая за последние 16 лет составила 3,37%.

В РФ иностранные инвестиции подлежат ограничению в таких "стратегических секторах", как оборонная и добывающая промышленность, причем в последней допускается только миноритарная доля участия.

Наибольший удельный веем накопленных иностранных инвестиций сосредоточен в обрабатывающей промышленности.

Основные страны-инвесторы в 2007г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых - 84,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Несмотря на то, что Кипр и Нидерланды (40,2 %) по-прежнему лидирует, в отличие от прошлых лет это не может однозначно свидетельствовать, что основной приток денег обеспечен возвращающимися российскими деньгами.

Таким образом, абсолютное первенство в 2007 г. сохраняли традиционные для РФ иностранные инвестиции в добычу полезных ископаемых – 18,7 % (41281 млн.долл.США).

В этой отрасли произошла одна из крупнейших прошлогодних сделок китайская Sinopec приобрела ОАО «Удмуртнефть».

Что же касается обрабатывающих производств (30,2 % - 66588 млн.долл.США), то и здесь по привлечению иностранных инвестиций лидируют подотрасли, ориентированные на вывоз полупродуктов - пищевая промышленность, металлургия и химия. Заметен был в прошлом году приток прямых иностранных инвестиций в финансовую деятельность и недвижимость.

Так, в банковском секторе крупнейшей сделкой стало приобретение Societe General акций Росбанка.

Еще одним внешним фактором, приведшим к притоку иностранных инвестиций, стал мировой бум на сырьевых рынках. Как показывает статистика ЮНКТАД, иностранные инвестиции в прошлом году направлялись в активы развивающихся стран с сильной сырьевой базой. В текущем году, как полагают эксперты, большая часть инвестиций будет направлена в активы развитых стран.

Платежный баланс РФ. В 2006 г. платежный баланс страны формировался в условиях благоприятных внешних и внутренних факторов. Возрос профицит счета текущих операций, имел место масштабный приток иностранного капитала в частный сектор. Это позволило произвести не только плановые и крупные досрочные платежи по государственному внешнему долгу, но и дополнительно аккумулировать в составе золотовалютных резервов 107,5 млрд.долл.США. (см.табл.26).

Таблица 26

Состояние платежного баланса РФ за 2004-2006 гг. (млрд.долл.США.)

       
Счет текущих операций      
Товары и услуги      
Экспорт      
Импорт -131114 -164870 -209960
Товары      
Экспорт      
Импорт -97382 -125434 -164692
Услуги -13377 -14836 -14928
Экспорт      
Импорт -33732 -39436 -45268
Доходы от инвестиций и оплата труда -12769 -18848 -28522
К получению      
К выплате -24767 -36225 -54948
Оплата труда -258 -1207 -4391
Полученная      
Выплаченная -1464 -2921 -6038
Доходы от инвестиций -12511 -17641 -24130
К получению      
К выплате -23303 -33304 -48910
Текущие трансферты -677 -839 -1317
Полученные      
Выплаченные -4317 -5528 -7937
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -52565 -75064 -95598
Счет операций с капиталом -1624 -12764  
Капитальные трансферты -1624 -12764  
Полученные      
Выплаченные -2486 -13442 -832
Финансовый счет -50942 -62300 -95784
Прямые инвестиции      
За границу -13782 -12763 -17979
В Россию      
Портфельные инвестиции   -11494  
Активы -3820 -10666  
Обязательства   -828  
Финансовые производные -100 -233 -144
Активы      
Обязательства -857 -1091 -1151
Прочие инвестиции -7856   -16364
Активы -25536 -31473 -46761
Наличная иностранная валюта      
Остатки на текущих счетах и депозиты -1140 -4576 -12708
Торговые кредиты и авансы предоставленные -546 -7645 -616
Ссуды и займы предоставленные   -5042 -27450
Просроченная задолженность -832    
Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений -110    
Своевременно не полученная экспортная выручка и не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -25903 -27953 -19155
Прочие активы     -938
Обязательства      
Наличная национальная валюта      
Остатки на текущих счетах и депозиты -1377    
Ссуды и займы привлеченные      
Просроченная задолженность -2837   -3507
Прочие обязательства -109    
Резервные активы -45235 -61461 -107466
Чистые ошибки и пропуски -6438 -8778  
Общее сальдо      

 

Рост положительного сальдо счета текущих операций до 94,5 млрд.долл.США (на 12,7%) был связан с рекордным профицитом торгового баланса — 139,2 млрд.долл.США (в 2005 г. он равнялся 118,4 млрд.долл.США).

Баланс оплаты труда сложился с отрицательным сальдо в 4,4 млрд.долл.США, превысившим в 3,6 раза его дефицит в 2005 г. Поступления доходов резидентов от трудовой деятельности за рубежом оцениваются в 1,6 млрд.долл.США, что близко к уровню 2005 г. Объем доходов, выплаченных в пользу нерезидентов, вырос в 2,1 раза и составил 6,0 млрд.долл.США. Решающим фактором, определившим динамику выплат, стало существенное увеличение численности мигрантов, въехавших в РФ с целью временного трудоустройства. Как и в 2005 г., доходы резидентов практически полностью были получены в странах дальнего зарубежья, в то время как около трех четвертей объема соответствующих выплат приходилось на граждан стран СНГ.

Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился с 17,6 млрд.долл.США в 2005 г. до 24,1 млрд.долл.США в 2006 г. Сумма доходов, начисленных к получению, составила 24,8 млрд.долл.США, к выплате — 48,9 млрд.долл.США.

Сальдо баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования было положительным и существенно увеличилось по сравнению с 2005 г. — с 0,5 до 7,8 млрд.долл.США. Его рост был обусловлен значительным сокращением внешнего государственного долга и увеличением объема резервных активов. По частному сектору расходы по обслуживанию интенсивно наращиваемых внешних обязательств превысили доходы от иностранных активов на 32,0 млрд.долл.США (в 2005 г.— на 18,1 млрд.долл.США).

Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов равнялось 1,3 млрд.долл.США, что в 1,6 раза больше его дефицита в 2005 г. Поступления оцениваются в 6,6 млрд.долл.США, выплаты — в 7,9 млрд.долл.США. Объем трансфертов, полученных органами государственного управления, превысил выплаты по данной категории на 2,0 млрд.долл.США. По операциям прочих секторов дефицит баланса составил 3,3 млрд.долл.США.

Положительное сальдо баланса капитальных трансфертов составило 0,2 млрд.долл.США (в 2005 г. в связи с имевшими место операциями по прощению внешнего долга оно было отрицательным в размере 12,8 млрд.долл.США).

По операциям органов государственного управления был зафиксирован профицит в размере 0,3 млрд.долл.США, баланс капитальных трансфертов прочих секторов сложился с отрицательным сальдо в 0,1 млрд.долл.США.

Положительное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) составило по итогам 2006 г. 11,7 млрд.долл.США (в 2005 г. его дефицит равнялся 0,8 млрд.долл.США). Международная инвестиционная позиция органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования улучшилась. В частном секторе результатом операций с финансовыми инструментами стал чистый рост иностранных пассивов.

Иностранные обязательства резидентов увеличились на 70,3 млрд.долл.США (в 2005 г. — на 53,2 млрд.долл.США).

Внешние пассивы органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования уменьшились на 35,2 млрд.долл.США. Сокращение обязательств органов государственного управления в значительной мере определялось досрочным погашением задолженности перед Парижским клубом кредиторов в объеме 22,6 млрд.долл.США. В целом сумма выплат по государственному внешнему долгу, включая проценты, превысила 32,8 млрд.долл.США. Несмотря на ее увеличение почти в три раза относительно первоначального графика, показатели долговой нагрузки на экономику снизились. Коэффициент обслуживания государственного внешнего долга (отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг) уменьшился с 11,6% в 2005 г. до 9,8% в 2006 г., а относительно доходов консолидированного бюджета суммарный объем выплат сократился до 8,4% (с 10,3% в 2005 г.).

Приток иностранного капитала в частный сектор вырос по сравнению с 2005 г. в 1,5 раза — с 71,5 до 105,5 млрд.долл.США.

Иностранные обязательства банков увеличились на 51,3 млрд.долл.США. Привлеченные ими финансовые ресурсы были представлены в основном долгосрочными долговыми инструментами. По сравнению с 2005 г. прирост обязательств по текущим счетам и депозитам увеличился в 5,2 раза (до 14,8 млрд.долл.США), по ссудам и займам — в 2,2 раза (до 32,8 млрд.долл.США).

К 1 января 2007 г. объем иностранных обязательств банков вырос более чем в 2 раза по сравнению с началом года — с 60 до 122,9 млрд.долл.США. Доля краткосрочных финансовых инструментов составила 32,3% (на 1.01.2006 г. — 34%). Доля пассивов, номинированных в иностранной валюте (не включая участие в капитале и финансовые производные), снизилась с 93 до 83%, в том числе в долл. США — с 85 до 73%. Удельный вес обязательств в евро вырос с 7 до 9%, в российских рублях — с 7 до 17%.

Поступление иностранного капитала в прочие секторы оценивалось по итогам 2006 г. в 54,2 млрд.долл.США (в 2005 г. — в 52,3 млрд.долл.США). Прямые иностранные инвестиции увеличились на 26,2 млрд.долл.США, что составило почти половину всего прироста внешних обязательств прочих секторов. В структуре поступлений существенно возросла роль портфельных инвестиций нерезидентов — их объем достиг 11,5 млрд.долл.США. Привлечение финансовых ресурсов в кредитной форме сократилось — с 40,9 до 16,8 млрд.долл.США.

Иностранные активы резидентов (без учета официальных валютных резервов) возросли на 58,7 млрд.долл.США.

Внешние требования органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования уменьшились на 6,2 млрд.долл.США, частный сектор прирастил свои иностранные активы на 64,9 млрд.долл.США.

Иностранные активы российских банков возросли на 23,9 млрд.долл.США (в 2005 г. — на 13,4 млрд.долл.США). Прирост по текущим счетам и депозитам составил 12,9 млрд.долл.США, по ссудам и займам — 10,1 млрд.долл.США.

На 1.01.2007 г. объем требований банков к нерезидентам оценивался в 65,2 млрд.долл.США (на начало 2006 г. — в 39,2 млрд.долл.США). На долю краткосрочных финансовых инструментов приходилось 70% (68,6%). Доля внешних активов в долл.США снизилась с 76 до 69%. В евро было номинировано 16% иностранных активов (14%), в российских рублях — 11% (4%).

Итогом операций российских банков с иностранными активами и обязательствами стал почти трехкратный рост отрицательной величины их чистой международной инвестиционной позиции: на конец 2006 г. внешние обязательства коммерческих банков превышали требования к нерезидентам на 57,7 млрд.долл.США (в начале 2006 г. — на 20,8 млрд.долл.США). Опережающий рост иностранных инвестиций в частный сектор обусловил максимальное за время наблюдений с 1992 г. положительное сальдо трансграничных потоков частного капитала.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

взгляд в будущее

 

Двигателем мировой экономики в ближайшие 25 лет станут развивающиеся страны, уверен Всемирный банк (ВБ). Благодаря им к 2030 году мировой ВВП удвоится, подсчитывает ВБ. При этом и мировой, и российской экономике ВБ пророчит замедление в ближайшие три года, а эксперты считают его прогноз консервативным.

К 2030 году мировой ВВП «вырастет с 35 трлн дол. в 2005 году до 72 трлн дол.. Развивающиеся страны обеспечат 38% этого роста. Доля развивающихся и бедных стран в мировом ВВП увеличится с 22% до 31%, сообщает доклад ВБ о перспективах мировой экономики. Вклад развивающихся стран в мировой рост станет весом как никогда, отмечает соавтор доклада, экономический консультант Ричард Ньюфармер»[166].

Разница в уровне развития отдельных стран будет снижаться — страны Азии и Восточной Европы приблизятся к уровню развитых стран, говорится в докладе. Подушевой ВВП в Китае, Мексике и Турции будет сопоставим с сегодняшним испанским (около 15 тыс. дол.).

В мире станет меньше бедных. Хотя население планеты увеличится с 6,5 млрд до 8 млрд (97% прироста придется на развивающиеся страны), количество людей, живущих менее чем на доллар в день, сократится с 1,1 млрд вдвое, подчеркивает Франсуа Бургиньон, главный экономист ВБ. А число жителей развивающихся стран, получающих в год 4-17 тыс. дол., вырастет с 400 млн втрое, до 15% мирового населения. Увеличение среднего класса поможет быстрому росту промышленности и торговли.
Объем мировой торговли к 2030 году вырастет более чем втрое, до 27 трлн дол., а доля торговли в мировом ВВП — с четверти до трети. Половину этого прироста обеспечат развивающиеся страны. 25 лет назад на них приходилось лишь 14% импорта обрабатывающего сектора, сейчас 40%, а к 2030 году — более 65%.

Прогноз на 2007-2008 гг. не столь оптимистичен. Хотя развивающиеся страны лидируют и здесь: они в среднем будут расти на 6% в год, а развитые — на 2,6%. Китай в 2007 г. прибавит 9,6%, а в 2008 г. — 8,7%.
Инвестбанк Goldman Sachs давно говорит об ускоренном росте BRICs — Бразилии, России, Индии и Китая. В 2035 году они обгонят шестерку самых развитых стран мира (США, Германия, Япония, Франция, Британия, Италия), полагает GS.

России ВБ сулит замедление темпов роста. В 2006 году ВВП вырастет на 6,8%, а в следующие два года — на 6,5% и 5,5% соответственно. Долгосрочный прогноз ВБ довольно консервативен, считает Александр Морозов, главный экономист по России и СНГ HSBC. Удвоение мирового ВВП за 25 лет подразумевает средний рост экономики на 3% в год и ее замедление через 10-15 лет, говорит он. Если за этот период мир не потрясут глобальные кризисы, то прогноз ВБ будет превышен, считает он. А вот тенденцию к опережающему росту развивающихся стран ВБ уловил правильно, считает он.

Поддерживает оптимизм ВБ по поводу развивающихся стран и Джон Вильямсон, экономист Institute for International Economics. Но в ближайшие два года темпы роста Китая и России не замедлятся, думает он. Нефтяные цены будут высокими, а значит, России быстрый рост обеспечен, считает он. В 2007 году темпы роста российского ВВП достигнут 7,5%, говорит экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик, указывая на быстрое наращивание инвестиций.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Год планеты: ежегодник. Вып. 2006 г.: экономика, политика, безопасность. Гл. ред. В.Г.Барановский. М.: Наука, 2007.

Китай – Япония: конкуренция за лидерство Отв. ред. В.Б. Амиров, чл.-корр. РАН В.В. Михеев. М.: ИМЭМО РАН, 2007.

Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М.: КомКнига (URSS), 2007.

Кудров В.М. Мировая экономика. М.: БЕК, 2004.

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

Могилевкин И.М. Глобальные инфраструктуры в мировой экономике: долгосрочные тенденции, интересы России. М.: ИМЭМО РАН, 2007.

Международные экономические отношения /Под ред. Б.М.Смитиенко. М.: ИНФРА-М, 2005.

Международные экономические отношения /Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: Юнити-Дана, 2008.

Мировая экономика: прогноз до 2020 года. /Под ред. академика А. А. Дынкина М.: Магистр, 2007.

Мировая экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. М., 2005.

Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.

Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран: Учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Гардарика, 2003.

 


Приложение1 ВВП ведущих стран мира по отраслям производства, млрд. долл. В ценах и по ППС 2005г.

годы ВВП Сельс-кое хозяйство Промышленность (1+2) Добываю-щая промышленность (1) Обрабатывающая промышленность (2) Услуги
Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Всего Пищевая Легкая Машино-строение Химичес-кая Осталь-ные отрасли
Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. % Млрд долл. %
США
                                             
                                             
Япония
                                             
                                             
Германия
                                             
                                             
Франция
                                             
                                             
Италия
                                             
                                             
Великобритания
                                             
                                             
                                               

 

Китай
                                             
                                             
Индия
                                             
                                             
Бразилия
                                             
                                             
Ю.Корея
                                             
                                             
Мексика
                                             
                                             
Россия
                                             
                                             
                                               
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности экономического развития России | Источник:Мировая экономика: прогноз до 2020г. под ред. акад. А.А. Дынкина /ИМЭМО РАН М.: Магистр,2007. С.429
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.196 сек.