Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Педагогика как наука




 

 

Цель: освоение основных педагогических понятий, их содержания, особенностей.

Практическое занятие 1. Педагогика как наука.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Выявление сущности педагогики как науки и педагогической деятельности как искусства на основе педагогических исследований К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко.

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999.

2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

При изучении вопроса «Педагогика как наука» Вы станете участником давнего спора о том, что же такое педагогика: наука? искусство? технология?

С этой целью Вы самостоятельно изучите:

1. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Предисловие (1868 г.).

2. Макаренко А.С. Книга для родителей (отрывки) (1937 г.).

3. Блонский П.П. Курс педагогики. (1916 г.).

Существуют следующие точки зрения по поводу:

1. Педагогика как наука?

2. Педагогика как искусство?

3. Педагогика как наука и искусство?

 

 

Педагогика — это искусство — утверждают одни Педагогика — это наука — настаивают другие Педагогика — это и наука, и искусство, и технология — считают третьи
«...Ниполитика, ни медицина, нипедагогика не могут быть названы науками.., а только искусствами... ...Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства — не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности...» (Ушинский К.Д.)   «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки, может существовать педагогика». (Блонский П.П.) Педагогика — прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности». (Гессен СИ.)   «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство». (Ободовский А.Г.) «Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала». (Беспалько В.П.)

Можно ли считать педагогику и наукой, и искусством?

 

Иногда даже в научной литературе педагогику неправомерно рассматривают как науку и как искусство. Здесь допускается смешение двух аспектов воспитания как педагогического явления – теоретического и практического, которые отнюдь не тождественны.

Теоретический аспект воспитания выступает как предмет научно-педагогического исследования и, естественно, оставляет область особой науки. Но, будучи совокупностью теоретических идей по вопросам воспитания, педагогика не может быть искусством. Искусством может быть только практическая воспитательная деятельность, если на достигает высокой степени совершенства. Разумеется, между этими аспектами воспитания существует органическая взаимосвязь. Чтобы хорошо воспитывать, нужно обстоятельно знать педагогическую теорию. С другой стороны, творческий подход к воспитанию способствует развитию и обогащению теоретических основ воспитания.

Весьма убедительно раскрывал отличие педагогики как науки и воспитательной деятельности как искусства преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г.Ободовский (1795-1852). В изданном им в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог».

Педагогика – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности» (Советский энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 979).

Педагогика – «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение» (Педагогическая энциклопедия. Т. 3. – М., 1966. – С. 281.

Педагогика – это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике / [сост. Е.С. Рапацевич]. – Мн., 2001).

«Наука о воспитании…» -- так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

 

Практическое занятие 2. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики на основе личного педагогического опыта и приобретенных знаний.

 

Литература:

1. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

 

 

Общие для науки и практики цель и идеал: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности

Разностороннее развитие подразумевает:

- телесное здоровье;

- социальное развитие;

- психические способности;

- духовное развитие.

Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.

Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.

Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ОБЪЕКТ ОБЪЕКТ
Воспитание как сознатель­но и целенаправленно осу­ществляемый процесс Деятельность и отношения личности
ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ
Определяющие развитие личности свойства, проти­воречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществ­ления процесса воспитания Условия, формы, способы, средства организации и осу­ществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и ду­ховными отношениями; стандарты и программы об­разования
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретический анализ сущно­сти, закономерностей, тен­денций процесса воспита­ния; прогнозирование перс­пектив его развития, опреде­ление принципов и содержа­ния; разработка теории иметодики воспитания, педа­гогических технологий и вне­дрение их в практику Проектирование, организация, контроль, оценка и корректи­ровка деятельности и обще­ния; формирование знаний, отношений и опыта.

 

Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики, который иногда неправомерно понимается как некоторая линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности. Правильная интерпретация и развитие этого принципа позволяют понять, что существуют определенные циклические связи между практикой и наукой. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые решения, требующие фундаментальных исследований.

Педагогический опыт – совокупность полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения.

Это планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому-либо вопросу педагогической практики.

Было бы ошибочно сводить педагогический опыт только лишь к практике обучения и воспитания. Это своего рода синтез, взаимообусловленность теории и практики в их единстве и одновременно противоречивости.

В этом смысле А.С. Макаренко рассуждал: «Я считаю, что воспитательное средство может быть выведено только из опыта».

И одновременно, чтобы хорошо воспитывать, нужно хорошо знать педагогическую теорию, т.е. науку.

С другой стороны творческий практический подход к воспитанию способствует развитию и обогащению теоретических основ воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.