Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические положения темы. Научное обоснование системы менеджмента




Научное обоснование системы менеджмента

 

Изучить и применить на практике все рассмотренные в данной теме подходы, принципы и методы менеджмента очень сложно, так как менеджмент является комплексной наукой, охватывающей технические, экономические, социальные и другие аспекты. Поэтому менеджмент в таком разрезе будет широко применяться в условиях жесткой конкуренции за рынки сбыта товаров и услуг, что позволит дать импульс в развитии производственной деятельности за счет повышения обоснованности принимаемого решения и снижения риска инвестиций.

 

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту различных научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, процессного, нормативного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного и др.

При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход».

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, организационные, экологические, психологические аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между: отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребности.

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно – следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5–10 прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход – это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим, аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного времени.

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных, взаимосвязанных действий. Функции процесса управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по подсистемам системы менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др.

Административный подход позволяет регламентировать функции, права, обязанности, нормативы качества, затраты, продолжительность, элементы системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. п.).

Цель поведенческого подхода – оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Ситуационный подход помогает руководителю понять, каким способом можно добиться основной цели организации в конкретных условиях наиболее эффективно, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации, и какой эффект будет получен в результате воздействия на эти факторы.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления. Принципы управления объективны и универсальны, они опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. Различают общие принципы управления, принципы управления людьми, принципы, способствующие формированию личности менеджера.

К общим принципам управления относят: прибыльность, маркетинговая политика в менеджменте, плановость, нововведения и инновации, компьютеризация, периодическая полная реорганизация управленческих и производственных структур в фирме.

Принципы, определяющие взаимоотношения между руководителем и коллективом:

– партнерство в отношениях между руководителем и коллективом;

– делегирование полномочий;

– целевая установка менеджера на создание как можно лучших условий для труда своих подчиненных;

– отказ от привилегий;

– использование мер поощрения;

– расширение сфер обращения с подчиненными;

– поддержание хорошего микроклимата;

– активное участие в формировании «корпоративной» культуры в фирме.

Формированию личности менеджера способствуют следующие принципы: целенаправленное воспитание и самовоспитание личности менеджера; специальная подготовка менеджерских кадров.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание: организационно – административные, экономические, социально – психологические.

Организационно-административные методы – это методы, которыми управляющая подсистема (менеджер, специалист), воздействует на управляемую систему (коллектив, специалист). Методы опираются на систему законодательных актов; нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации; систему взаимосвязанных планов, программ и заданий; систему власти или оперативного управления.

Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей, поэтому экономическим методам отводится центральное место.

Экономические методы менеджмента – это методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно – финансового механизма, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применение методов оптимизации целей менеджмента.

Экономические методы можно разделить на две группы:

– экономические факторы внешней среды системы менеджмента, параметры которой не определяются предприятием (налоговая система и кредитно – финансовый механизм);

– методы, регулируемые предприятием (экономические нормативы функционирования предприятия; система материального поощрения; система ответственности за качество и эффективность работы; применение научных подходов и современных методов менеджмента.

Экономические нормативы функционирования предприятия должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции фирмы и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Система материального поощрения должна быть изменена с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование.

Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, так как основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

На основании экономических методов должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

Социально-психологические методы менеджмента направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению им поставленной цели или выполнению заданной функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Главная задача применения этих методов – формирование в коллективе положительного морально – психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

Система менеджмента – это система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений. Она должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента.

Законы и закономерности управления экономикой являются объективными экономическими категориями. Под законом понимаются отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях явлений. Законы, таким образом, отражают сущность определенной совокупности явлений. Понятия «закон» и «закономерности» можно соотнести как общее и частное. Закон отражает более общее понятие, закономерность – это проявление закона, его часть, его сторона.

 

После изучения этой темы вы должны усвоить следующие термины и понятия: научные подходы, социально-психологические, принципы управления, методы, организационно-административные, система менеджмента, методы, законы и закономерности, экономические методы, управления.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1 Перечислите научные подходы к менеджменту.

2 Как рассматривается любой объект при системном подходе?

3 Дайте общую характеристику принципов менеджмента.

4 Ориентация на человека рассматривается как основа современного менеджмента. Какие принципы управления соответствуют данному положению?

5 Расскажите о структуре системы менеджмента.

6 Дайте характеристику понятий «закон», «закономерность». Приведите примеры из области менеджмента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.