Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскрыть сущность и задачи валеологического воспитания. Определить пути реализации задач валеологического воспитания школьников

Жизнерадостность, ощущение счастья, высокая продуктивность всех видов деятельности школьника неразрывно связаны с хорошим самочувствием и наилучшим функционированием всех систем организма. Воспитывать такого ребенка легко и приятно.

Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все дела. Он оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Обратимся к П. Бреггу: «Создав сильное, крепкое тело, вы сможете противостоять всем жизненным трудностям. Здоровье, сила, выносливость, запас жизненных сил и энергии — вот ваше оружие против стрессов и жизненных невзгод. Давайте смотреть фактам в лицо. Ведь мы живем сегодня в жестоком, преступном, грубом, бесчувственном мире. И горе слабым!

Самосохранение — первый закон жизни. Вы, живущие на Земле... Вы должны быть бодрыми и здоровыми, чтобы вести битву за нормальную, приносящую радость жизнь» (Брегг, П. Сердце / П. Брегг. М., 1991).

Н. И. Новиков отмечал: «Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни».

Платон в трактате о государственности писал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Здоровый образ жизни стал в наше время не только проблемой, но и модной тенденцией. Чтобы определить понятие «здоровый образ жизни», надо раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой. Понятие «образ жизни» включает физическую, психо-интеллектуальную и трудовую деятельность человека; двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни».

Современные ученые считают, что слагаемыми здорового образа жизни являются:

1) оптимальный двигательный режим;

2) тренировка иммунитета и закаливание;

3) оптимальное питание;

4) психо-физиологическаярегуляция;

5) психо-сексуальная и половая культура;

6) рациональный режим жизни;

7) отсутствие вредных привычек;

8) высокая медицинская активность.

Связь здорового образа жизни и воспитания просматривается на протяжении веков.

Наука о включении человека в формирование своего здоровья называется «валеология», а направление воспитания, связанное с формированием у учащихся культуры здорового образа жизни, называется «валеологическое воспитание».

В педагогической литературе выделяют причины внедрения валеологического воспитания в учебно-воспитательный процесс:

- ухудшение среды обитания человечества;

- увеличение нервно-психических расстройств, ОРВИ;

- непомерные нагрузки на позвоночник;

- малоподвижный образ жизни;

- учащение заболеваний у детей сердечно-сосудистой системы, зрения, щитовидной железы и др.;

- социальная неустроенность;

- переутомление школьников;

- неквалифицированное отношение педагогов и родителей к жизнедеятельности учащихся и др.

Формирование культура здорового образа жизни в школе включает в себя:

- усвоение учащимися сущности таких понятий, как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей;

- формирование умения отличать физическое и нравственное; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- формирование способности видеть взаимосвязь и взаимозависимость в таких триадах: жизнь – здоровье – окружающая среда; жизнь – здоровье – безопасность;

- осознание значимости физического и умственного труда, физкультуры и спорта, туризма, общения с природой.

В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положены три основные идеи:

- Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни— триединство: гармония тела, торжество духа, ясность ума В воспитательном процессе это можно считать целью: самовоспитание педагога и организация воспитательного процесса с учащимися, инструментовка самовоспитания школьников.

- Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жизни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума, сам жить и творить свою педагогическую деятельность по законам истины, добра и красоты. Примемся делать это с твердой уверенностью, оптимизмом, ощущением наслаждения и счастья, ибо именно это делает такую позицию педагога увлекательной, притягательной, а значит, способно увлечь воспитанников, включить их в процесс саморазвития и самовоспитания.

- Идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю систему воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которыми он общается. Это возводит воспитательный процесс (специально организованный, формальный) до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна инструментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, а также его воспитанников.

Начинается формирование здорового образа жизни в школе с соблюдения режима учебы, труда и отдыха. В школе и дома необходимо создавать нормальные условия для занятий, менять места расположения учащихся, приучать к выполнению режима дня. К гигиеническим условиям относят ношение удобной одежды и обуви, чистоту воздуха, питьевой воды, освещенность жилища, рациональное и полноценное питание. Больших усилий требует работа по профилактике у детей вредных привычек. Устранение негативных явлений и создание нормальных условий непосредственно в учебном процессе послужит оздоровительным фактором телесного и нравственно-психологического состояния учащихся. Основными путями оздоровления учебного процесса могут быть:

- создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей;

- организация компенсирующего обучения в виде дополнительных занятий, консультаций и другой помощи нуждающимся учащимся;

- совершенствование классно-урочной системы, предусматривающей групповые формы учебных занятий, создавая при этом временные ученические коллективы;

- практика модульного (блочного) изучения учебных предметов, позволяющая индивидуализировать продвижение учащихся в усвоении программного материала;

- активизация познавательной деятельности учащихся путем увеличения творческих работ, устранения шаблона, монотонности и однообразия в обучении, создание атмосферы самостоятельного поиска решения дидактических задач;

- усиление практической и социальной направленности содержания учебного материала;

- создание нормального психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, организация взаимопомощи и взаимоконсультирование тех, кто нуждается в помощи;

- развитие педагогического мастерства учителя по оказанию помощи учащимся в преодолении трудностей в учебном процессе, практикуя здоровое соревнование, одобрение, поощрение и саморазвитие.

Кроме сопутствующих способов сохранения здоровья учащихся, существуют специально организованные формы и методы оздоровления:

- спецкурс «Здоровый образ жизни»;

- валеологическая служба из числа медработников, психологов, социологов;

- аудиовизуальная терапия;

- эстетика помещения;

- ароматерапия;

- ритмопедия – слабое воздействие на зрение и слух путем специально подобранной музыки, световой гаммы светильников, акустических материалов;

- релаксация (психолого-физиологическая саморегуляция);

- игровые методы и упражнения.

Всегда нужно помнить триаду факторов, взаимосвязь которых влияет на здоровье человека: внутренние переживания – поведенческая реакция – изменения в организме и наоборот – здоровье органов человека влияет на его поведение и чувства. Таков закон природы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раскрыть сущность и задачи физического воспитания. Раскрыть пути реализации задач физического воспитания школьников | Раскрыть сущность и задачи экологического воспитания. Определить пути реализации задач экологического воспитания школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.