Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение цены и качества как фактор конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг

Комплексный подход в тарифной политике

 

Рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов (смешанный тип рынка).

Отраслями жилищно-коммунального хозяйства, в которых возможна развитая конкуренция, являются: техническое обслуживание и содержание жилищного фонда, в частности, обслуживание и ремонт внутридомовых систем (сантехнических, электротехнических, теплоснабжения); ремонтно-строительные работы; техобслуживание лифтов; техобслуживание телевизионных антенн; обслуживание электроплит; обслуживание наружного освещения; обслуживание и ремонт инженерного оборудования, мест общего пользования и содержание придомовой территории; вывоз твердых и жидких бытовых отходов; управление жилищным фондом; установка и ремонт приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды; озеленение территорий; ритуальные услуги. Отраслями жилищно-коммунального хозяйства, привязанными к инженерным сетям, в которых действуют субъекты естественных локальных монополий, являются водоснабжение и водоотведение; теплоснабжение; электроснабжение; газоснабжение. В настоящее время проводится политика выделения в общей деятельности монопольных структур отдельных сфер, которые они могут передать на условиях субподряда другим хозяйствующим субъектам – сторонним организациям (работы по ремонту и перекладке наружных инженерных сетей; работы по ремонту и техническому обслуживанию электроизмерительных приборов). Для отдельных сфер деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг, в частности, для управления жилищным фондом, в программных документах прогнозировался постепенный переход на конкурентные отношения. Управление жилищным фондом остается той сферой деятельности, в которой сохраняются административные методы хозяйствования. Ситуация с внедрением и развитием конкурентных основ в сферу управления жилищным фондом на данный момент неблагоприятна, так как существующая сеть созданных служб заказчика и товариществ собственников жилья недостаточна для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом. Необходимо упорядочение ценообразования в сфере ЖКХ (особенно на услуги естественных монополий) на основе совершенствования федерального законодательства.

Очевидно, что при значительной доле субъектов естественных локальных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства размеры устанавливаемых ими тарифов на оказываемые услуги существенно влияют на весь ценовой фон данной сферы. Такое отсутствие альтернативных поставщиков в системе ЖКУ имеет также следствием для потребителя необходимость оплаты указанных услуг по завышенным ценам и тарифам, рост которых не предполагает тесной связи с повышением качества данных услуг.

Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства является сильное влияние административных, а не экономических рычагов воздействия на предприятия, занимающихся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь - со стороны местных администраций. Это, в частности, находит отражение в отсутствии развитых договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде.

Отсутствие эффективных договорных отношений приводит к значительной финансовой неопределенности деятельности жилищно-коммунальных предприятий, большой финансовой задолженности части потребителей (в первую очередь-бюджетных) перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, побуждает поставщиков услуг диктовать условия поставки другим, более мелким потребителям, например, товариществам собственникам жилья. Все эти факторы делают сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг сегодня малопривлекательной для частного капитала.

Итак, возможно ли на сегодняшний день проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотраслях жилищно-коммунального хозяйства? Возможность создания конкурентной среды и подходы к демонополизации объектов коммунального назначения весьма различны для предприятий различных подотраслей, что диктует необходимость их раздельного рассмотрения. По признаку возможности создания конкурентной среды можно условно выделить следующие четыре группы:

- подотрасли потенциально конкурентные, где развитие конкуренции сдерживается существующей структурой управления подотраслью (жилищное хозяйство);

- подотрасли естественных локальных монополий. Это, как правило, организации инфраструктурного обеспечения коммунальными услугами - теплоснабжение, водоснабжение и канализация, электроснабжение и т.д.;

- подотрасли, сочетающие в себе элементы потенциально монопольных и потенциально конкурентных структур (дорожно-мостовое хозяйство, санитарная очистка и утилизация бытовых отходов, озеленение, ритуальное обслуживание);

- подотрасли с достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями (гостиничное хозяйство, банно-прачечное хозяйство).

Создание конкурентной среды в жилищной подотрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

От лица собственников муниципального жилищного фонда выступают, как правило, специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления (комитеты по управлению муниципальным имуществом, управления жилищно-коммунального хозяйства).

Частные собственники могут быть представлены юридическими и физическими лицами, имеющими в собственности жилищный фонд, товариществами собственников жилья или другими организациями, объединяющими непосредственно собственников жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (кондоминиумах).

В настоящее время все более важной проблемой становится жесткое регулирование и контроль работы коммунальных служб-естественных монополий районного масштаба. Должны быть созданы условия для развития конкуренции. К сферам деятельности, где возможно развитие конкуренции, можно отнести, например, разработку и внедрение альтернативных форм предоставления коммунальных услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем обеспечения, а также предоставление населению отдельных видов коммунальных услуг, не связанных с инфраструктурными объектами. Ключевая задача—снижение издержек на основе экономного и разумного использования ресурсов. Содержание жилищно-коммунального хозяйства должно стать дешевле.

В основе всего должно лежать кардинальное изменение ключевого звена ЖКХ как любой организации—системы управления. Когда какая-либо структура выступает одновременно и как заказчик, и как подрядчик, нелепо вести разговор о демонополизации и конкуренции. Многие жители не желают сегодня терпеть фактический произвол коммунальных служб. Некоторые не платят за квартиру, другие судятся. Но есть и такие, кто хочет дешевого, но качественного обслуживания под собственным контролем. Они объединяются в товарищества собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ являются одним из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников жилья и, возможно, самым эффективным на сегодняшний день путем влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг.

Понятно, что для формирования конкурентной среды необходимо создание многообразия собственников жилищной сферы и формирование рынка услуг. Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий. Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда.

До настоящего времени окончательно не отлажена система взаимодействия товариществ собственников жилья с органами местного самоуправления, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Практика показывает, что демонополизация возможна, прежде всего, в тех подотраслях ЖКХ, которые могут функционировать на принципах самоокупаемости. Это работы по обслуживанию объектов коммунального хозяйства: сбор и вывоз бытовых отходов, эксплуатация лифтового хозяйства, банно-прачечные, гостиничные и ритуальные услуги.

Процессы демонополизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства происходят как путем разукрупнения действующих в отрасли муниципальных предприятий, так и за счет создания альтернативных предприятий различных форм собственности, в том числе малого и среднего бизнеса, которые привлекаются на равноправной основе к участию в конкурсных отборах подрядчиков. В сфере жилищно-коммунального хозяйства функционируют альтернативные службы инженерного оборудования, лифтового хозяйства, котельных, однако сложности с финансированием ведут к подрыву доверия к самой идее реформирования жилищно-коммунального хозяйства и сдерживают вход на рынки жилищно-коммунальных услуг новых хозяйствующих субъектов.

 

2. СУЩНОСТЬ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Вопрос тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги является самым актуальным, так как затрагивает интересы каждого гражданина, его благосостояние, условия проживания и обеспечение жизненно-необходимыми услугами.

Существующие сегодня проблемы в достижении баланса интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг сложились не в одночасье, а накапливались десятилетиями.

В советском периоде оплата за жилье была символической В итоге такая тарифная политика приводила к убыточности предприятий ЖКХ.

Переход к многоукладной экономике и развитию рыночных отношений коренным образом меняет положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

После выхода Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» правительство принимает постановление «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий), которое кардинально меняет взаимоотношения между гражданином и государством в сфере ЖКХ.

1994 год стал отправной точкой в поэтапном переходе на полную оплату жилья и коммунальных услуг населением с предоставлением адресной дотации конкретному человеку в виде жилищной субсидии. С ростом цен и тарифов население все чаще и чаще стало интересоваться: «За что платим?», «Где предел роста тарифов?». Возникла необходимость внести коррективы в реформирование ЖКХ.

В соответствии с этой Концепцией, учитывая сложившуюся ситуацию, был увеличен срок перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость с 5 до 10 лет:

Соответственно, для определения соотношения платежей населения и дотаций из бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства ежегодно утверждаются федеральные и региональные стандарты:

1) стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек; 42 кв. м на семью из двух человек и 33 кв. м на одиноко проживающего человека;

2) стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяет долю платежей (в процентах) на покрытие затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг и устанавливается органом местного самоуправления по каждому виду услуг самостоятельно. Применяется при расчете дотации из бюджета. Например, дотации из бюджета на 2003 год 10%, соответственно 90% покрывает- ся населением и за счет других источников;

3) стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг рассчитывается исходя на социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на 2003 год и составляет 22%. Применяется для расчета средств, необходимых на предоставление субсидий;

4) стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. В расчет стандарта приняты затраты по предоставлению жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м исходя из социальной нормы на 1 человека — 18 кв. м.

Таким образом, сущность тарифной политики заключается в том, что с принятием концепции создана нормативно-законодательная база по поэтапному переходу на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг с предоставлением адресной дотации конкретному человеку в виде жилищной субсидии.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАРИФОВ

В развитие принятых законов и указов Президента в августе 1999 г. было принято Постановление Правительства «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».

Постановлением определена структура платежей граждан, обязательность проведения экспертизы тарифов по их экономическому обоснованию. Установлен порядок сбора платежей населения через ЕРКЦ. Приняты дополнительные меры социальной защиты населения (предоставление субсидий по двум вариантам — по стандарту максимально допустимой доли платежей населения и по прожиточному минимуму).

Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенных пунктов.

Общий порядок формирования тарифов и разделение полномочий между органами местного самоуправления и субъектами федерации определяются постановлениями правительства РФ, нормативными документами субъектов федерации и нормативными документами органов местного самоуправления.

Уполномоченные органы субъектов федерации — региональные энергетические комиссии (РЭК), устанавливают тарифы на следующие виды услуг:

электроэнергия;

газ;

 

теплоэнергия (по предприятиям, кроме муниципальных); водоснабжение и водоотведение (средние).

Органы местного самоуправления устанавливают тарифы следующие виды жилищно-коммунальных услуг:

- содержание и ремонт жилищного фонда;

- капитальный ремонт жилищного фонда;

- содержание и обслуживание мусоропровода (при условии выделения

в отдельную услугу);

- содержание и техобслуживание лифтов (при условии выделения в отдельную услугу из состава тарифа «Содержание и ремонт жилищного фонда);

-вывоз ТВО (твердых бытовых отходов);

- водоснабжение и водоотведение (по группам потребителей);

- отопление и горячее водоснабжение (по муниципальным предприятиям средний).

Соответственно, по этим видам жилищно-коммунальных услуг органами местного самоуправления устанавливаются ставки оплаты населением этих услуг в зависимости от стандарта, уровня платежей граждан (доля платежей населения). Доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг (в среднем) устанавливается в процентах к экономически обоснованным тарифам по постановлению (решению) субъекта федерации, в зависимости от средств, предусмотренных методикой межбюджетных отношений на покрытие части затрат предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальных услуг из бюджета. К примеру, методикой межбюджетных отношений предусматривается на очередной год покрытие затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг в размере 10%. Соответственно, 90% должны покрываться за счет средств населения и других источников, другими источниками могут быть дополнительные доходы бюджетов по территориям, собственные доходы предприятий, оказывающих услуги, инвестиции, затраты (доходы) других предприятий, юридических лиц.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать долю платежей населению по отдельным видам услуг при условии сохранения среднего уровня платежей граждан. Как пример — вывоз ТВО — 1ОО%, содержание лифтов — 95%, отопление — 80% и т.д., а в среднем по всем видам услуг — 90%. Органы местного самоуправления могут устанавливать долю платежей населения ниже установленного уровня платежей граждан на текущий год при наличии других источников покрытия затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Например: на услуги по водоснабжению и водоотведению предельные ставки оплаты составляют 50— 60% от затрат при среднем уровне 90% за счет перекрестного субсидирования (покрытие части затрат населения другими предприятиями, потребляющими этот вид услуг), соответственно для этих предприятий тариф будет выше среднего (экономически обоснованного), а для населения ставка оплаты будет ниже.

 

4. ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ТАРИФОВ И СТАВОК НА ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ

1. Настоящий порядок определяет вопросы разработки, представления, согласования и утверждения тарифов и ставок оплаты на жилищные услуги (содержание и ремонт жилищного фонда, содержание и обслуживание мусоропроводов, содержание и техобслуживание лифтов, найм, капитальный ремонт жилищного фонда) на основании действующих нормативно-законодательных актов.

2. Тарифы и ставки на жилищные услуги рассчитываются:

— на содержание и ремонт жилищного фонда, найм, капитальный ремонт жилищного фонда по нормативам потребления на 1 кв. м общеполезной площади (по коммунальным квартирам — на 1 кв. м жилой площади);

— на содержание и обслуживание мусоропроводов, содержание и техобслуживание лифтов по нормативам потребления на 1 человека.

З. Себестоимость жилищных услуг рассчитывается с учетом:

— обеспеченных финансированием основных показателей качества и надежности производимых услуг, разработанных на основании минимальных стандартов качества (показатели качества и надежности являются неотъемлемой частью договоров подряда на обслуживание жилых домов);

— перечней работ и услуг, входящих в себестоимость услуг;

— данных бухгалтерской отчетности;

— нормативов материальных затрат, штатных расписаний, а также нормативов потребления услуг (в случае отсутствия нормативов или их несоответствия реальным условиям, применяются фактические затраты (по согласованию).

4. Расчет экономически обоснованного тарифа на «Содержание и ремонт жилищного фонда осуществляется по форме согласно приложению

В форме расчета тарифа предусмотрено 2 раздела: 1-й раздел натуральные показатели; 2-й раздел — затраты.

В первом разделе указывается общеполезная площадь в жилищном фонде с разбивкой на общеполезную площадь квартир

нежилую площадь.

Во втором разделе ведется расчет расходов в денежном выражении на обслуживание площади, обозначенной в раздел 1 по статьям затрат:

 

 

5. Расчет затрат на содержание и ремонт жилищного фонда формируется по группам зданий в зависимости от этажности по жилому фонду, коммунальным квартирам и общежитиям.

б. Ставки оплаты на «Содержание и ремонт жилищного фонда определяются в зависимости от принятого уровня платежей граждан к экономически обоснованным тарифам.

7. Расчет ставок платы за найм и капремонт осуществляется

соответствии с Методическими указаниями по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда.

8. Расчет экономически обоснованного тарифа на «Содержание обслуживание мусоропроводов» и тарифа на «Содержание и тех - обслуживание лифтов осуществляется по формам, аналогичным расчету тарифа на «Содержание и ремонт жилищного фонда».

9. Предложения по утверждению тарифов и обосновывающие материалы к ним представляются предприятиями, оказывающими услуги, в службы заказчика. Управляющие компании — для предварительного согласования.

 

10. Для обоснования тарифов предприятия представляют следующие материалы:

— ходатайство на имя директора службы заказчика;

— пояснительную записку с обоснованием причин изменения тарифов на услуги;

— приказ по учетной политике;

— основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в целом по предприятию, в том числе по видам услуг, по отчету и по плану;

— динамику объемов предоставляемых услуг и тарифов;

— расчет экономически обоснованного тарифа с подробными расшифровками статей затрат;

— фактическую калькуляцию по статьям затрат;

— документы бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности;

— индикаторы эффективности и качества обслуживания;

— форму типового договора на предоставление услуг;

— мероприятия по снижению затрат;

— план оказания платных услуг населению и юридическим лицам.

При изменении статей затрат по сравнению с периодом, предшествующим регулируемому, по каждой статье дается обоснование увеличения (снижения) затрат на основании первичных бухгалтерских документов.

В качестве периода регулирования принимается календарный год.

Предприятия, оказывающие жилищные услуги, в обязательном порядке ведут раздельный учет по видам услуг по районам города и городу в целом. Это условие должно быть обязательным при выборе подрядчика на оказание услуг.

5 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Реализация тарифной политики в сфере ЖЕХ в условиях реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства проводится на основе существующей нормативно-законодательной базы по поэтапному переходу на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг. Предельный уровень платежей населения устанавливается в зависимости от федеральных стандартов. При этом следует отметить, что многие граждане пользуются субсидиями и льготами, финансируемыми из бюджета. В итоге фактическое покрытие населением затрат за жилищно-коммунальные услуги значительно ниже предельного уровня платежей населения и, как пример, по г. Ростову-на-дону в 2002 году составляло 55,8% против норматива 90%.

Тем не менее, тарифная политика требует внесения определенных коррективов поскольку не все затраты находят отражение в тарифах на жилищные услуги. В итоге — низкий уровень оплаты, текучесть кадров и низкое качество услуг.

1. Зачастую в тарифах на жилье ставка рабочего первого разряда значительно ниже установленной отраслевым профсоюзным соглашением, что способствует текучести кадров.

2. Повышение тарифов на электроэнергию и газ автоматически ставит ряд предприятий, обслуживающих жилищный фонд, в крайне сложные условия, поскольку повышение не предусмотрено в тарифе на «Содержание и ремонт жилищного фонда, а уровень рентабельности ограничен. В итоге — убытки либо сокращение перечня работ по ремонту и текущему обслуживанию.

З. Есть категории льгот, которые бюджет не финансирует, и в тарифах не предусмотрена компенсация, и предприятия вынуждены брать расходы себе на убытки. Безусловно, это сказывается на качестве предоставляемых услуг. Из-за отсутствия средств некоторые работы не выполняются.

4. В течение ряда лет денежные средства направлялись, в основном, на текущее содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства. В период экономического спада промышленности финансирование предприятий ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу. Промышленные предприятия и организации передавали свой жилищный фонд в муниципальную собственность. Многие передаваемые дома требовали капитального ремонта. Средства на капитальный ремонт практически не выделялись. В итоге ухудшалось техническое состояние жилищного фонда. Решение ввести в платеж населения услугу «Капитальный ремонт жилищного фонда» было принято с целью сохранения жилищного фонда от дальнейшего разрушения. Тем не менее, тариф на капитальный ремонт жилищного фонда значительно ниже нормативного и население покрывает расходы в пределах 8%, бюджет — 10—15%. Остальные затраты — 80% - практически не финансируются. Поэтому целесообразно тариф формировать по нормативам и продлить срок полного погашения затрат населением по капитальному ремонту, к примеру, до 2010 г. Соответственно население будет оплачивать100%.

Соответственно бюджет будет дотировать часть затрат, не покрываемую населением, что значительно улучшит техническое состояние жилищного фонда.

5. Содержание внутридомовых сетей холодного, горячего водоснабжения, отопления, газопровода предусматривается в тарифе на «Содержание и ремонт жилищного фонда», а денежные средства за поставку тепла, воды, газа получают предприятия, оказывающие эти услуги. Зачастую средств на содержание и ремонт внутридомовых сетей и коммуникаций у жилищников нет, а в тарифе у коммунальщиков не предусмотрены. В итоге недопоставка либо некачественная поставка коммунальных услуг и, соответственно, жалобы населения.

б. Тарифы на коммунальные услуги, оплачиваемые населением, для одного населенного пункта (города) должны быть едиными. В большом городе несколько теплоснабжающих предприятий, соответственно, и несколько тарифов. В итоге выводится средневзвешенный тариф. При этом одна часть населения платит больше, а другая — меньше.

Решение проблемных вопросов — это повседневная, напряженная работа специалистов всех уровней — муниципальных образований, субъектов федерации, правительства. В итоге совместных усилий вырабатываются решения, постановления, законы.

В мае 2003 г. принят Федеральный закон «Ю внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг. Закон предусматривает, что пересмотр или изменение цен на оплату жилья и тарифов на коммунальные услуги может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год. В развитие нового закона будут приняты соответствующие постановления на уровне правительства, субъектов федерации к органов местного самоуправления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок ЖКУ | Общая характеристика способа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.