Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция интегрированной логистики




Концепция интегрированной логистики предусматривает объединение функциональных областей логистики в единую систему в целях ее оптимизации. Предпосылками появления этой концепции явились развитие информационно-компьютерных технологий, распространение философии всеобщего управления качеством, рост партнерства, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании транспортной деятельности. Они рассматривались нами выше.

Принципы интегрированной логистики[18]:

1. Системный подход;

2. Принцип общих логистических издержек;

3. Принцип глобальной оптимизации;

4. Принцип логистической координации и оптимизации;

5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки;

6. Принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;


Рис.3.2 Основные логистические концепции

 


7. Принцип комплексного управления качеством;

8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений;

9. Принцип устойчивости и адаптивности.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3

1) Назовите и охарактеризуйте этапы эволюции логистики.

2) Каковы временн ы е границы этапов эволюции логистики?

3) Каковы предпосылки перехода логистики на новые этапы?

4) В чем состоит различие взглядов на развитие логистики?

5) Каковы уровни развития логистики на предприятии?

6) Дайте характеристику информационным концепциям логистики.

7) Дайте характеристику маркетинговым концепциям логистики.

8) Дайте характеристику концепции интегральной логистики.

9) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления цепями поставок. В чем отличие логистики и управления цепями поставок?

10) Охарактеризуйте логистическую концепцию всеобщего управления качеством. В чем состоит отличие концепции всеобщего управления качеством и стандартов качества ISO?

11) Охарактеризуйте логистическую концепцию точно в срок. В чем отличие подхода к управлению процессами в соответствии с концепцией точно в срок и традиционным управлением?

12) Охарактеризуйте логистическую концепцию «тощего» производства.

13) Охарактеризуйте логистическую концепцию быстрого реагирования. Каковы ее модификации и предпосылки появления?

14) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления запасами поставщиком.

15) Охарактеризуйте логистические системы планирования материалов (материальных ресурсов) в производстве и распределении. В чем их отличие друг от друга?

16) Охарактеризуйте логистические системы планирования ресурсов предприятия. В чем их отличие друг от друга?

17) Каковы особенности и предпосылки возникновения концепции интегрированной логистики?

18) Назовите принципы интегрированной логистики, охарактеризуйте их.

Задание 6 для самостоятельной работы (дополнительное):

Выберите конкретный продукт, цепь поставок которого легко изучить, например, бензин, телефонные услуги, автомобили, ресторанную сеть и т.п. Определите, какие логистические концепции могут быть применены в цепи поставок выбранного продукта.

Задание 7 для самостоятельной работы (дополнительное):

Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 3, согласовав тему презентации с преподавателем.

 

Тема 4. Функциональные области логистики и
логистические функции (Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе)

Изучив тему 4, Вы узнаете цели задачи логистики в функциональных областях «снабжение», «производство», «распределение», а также цели и задачи выполнения логистических функций: управление закупками, управление запасами, транспортировка, складирование, грузопереработка и др. Рассмотрение вопросов темы 4 позволяет узнать основные задачи оптимизации ресурсов в разных функциональных областях логистики, в том числе при выполнении отдельных логистических функций.

1) Функциональная область логистики «снабжение»

Снабжение в тактическом аспекте – ежедневные операции, традиционно связываемые с закупками и направленные на избежание дефицита. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, поставщиками, потребностями конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем, методов и т.п.

Цель функциональной области «снабжение» - удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью и создание надежного и бесперебойного материального потока в организацию.

Задачи снабжения:

· Определение потребности в материальных ресурсах;

· Исследование рынка закупок;

· Оценка и выбор поставщиков;

· Осуществление закупок;

· Контроль и оценка выполнения закупок;

· Создание запасов, проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них;

· Подготовка бюджета закупок и др.

Эволюция функций управления закупками показана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Эволюция функций управления
закупками (снабжением)[19]

 

2) Функциональная область логистики «производство»

Цель функциональной области «производство» – обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами. Задачи:

· Оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП);

· Оперативное управление технологическими процессами производства;

· Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса;

· Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);

· Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

· Прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве;

· Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;

· Управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях;

· Физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное) и др.

Существует два типа производственных логистических систем: толкающего (выталкивающего) типа и тянущего (вытягивающего) типа.

Толкающие системы характеризуются следующим: время выполнения каждой операции устанавливается общим расписанием, к этому времени операция должна быть завершена; Полученный продукт далее «проталкивается» дальше и становится запасом НП в начале следующей операции. Этот вариант игнорирует то, что в настоящее время делает следующий участок, а он может быть занят или ожидать поступления НП. Результатом становятся задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.

Вытягивающие системы характеризуются следующим: когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал на предыдущую операцию и сообщается, что требуется другая единица для работы. Другими словами, предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу только тогда, когда получает на это запрос.

Системы выталкивающего типа основываются на строгом графике производства и дают возможность применения систем планирования ресурсов (MRP – I, МRP – II). Планирование осуществляется на основе следующих источников информации (рис.4.2):

- основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливается в каждый промежуток времени;

- ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого вида продукции;

- учетная документация по запасам, где показано наличие материалов.

Рис.4.2. Процедура планирования потребности в материалах,
основанного на производственных графиках

 

Вытягивающие системы работают в соответствии с концепциями точно-в-срок и быстрой реакции на запросы потребителей. Примером вытягивающих систем является система КАНБАН, рис.4.3.

Условия функционирования системы КАНБАН:

1) Все материалы хранятся и перемещаются в стандартных контейнерах, для каждого материала используется свой контейнер.

2) Контейнер перемещается только тогда, когда к нему прикрепляется канбан перемещения.

3) Когда одни участок нуждается в материалах (запас НЗП до уровня повторного заказа), к пустому контейнеру прикрепляется канбан перемещения. Это сигнал для отправления контейнера на предыдущий участок или участок хранения НЗП.

На этом участке к контейнеру прикрепляется канбан производства, и конейнер передается на предыдущий участок.


 

Рис..4.3. Система «канбан» с двумя картами

 


4) Это сигнал для производства следующий порции товара, достаточной для заполнения контейнера.

5) Контейнер заполняется, к нему прикрепляется канбан перемещения, и отправляется на следующий участок

Преимущества вытягивающих систем очевидны: снижение запасов, сокращение времени выполнения заказа, сокращается время производства продукции, более полная загрузка оборудования, повышенная производительность, упрощенное планирование и диспетчирование, повышение качества материалов и продуктов и др.

Проблемы, возникающие в производственных логистических системах вытягивающего типа:

- долгое время до существенного улучшения

- зависимость от высокого качества материалов, поставляемых поставщиком

- зависимость от способности поставщиков обеспечивать потребность в точные сроки

- необходимость разработки динамичных графиков

- зависимость от времени переналадки оборудования

- противодействия со стороны персонала

- работа сотрудников в обстановке повышенного стресса и др.

 

3) Функциональная область логистики «распределение»

Цель – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей

Задачи распределения на микроуровне:

· Организация получения и обработки заказа;

· Выбор вида упаковки, комплектация и т.д.;

· Организация доставки и контроль за транспортировкой;

· Организация послереализационного обслуживания.

Задачи распределения на макроуровне:

· Выбор и построение распределительной системы (каналов распределения);

· Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;

· Определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.

Решения в области распределения определяются двумя концепциями: специализация и ассортимент. Специализация на определенных операциях и/или функциях позволяет фирмам выполнить их наилучшим образом. Как правило, в системах распределения привлекают логистических посредников для выполнения функций: транспортировка, складирование, грузопереработка, организация продаж и т.п. Логистические посредники, специализирующиеся на отдельных функциях и операциях могут их выполнить лучше и более эффективно, чем фирма-производитель.

Концепция продуктового ассортимента заключается в создании комплекта материалов, продукции и т.п., требуемого конкретным потребителям. Процесс создания такого продуктового микса включает три этапа: концентрацию (сбор), кастомизацию (сортировку и группировку) и рассеивание (отправка в конкретное место).

Логистические посредники в распределении выполняют следующие функции:

а) функции (операции) физического распределения (транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка и т.п.);

б) функции обмена (купли-продажи);

в) поддерживающие функции (страхование рисков, информационная поддержка, финансирование и т.п.)

Наличие посредников значительно усложняет принятие эффективных решений. Основные проблемы возникают в области согласования локальных групп посредников и глобальными, или стратегическими, целями фирмы-организатора логистического процесса. Необходимо учитывать кооперацию логистических посредников (ассоциации, союзы, связанные взаимоотношения и другие формы), их конкуренцию и возникающие между ними горизонтальные (между посредниками одного уровня) и вертикальные (между посредниками разных уровней) конфликты.

 

4) Логистическая функция «транспортировка»

Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработку, упаковку, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.

Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.

Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:

- Обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;

- Выбор рационального способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;

- Выбор вида (видов) транспорта;

- Выбор транспортных средств;

- Выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);

- Определение рациональных маршрутов;

- Распределение транспортных средств по маршрутам;

- Оценка качества транспортного сервиса;

- Определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;

- Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.

Технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Транспорт является ключевой частью логистической цепи.

Транспорт – это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках[20].

Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.

Рынок транспортных услуг – экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг.

Оценивая значение отдельных видов транспорта, обычно подчеркивают их следующее разделение:

· по степени универсальности перевозок, наиболее универсальными являются морской и железнодорожный;

· по масштабам международных сообщений – межконтинентальные: морской и воздушный; внутриконтинентальные и региональные: все остальные;

· по скорости доставки, наиболее эффективные воздушный и в определенной ситуации автомобильный;

· по перевозкам отдельных видов грузов, таких как жидкие и газообразные, трубопроводный.

Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке – это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.

 

5) Логистические функции «складирование» и
«грузопереработка»

Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.

Современный крупный склад- это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

2. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;

3. Хранение запасов;

4. Унитизация (объединение) грузов;

5.Предоставление услуг, например, подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Классификация складов приведена на рис. 4.4.

В складировании решается три вида задач:

1) задачи проектировочного характера, а именно: задачи выбора количества складов, размера (мощности) складских сооружений, выбора формы собственности складов и форм снабжения в складской сети (централизованное или децентрализованное);

2) задачи, так называемого, микропроектирования, когда разрабатываются компоновочные решения складских площадей и объемно-планировочные решения зоны основного хранения.

3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе.

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Схема логистического процесса на складе показана на рис.4.5.

Для решения данных задач складирования требуется выбрать вид складирования, позволяющий наиболее полно использовать объем склада. Различают следующие виды складирования:

Частично механизированные
Механизированные
Автоматические
Функциональные области логистики
Снабжения
Сбыта
Высотные
Высотно-стеллажные с перепадом высот
Логистических посредников
Остатков и отходов
Тары
Готовой продукции
Незавершенного производства
Комплектующих изделий
Материалов
Сырья
Вид продукции
Склады

               
 
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 

 

 


Специализированные

               
     
 
     
 
     
 
 

 

 


Рис.4.4. Классификация складов

 

Рис.4.5. Схема логистического процесса на складе

· складирование в штабеле блоками,

· складирование в полочных стеллажах до 6 м,

· складирование в полочных высотных стеллажах,

· складирование в проходных (въездных) стеллажах,

· складирование в передвижных стеллажах,

· складирование в элеваторных стеллажах и т. д.

В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются:

· высокая степень используемой площади и объема,

· свободный доступ к товару,

· чувствительность к структурным изменениям запасов,

· возможность высотного складирования,

· легкость обслуживания,

· возможность автоматизированного управления,

· выполнение принципа «ФИФО» (груз «первый пришел — пер­вый ушел»),

· низкие капиталовложения и строительные затраты,

· низкие эксплуатационные затраты и затраты на техническое обслуживание.

Также важными моментами являются выбор складской грузовой единицы и складского оборудования. Такими товароносителями могут стать: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны, а также кассеты, ящики для мелких грузов и т. д. Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. Основной критерий правильности выбора товароносителя — отсутствие возврата складской грузовой единицы из зоны комплектации в зону хранения при формировании заказа покупателя.

Для обслуживания складов используют различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов.

Задачи грузопереработки:

1) Повышение эффективности использования складских мощностей;

2) Улучшение операционной деятельности;

3) Улучшение условий труда персонала и сокращение тяжелого ручного труда;

4) Улучшение качества логистического сервиса;

5) Уменьшение логистических затрат.

 

6) Логистическая функция «управление запасами»

Управления запасами – важнейшая функция логистики, которой посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Управление запасами служит для согласования зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы по отношению к запасам. Цели рассматриваемой логистической функции:

· Экономия на закупках (за счет скидок);

· Сокращение затрат на транспортировку;

· Поддержка непрерывности производства и распределения;

· Учет сезонных колебаний спроса;

· Улучшение качества логистического сервиса.

Управление запасами предусматривает решение двух основных задач:

· определение размеров запаса;

· разработка системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его наполнением.

Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного[21].

На рис.4.6 приведена классификация, отражающая основные признаки и соответствующие свойства запасов. Наибольший интерес с точки зрения использования моделей и методов теории логистики представляют задачи определения текущего и страхового запасов:

· текущий запас – это основная часть производственных (товарных) запасов, обеспечивающая непрерывность снабжения производственного процесса (оптовой торговли) между двумя очередными поставками;

· страховой или гарантийный запас, предназначенный для непрерывного снабжения производства в случае непредвиденных обстоятельств (нарушение сроков, объемов поставок и т.д.), является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной;

Величина запаса зависит от многих факторов, одним из которых является величина заказываемой партии. Наиболее распространенной моделью прикладной теории логистики является модель оптимального или экономичного размера заказа EOQ (Economic Order Quantity).

При формировании основной модели расчета EOQ в качестве критерия оптимизации принимается минимум общих затрат


 
 

 


Рис. 4.6. Классификация запасов

 


CΣ, включающих затраты на выполнение заказов С З и затраты на хранение запаса на складе С Х в течение определенного периода времени (год, квартал и т.п.):

где С 0 -затраты на выполнение одного заказа, руб;

А - потребность в заказываемом продукте в течение данного периода, шт.;

Сn - цена единицы продукции, хранимой на складе, руб.;

i - доля от цены Сn, приходящейся на затраты по хранению;

S - искомая величина заказа, шт.

На рис.4.7 представлены составляющие затрат C З и C Х и суммарные затраты CΣ в зависимости от размера заказа.

Рис. 4.7. Зависимость затрат от размера заказа: 1 – затраты на выполнение заказа; 2 – затраты на хранение; 3 – суммарные затраты

Значение оптимума S 0 совпадает с точкой пересечения зависимостей C З и C Х, а оптимальная величина заказа вычисляется по формуле:

.

Вышеприведенная встречается в различных источниках под следующими названиями: Уилсона (наиболее распространенная) или Вильсона, Харриса, Кампа.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4

1) Каковы цели, основные задачи, выполняемые логистические функции функциональной области логистики «снабжение»?

2) Каковы задачи оптимизации ресурсов при выполнении логистической функции управления закупками материальных ресурсов?

3) Каковы цели, основные задачи, выполняемые логистические функции функциональной области логистики «производство»?

4) Дайте общую характеристику логистической поддержки производственных процедур и задач оптимизации ресурсов при поддержке производства.

5) Каковы отличительные особенности производственных систем выталкивающего и вытягивающего типов?

6) Каковы цели, основные задачи, выполняемые логистические функции функциональной области логистики «распределение» на микро- и макроуровне?

7) Какие подходы применяются при формировании каналов распределения?

8) Назовите виды логистических посредников в распределении. Какие функции они выполняют?

9) Какие логистические функции выполняются в любой функциональной области логистики?

10) Какие задачи оптимизации ресурсов решаются при выполнении логистической функции транспортировки?

11) Как производится выбор вида транспорта и вида транспортировки?

12) Охарактеризуйте виды транспорта, по каким критериям предпочтительно выбирать тот или иной вид транспорта?

13) Каковы функции склада в логистической системе? Каковы преимущества складирования?

14) Какие Вы знаете виды складов?

15) Какие задачи оптимизации ресурсов решаются при выполнении логистической функции складирования?

16) Как организуется логистический процесс на складе?

17) Каковы цели грузопереработки как логистической функции?

18) Каково назначение запасов? На какие виды разделяют запасы?

19) Какие задачи оптимизации ресурсов решаются при выполнении логистической функции управления запасами?

20) Охарактеризуйте логистическую функцию управления процедурами заказов.

Задание 8 для самостоятельной работы (обязательное):

Выбрать логистического посредника на основе индивидуального задания, выдаваемого преподавателем.

Задание 9 для самостоятельной работы (дополнительное):

Придумайте ситуацию, в которой требовалось бы выбрать способ транспортировки или маршрут. Решите свою задачу.

Задание 10 для самостоятельной работы (дополнительное):

Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 4, согласовав тему презентации с преподавателем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.