Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. А. Писарева Общие основы педагогики Конспект лекций. Диагностика способностей




Диагностика способностей

У одного и того же человека могут быть различные спо­собности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблю­даются одни и те же способности, но различающиеся меж­ду собой по уровню развития.

С конца Х1Х-начала XX века в психологии предпри­нимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Р. Кет-тел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получи­ло название «батарея тестов».

В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса форми­рующихся психических качеств, соотношения нервно-пси­хических затрат и конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диа­гностика способности к обучению, диагностические обу­чающие программы и др.

Исследование способностей ведется с различных сторон:

• выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;

• изучается их развитие в конкретных видах деятель­ности;

• рассматриваются общие механизмы формирования способностей.

Исследование различных видов специальных способ­ностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором..

Для определения склонностей (а в какой-то мере — и способностей) Е. А. Климов предложил разделить профес­сии па пять основных типов — в зависимости от объектов, на которые они направлены:

• человек — природа (растения, животные, микроор­ганизмы);

• человек — техника (машины, материалы, различные ниды энергии и т. д.);

• человек — человек (группы людей, коллективы);

• человек — знаковая информация (книги, языки, коды, модели);

• человек — художественный образ (изобразительное искусство, музыка и т. д.).

Склонности молодого человека при решении задач проф­ориентации определяются прежде всего в рамках перечис­ленной классификации профессий. В целях профориен­тации применяют также целый ряд других адекватных методов диагностики склонностей и способностей.

Надо иметь в виду, что успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а сочетанием способностей, своеобразным для каждого человека и характеризующим его как личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.