Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие о психологии. Возникновение психологии как науки




Тема 17. Виды и уровни человеческих способностей.

Тема 16. Характер. Его структура.

Тема 14. Понятие личности в психологии.

Тема 13. Волевая регуляция поведения.

Развитие воли у человека………………………………………….….49

Структура личности. Направленность личности……………………..52

Тема 15. Темперамент. Его типы и свойства……………….....………57

Связь с темпераментом……………………………………………….61

Развитие способностей………………………………………………..64


 

Психология имеет свои конкретные научные задачи изучения психики, свой конкретный предмет исследования. Психология изучает, как происходит процесс преобразования внешних воз­действий во внутренние, психические состояния субъекта, в ко­торых представлены воздействующие объекты. Она исследует механизмы, благодаря которым осуществляется тот процесс прев­ращения отражаемого в отражение, который обеспечивает управ­ление деятельностью, программирование, регулирование ответной деятельности субъекта.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать в своих поступках особенности психического склада окружающих людей. Первоначально эти особенности объяснялись действием души. Возникновение поня­тия «душа» связано с анимистическими взглядами первобытных народов. В представлениях первобытного человека душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного, примитивно-материалистического истолкования яв­лений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т. д. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек при­нимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впе­чатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. У первобытного человека отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса. Поэтому смерть воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслил эти явления примерно следующим образом: душа—двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же сообщества, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Живые люди и души мертвых взаимно зависимы, их связь—материальная, хозяйственная.

Представления об этой зависимости от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед приро­дой, породили культовое отношение к душе.

Первый этап формирования предмета психологии заключался в том, что все непонятные явления в жизни человека объяснялись наличием души. В переводе с греческого «психе» - душа. Такое представление о предмете психологии появилось более двух тысяч лет назад.

В дальнейшем в связи с развитием общества, с дифференци­ацией планирования и исполнения, физического труда и «духов­ных сил производства», с появлением классового общества и раз­витием абстрагирующей способности человека возникли идеи о вне материальной природе души. Вместе с тем прежние анимисти­ческие, мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души с точки зрения натурфилософской картины мира. У ионийских натурфилософов— Фалеса (VII— VI вв. до н. э.), Анаксимена (V в. до н. э.) и Гераклита (VI—V вв. до н. э.) душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Последовательное проведение этой идеи приводит древне­греческих философов к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм ) — своеобразной форме материализма. След­ствием развития этих материалистических идей у атомистов Демокрита (V—IV в. до н. э.), Эпикура (IV—III в. до н. э.), Лукреция (I в. до н. э.), является толкование души как ма­териального оживотворяющего тело органа, руководимого так­же материальным началом—духом, или, иначе, разумом, не­сущим функцию руководства всем процессом жизни. Поскольку дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и по­тому наиболее подвижных атомов. При всей наивности этого взгляда прогрессивным в нем было утверждение о том, что свой­ства живого—от низших функций тела и до психики, разума— являются свойствами самой материи.

Итак, первые крупные достижения на пути научного понима­ния психической деятельности неразрывно связаны с утвержде­нием ее подчиненности законам физического мира, с открытием зависимости ее проявлений от анатомо-физиологического уст­ройства организма. Вместе с тем с помощью данных, которыми располагали тогда представители материализма, нельзя было объяснить, откуда берется свойственное человеку абстрактное логическое мышление, как складываются нравственные качест­ва личности, чем обусловлена способность человека, производить выбор, и подчинять своей воле тело и т. д.

Вывести эти признаки истинно человеческого поведения из движения атомов, смешения «соков» или видимого устройства мозга оказалось невозможным. Это и создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику, выдвинутых фи­лософами, которые представляли интересы рабовладельческого общества. Среди них выделяется Платон (428/427—347 до н. э.). Он ввел понятие о частях души, выделив в качестве таковых:

а) разум, б) мужество, в) вожделение — и разместил их в раз­личных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Части ду­ши, учил Платон, распределены у людей неравномерно, и преоб­ладание одной из них над другими определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Большое влияние имело его учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих незримый, но высший мир, лежащий по ту сторону природы. Разумная часть души причастна к этому ми­ру до своего вселения в бренное тело. Попав в тело, она начинает вспоминать виденное до рождения. Чем ярче воспоминания, тем более истинное знание ей открывается.

Платон является родоначальником дуализма в психологии, т. е. учения, трактующего материальное и духовное, тело и пси­хику как два самостоятельных и антагонистических начала. Ду­ализм Платона в значительной степени успешно преодолел его ученик Аристотель (384—322 до н. э.), возвративший психологи­ческую мысль на естественнонаучную почву, на почву биологии и медицины. Труд Аристотеля «О душе» свидетельствует о том, что психология к тому времени уже выделялась как своеобраз­ная область знания. Ее успехи были обусловлены наблюдением, описанием и анализом конкретных жизненных проявлений как у животных, так и у человека. Аристотель отстаивал опытный, объективный метод изучения душевной деятельности.

В эпоху походов Александра Македонского, воспитателем ко­торого был Аристотель, перед взором естествоиспытателя ста­ло раскрываться невиданное доселе разнообразие животного ми­ра в его соотношении с разнообразием природных условий. Это и создало предпосылки для аристотелевского учения о душе. До Аристотеля и материалисты (считавшие, что душа—это разно­видность материи) и идеалисты (видевшие в ней бестелесную сущность) полагали, что душа и тело могут существовать раз­дельно. Аристотель впервые в истории человеческой мысли вы­двинул идею неразделимости души и живого тела. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствую­щей, движущей, разумной. Первая способность специфична для растений, вторая и третья — для животных, четвертая — для че­ловека. Учение о растительной, животной и разумной душе вно­сило принцип развития: высшие способности возникают из низ­ших, и на их основе в человеке представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Первичная, познавательная способность — ощущение. Оно принимает формы чувственно вос­принимаемых предметов без их материи, «подобно тому как воск принимает оттиск печати без железа и без золота». Ощуще­ния оставляют след в виде представлений. Аристотель открыл, что существует область представлений как образов тех пред­метов, которые прежде действовали на органы чувств. Он пока­зал также, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, смежности и контрасту, тем самым указав основные виды ассоциаций (связей) психических явлений. Исходя из того, что возможности, полученные от природы, организм реализует только посредством его собственной активности, Аристотель вы­двинул теорию о формировании характера в реальной деятельно­сти. Справедливым и умеренным человек становится через частое повторение справедливых и умеренных действий.

Учения Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля стали отправной точкой и основой развития психологических идей в сле­дующую эпоху. Постепенно понятие о душе стало применяться не ко всем проявлениям жизни (включая растительные, чисто биологические, процессы), а только к тому уровню, который мы сейчас называем психическим. Внутри самой категории психи­ческого зарождается понятие о сознании. Человек способен не только иметь восприятия и мысли, но и замечать, что они принад­лежат ему, не только совершать произвольные действия, но и знать, что они от него исходят.

Расчленения в некогда едином понятии о душе совершались под влиянием прогресса в опытном исследовании строения и функций организма, а также под влиянием социальных потреб­ностей. В III в. до н. э. врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы, отличив их от связок и сухожилий. Эти врачи систематически изучали зависимость психических функ­ций (ощущений и движений) от раздражения мозга. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные органы тела (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Душа как организующее нача­ло любого проявления жизни и душа как организующее начало ощущений и движений (неотделимых от нервов) оказывались двумя разными душами.

Во II в. до н. э. римский врач Гален, обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологи­ческой основе психики и приблизился к понятию сознания. Он отграничил движения, в которых участвует внимание, память, размышление, от движений, которые человек производит, напри­мер, в состоянии сна. И те и другие регулируются душой, но в первом случае участвуют дополнительные моменты. Нарождав­шееся понятие о сознании было использовано идеалистической философией, которая в ту эпоху—в условиях, когда революция рабов и гражданские войны сотрясали Римскую империю,— пышно расцвела в союзе с религией и мистикой. Сперва Плотин. (III в. н. э.), а затем Августин (IV—V вв. н. э.) придают понятию о сознании сугубо идеалистическую окраску. Все знание считает­ся заложенным в душе, которая обладает способностью оборачи­ваться на себя, постигая с предельной достоверностью собствен­ную деятельность и ее незримые продукты. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают внешние органы чувств. В дальней­шем эта точка зрения получила название интроспекционизма.

Раз­витие психологического знания, обескровленного, лишенного связи с реальным опытом, приостановилось. Оно смогло возоб­новиться в новых социально-исторических условиях. Эти условия сложились с подъемом производительных сил, зарождением новых общественных отношений. Уже в недрах феодализма возни­кают прогрессивные психологические учения; самосознание вы­свободившейся из феодальных пут личности утверждалось в оже­сточенной борьбе с церковно-богословской концепцией души. От­ношением к этой концепции определялся общий характер любого учения. В ту эпоху, когда студенты какого-нибудь университе­та хотели с первой лекции оценить профессора, они кричали ему: «Говорите нам о душе!»

Второй этап формирования предмета психологии заключался в том, что психология рассматривалась как наука о сознании.

XVII в. открывает новую эпоху в развитии биологических и психологических знаний. Коренной переворот происходит во взглядах как на тело, так и на душу. Тело предстает в виде машины, устроенной на тех же началах, которые лежат в основе технических конструкций, и, стало быть, так же, как и они, не нуждающейся в регуляции со стороны души. С этой идеей было тесно связано открытие французским ученым Декартом (1596— 1650) рефлекторной природы поведения. Великий французский мыслитель предположил, что, подобно тому как работа сердеч­ной мышцы управляется внутренней механикой кровообращения, работа всех других мышц на всех уровнях поведения подобна перемещению стрелок часового механизма.

Так зародилось понятие о рефлексе как закономерном ответе организма на внешнее воздействие. Декарт доказывал, что мыш­ца способна отвечать на внешние толчки и без всякого вмеша­тельства души, в силу самого устройства нервной системы. Ведь не относим же мы за счет души движение часового механизма или светового луча, отражающегося от поверхности. Животные также являются своего рода механизмами, а процессы в нервах отражаются от мозга к мышцам подобно отражению светового луча (латинское слово «рефлекс» означает отражение).

Произведя настоящую революцию, этот взгляд стал компасом объективного познания нервно-мышечной деятельности. Из дей­ствий своей «нервной машины» Декарт попытался вывести как можно большее количество психических явлений, до того счи­тавшихся присущими душе. Он объяснил, как могут возникать ощущения, ассоциации, страсти. Однако распространить свою рефлекторную схему на всю психическую деятельность он не су­мел. На равных правах с рефлексом в его учении выступала ду­ша как нечто независимое от тела, как особая сущность.

Дуализм Декарта отвергли другие великие мыслители XVII в. — одни с материалистических, другие с идеалистических позиций. Английский материалист Гоббс (1588—1679) изгнал душу, объявив единственной реальностью механическое движение, законы которого являются тем самым и законами пси­хологии. Впервые в истории психология перестала быть учением о душе, став учением о душевных явлениях, возникающихкактени, которые сопровождают телесные процессы. Цельность мира была достигнута ценой превращения психики в нечто кажущее­ся. Этот взгляд получил название эпифеноменализма. Нельзя забывать, что для своего времени этот взгляд являлся безуслов­но прогрессивным, поскольку он разрушал господствующую тог­да веру в какие бы то ни было особые духовные сущности,илисилы.

Нидерландский философ-материалист Спиноза (1632—1677), как и Гоббс, был страстным защитником идеи единства мира,онсчитал сознание ничуть не менее реальным, чем протяженную ма­терию. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь ве­щей»,— гласила одна из теорем его главного произведения «Эти­ка». И тела, и их идеи включены в один и тот же железный по­рядок природы. Здесь Спиноза, подобно Гоббсу (и Декарту в уче­нии о рефлексе), выступал глашатаем одного из основных принци­пов научной психологии — принципа детерминизма, согласно ко­торому все явления порождаются действием материальных при­чин и законов. Утверждалось, что законы, правящие человечески­ми чувствами, мыслями, поступками, по своей строгости и точ­ности подобны геометрическим. И не случайно «Этика» стро­илась по типу геометрического трактата, где одно положение не­отвратимо следует из другого. Психологическую мысль оплодо­творяли достижения механики, оптики, геометрии.

Влияние математики, в частности открытие интегрального и дифференциального исчисления, сказалось на учении крупней­шего немецкого мыслителя XVII в. Лейбница (1646—1716), впер­вые в истории науки выдвинувшего понятие о бессознательной психике. Картина психической жизни выступила в виде интегра­ла, а не арифметической суммы. Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное воспри­ятие, которое включает внимание и память). Будучи идеалистом, Лейбниц считал вселенную построенной из множества душ — «монад» («монада» — неделимое). Вместе с тем он внес много нового в психологию, и прежде всего идею об активной природе и непрерывном развитии психического, о сложном соотношении между сознательным и бессознательным.

В XVII в. в науке и жизни господствовал рационализм, со­гласно которому только разум дает истинное познание. Глубокие экономические изменения, происходившие в передовых странах, индустриальная революция, стремление к практическому прило­жению научных знаний привели.к выдвижению в XVIII в. на пе­редний план эмпиризма и сенсуализма— учения о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, учения о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и прин­ципов. Это учение энергично защищал английский философ и пе­дагог Джон Локк (1632—1704), которого принято считать ро­доначальником эмпирической (опытной) психологии. Положение о происхождении всех знаний из опыта имело важное значение для психологии, поскольку оно требовало тщательного изучения конкретных фактов душевной жизни, путей перехода от эле­ментарных явлений к сложным. Опыт, согласно Локку, имеет два источника; деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего соб­ственную работу (внутренний опыт). Человек рождается на свет, не имея никаких идей. Его душа — «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт выводит свои письмена. Опыт складыва­ется из идей—простых и сложных. Эти идеи происходят либо из ощущений, либо из внутреннего восприятия (рефлексии). Во вто­ром случае сознание оказывалось замкнутым в самом себе, на­правленным не на реальные предметы, а на собственные про­дукты. Локковское понятие о рефлексии (не следует смешивать с понятием «рефлекс») строилось на предположении о том, что человек познает психологические факты (в отличие от физиче­ских) интроспективно. Тем самым вновь утверждался дуализм. Сознание и внешний мир противопоставлялись на том основа­нии, что они познаются принципиально различными способами.

Двойственность учения Локка о внешнем и внутреннем опыте обусловила то, что это учение дало толчок развитию как мате­риалистических, так и идеалистических учений. Материалисты (английские во главе с Гартли (1705—1757), французские во гла­ве с Дидро (1713—1784), русские во главе с А. Н. Радищевым (1749—1802), взяв за основу внешний опыт, выводили внутрен­нее содержание человека из его взаимодействия с окружающим миром. Идеалисты (во главе с Беркли) объявили это содержание первичным, ни из чего не выводимым. Каким же образом из от­дельных идей образуется сложная психическая деятельность че­ловека? После Локка прочно укрепляется мнение о том, что главным законом психологии является закон ассоциации (связи) идей. Ассоцианизм становится господствующим психологическим направлением. Соответственно различиям в понимании природы психического в ассоцианизме противостояли друг другу два направления—материалистическое и идеалистическое.

Крупнейшим представителем материалистического направле­ния в ассоциативной психологии XVIII в. был Давид Гартли. Опираясь на физику Ньютона, а также успехи физиологии и ме­дицины (Гартли был практикующим врачом), он соединил по­нятие о рефлексе и понятие об ассоциации. За исходное нача­ло всей психической жизни принимались внешние воздействия на нервную систему, передающиеся от органов чувств через мозг к мышцам. Эти воздействия запечатлеваются в виде ощущений и их следов—идей. Частое повторение смежных ощущений приводит к тому, что одного ощущения оказывается достаточ­ным, чтобы восстановить всю цепь следов, оставленных в нерв­ной системе другими ощущениями (прежде с ним связанными). Когда в эту цепь включается новый раздражитель—слово,то зарождаются воля и мышление. Слово начинает замещать и вы­зывать по ассоциации те поступки, для возникновения которых прежде требовались прямые чувственные воздействия. Учение Гартли отличалось большой последовательностью. Оно стро­илось на принципе детерминизма. Не осталось ни одного уголка психической жизни, не объясненного законом ассоциации, кото­рый считался для природы человека таким же универсальным, как закон всемирного тяготения.

Ассоциативная психология воспринималась как теория, от­крывающая перспективу формирования людей с заданными свой­ствами, управления их поведением путем организации воздей­ствий на нервную систему. Сама нервная система при этом мыс­лилась лишенной каких бы то ни было предрасположений и при­рожденных качеств.

Этому взгляду противостояло другое направление психоло­гической мысли XVIII в.— психология способностей. (В Герма­нии ее лидером был Христиан Вольф, в Англии — Томас Рид.) Сторонники психологии способностей доказывали, что душе изна­чально присущи внутренние силы (прежде всего способность представления, выступающая в виде познания и желания). Ни­какое причинное основание для этих сил не указывалось. Они принимались за нечто первичное, ничем не обусловленное. Тем самым способность оказывалась фиктивным понятием, подменя­ющим действительно научное объяснение.

XVIII в. ознаменовался новыми крупными достижениями в исследовании нервной системы. На этой основе складывается представление о том, что психика должна мыслиться не по образцу механического движения, а по образцу других жизненных функций организма. Созревает учение о психи­ке как функции мозга. Оно было выдвинуто французскими мате­риалистами XVIII в., которые доказывали, что начальным момен­том процесса мышления являются поступающие извне впечатле­ния, конечным — выражение мысли в слове или жесте, а между этими двумя моментами совершаются неизвестные нервные про­цессы в мозгу. Стало быть, и в этом случае принципиальная схе­ма напоминала рефлекс. Но термин «рефлекс» французские ма­териалисты сохранили только за бессознательными двигатель­ными актами в ответ на внешнее раздражение. Мнение о том, что организму свойственны два разряда дви­жений —произвольные (сознательные) и непроизвольные (бес­сознательные, рефлекторные), становится в первой половине прошлого века общепринятым. Это мнение поддерживалось блестящими успехами физиологии, приведшими к открытию ан­гличанином Чарлзом Беллом и французом Франсуа Мажанди. различий между чувствительными и двигательными нервами. Раздражение корешков спинномозговых нервов давало различ­ные результаты. Мышечная реакция наблюдалась только при раздражении передних корешков. Что касается задних корешков, то за ними была признана функция чувствительности. Сложилось представление о том, что при раздражении окончания чувстви­тельного нерва импульс переходит с этого нерва через нервный центр в спинном мозгу по двигательному нерву к мышце. Весь этот путь получил название рефлекторной дуги. Из философской гипотезы рефлекс превратился в опытно проверенный факт. Но объяснить механизмом рефлекторной дуги можно было только простейшие формы двигательных реакций. Эксперименты биоло­га Пфлюгера в 50-х годах ХIХ века показали, что понятие о рефлексе оказывается бессильным не только перед объяснени­ем поведения человека, но и животных, способных активно приспосабливаться к окружающим условиям. Многочислен­ные факты заставили сомневаться в том, что все поведение можно объяснить понятием о рефлексе. Вместе с тем в этом понятии содержалась ценная идея, согласно которой активность организма определяется материальными влияниями на материальный орган. Отбросить эту идею значило возвратить­ся к старому представлению о душе как двигателе тела. В науке сложилась сложная ситуация: с одной стороны, только понятие о рефлексе давало причинное объяснение активности живых су­ществ. С другой стороны, наблюдение за этой активностью пока­зывало, что из простой механической связи нервов вывести ее невозможно.

Выход из этого тупика был найден во второй половине XIX в. выдающимся русским ученым И. М. Сеченовым (1829—1905), материалистические убеждения которого сложились на философ­ской почве, подготовленной революционными демократами во главе с Н. Г. Чернышевским (1828—1889).

Третий этап формирования предмета психологии – психология как наука о поведении.

Психология сознания оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием капиталистического способа производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека.

Открытие Ч. Дарвиным эволюционной теории породила новые представления о предмете психологии, в качестве которого стало рассматриваться не сознание индивида, а поведение его во внешней среде, изменяющей его организм и психический склад.

Второе десятилетие ХХ века возникает новое направление в психологии, которое получило название бихевиоризм. Его основоположником стал Дж. Уотсон (1878–1958). Главной задачей этого этапа стала постановка различных экспериментов и наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поступки, поведение, реакции человека. Мотивы же, вызывающие эти поступки при этом не учитывались. Однако невозможно изучить поведение человека, не учитывая его мысли, желания, побуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.