Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание личности




Включаясь в систему общественных отношений, взаи­модействуя с людьми, человек выделяет себя из окружаю­щей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результа­те такого развития формируется образ собственного «Я».

Образ «Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

• когнитивный компонент — представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

• эмоционально-оценочный компонент — пережива­ние отношения к себе (самокритичность, самоуважение, себялюбие и т. д.);

• поведенческий (волевой) компонент — стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус и т. д.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооцен­ки личности.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей. Это — наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооцен­ки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмер­но низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой не­уверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний лич­ности. Уровень притязаний — это желаемый уровень само­оценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный ус­пех, а с другой — попытку снизить притязания, чтобы из­бежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обыч­но повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, — снижается.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию по­зволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:

• развитие личности, его процесс и результат;

• целенаправленное воспитание личности.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, не­зависимо от конкретных условий. Направленность явля­ется сложным личностным образованием, определяющим поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим. Направленность характеризуется доминирующими по­требностями, интересами, склонностями, идеалами, миро­воззрением.

Мировоззрение — система сложившихся взглядов на ок­ружающий мир и свое место в нем. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, логическая последова­тельность и доказательность, степень обобщенности и конк­ретности, связь с деятельностью и поведением.

Убеждения — важный осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью, а, во-вторых, теснейшей связью с миром чувств. Это — система устойчивых прин­ципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.