КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Определение понятия деятельности. Ее основные характеристики, виды и компоненты
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование человеком окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Основные виды деятельности: 1. Общение – вид человеческой деятельности, направленный на обмен информацией между людьми, установления взаимопонимания и оказания влияния людей друг на друга. 2. Игра – это вид человеческой деятельности, направленный больше не на результат, а на сам процесс. 3. Труд – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение общественно полезного результата. 4. Учение – это вид человеческой деятельности, целью которого является получение человеком знаний, умений и навыков. Основные характеристики деятельности: 1. Объект и субъект – соответственно то, на что она направлена и кто ее осуществляет. 2. Мотив – побуждение к деятельности, осознанная потребность. Мотивы могут быть органическими, материальными, социальными и духовными (потребность в самосовершенствовании). 3. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата деятельности. 4. Результат – конечный продукт деятельности. 5. Средства – инструменты. С помощью которых человек осуществляет деятельность. Человек не в состоянии представить или вообразить такое, что не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Компонентами деятельности являются умения, навыки и привычки. Их определяют автоматизированные, сознательно (умения), полусознательно (навыки) и бессознательно контролируемые (привычки). Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Когда определенные стороны действия начинают выполняться при меньшем участии сознания, т. е. автоматизируются, то такую частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком. Навык человека возникает как сознательно автоматизируемое действие. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Основные этапы этого процесса можно показать на схеме.
Формирование навыка никогда не является самостоятельным, изолированным процессом. На него влияет, в нем участвует весь предшествующий опыт человека. Таким образом, развитие и совершенствование деятельности можно понимать как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. Навыки взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции.
Согласование навыков происходит тогда, когда а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; б) реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из противоречий: а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка); г) когда начало и концы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает. Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находят ее под сознательным контролем. Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющими под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. От умения отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части. Тема 5.Ощущения. Их физиологическая основа, классификация, общие свойства. Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до мозга человека сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличие в ней биологически значимых факторов. Иными словами можно сказать, что: мы связаны с миром с помощью ощущений.
Классификацию ощущений проводят по следующим основаниям. - по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: а) дистантную (зрение, слух, обоняние) б) контактную рецепцию (вкусовые, болевые, тактильные) - по расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно: а) экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная) б) проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий)
в) интероцепцию (ощущение голода, жажды) Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны; за исключением болезненных, часто не осознаются нами, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Ощущение считается простым из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде организма. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избиратель но реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней Среды, наличие в ней биологически значимых качеств. Органы чувств человека с самого рождения приспособлены для воспприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и др. воздействий). Виды ощущений отражают свойства тех стимулов которые их порождают. Эти стимулы вызывают ощущения разного качества: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Информацию о состоянии мышечной системы несут проприорецепторы, о положении относительно сил гравитации - ощущение равновесия, о состоянии внутренних органов - интрорецепторы. У человека также есть специфические виды ощущений, которые несут информацию о времени, ускорения, вибрации. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в диапазоне - от коротких космических лучей до радиоволн с длинной в несколько километров.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |