Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЕС как мировой центр политической и экономической силы




ЕС – это, прежде всего, удавшийся антивоенный проект, выступающий гарантом мира на континенте

После падения Берлинской стены и расширения Европейского Союза на восток, ЕС стал мировым лидером во внешней торговле и догнал Соединенные Штаты по ВВП на душу населения

ЕС является крупнейшим мировым производителем и коммерсантом, основным производителем высоких технологий

Вместе с тем, ЕС очень зависим от импорта энергетических ресурсов (15 % от мирового объема энергопотребления)

Доля импорта в совокупном энергопотреблении Европы увеличилась с конца 90-х годов с 44 % до 57 % и может достигнуть к 2030 году 70 %

ЕС импортирует более 25 % энергоносителей из России, а Франция закупает около 80 % потребляемого дизельного топлива.

Евросоюз действительно уместно рассматривать в качестве автономного международного центра силы

Руководители ЕС и координаторы его международной активности придерживаются глобальной трактовки внешнеполитических интересов Евросоюза, подчеркивая, что в эпоху транснационализации географически отдаленные угрозы могут вызывать не меньшую озабоченность, чем те, которые исходят из близлежащих регионов

Ядерные проблемы Северной Кореи и Южной Азии, безопасность на Ближнем Востоке, ситуация в Афганистане, Экваториальной Африке, послевоенное восстановление и демократические реформы в балканских, восточноевропейских, закавказских и даже среднеазиатских государствах - далеко не полный список международных проблем, непосредственное участие в разрешении которых принимает ЕС как единый субъект.

Потенциал ЕС определяется агрегированными ресурсами стран – участниц объединения, а также их устремлениями в отношении использования этого потенциала

Европейский Союз в современном мире является единственным наднациональным образованием, претендующим на собственный особый подход к деятельности на международной арене

Европейский Союз ускорил создание своих институтов внешней политики и безопасности с конца 1990-х гг. под влиянием событий в Боснии, Косове, а также последующих односторонних действий США в Афганистане и в Ираке, вызвавших жесткую полемику внутри евроатлантического сообщества

Существуют серьезнейшие трудности на пути обретения ЕС традиционного набора элементов мощи: вооруженных сил и военных технологий, эффективной дипломатии и пр.

На сегодняшний день военно-политическое измерение потенциала ЕС имеет запутанную и «неэффективную» структуру - в этом измерении условная «Европа» существует в трех «ипостасях»:

национальных государствах,

собственно Европейском Союзе и

блоке НАТО

Великобритания и Франция обладают ограниченным, но действенным потенциалом ядерного сдерживания

Германия наряду с ними двумя, а также Италией и Испанией, располагает достаточно крупными и эффективными обычными вооруженными силами

Не очень многочисленные, но весьма хорошо оснащенные армии имеют целый ряд средних и малых стран ЕС.

Эти силы способны самостоятельно обеспечивать оборону национальной территории соответствующих стран и при необходимости вливаться в состав международных контингентов для решения миротворческих и полицейских задач среднего уровня интенсивности

Но национальный потенциал вооруженных сил не позволяет ни одной из европейских держав претендовать на глобальное лидерство

Помимо малого масштаба, дееспособность национальных вооруженных сил стран ЕС ограничена относительно низкими (в сравнении с их ВВП) военными расходами

Слаб в военно-политическом отношении и Евросоюз в целом

В области «материального» развития военного потенциала ЕС единственным крупным шагом стал начатый в 1999 г. проект создания Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР).

Инициатива предусматривает формирование контингента в составе 100 тыс. военнослужащих, способного к быстрой переброске в зоны конфликтов и ведению там миротворческой деятельности сроком до одного года

Проект предполагалось осуществить к 2003 г., однако эта цель достигнута не была

Причиной стали противоречия между участниками проекта

В результате он был несколько видоизменен, и в обновленном формате реализован частично к 2007 г., а полностью – лишь к 2010 г.

Наиболее ощутимое военно-политическое влияние в мире Евросоюз способен оказывать посредством координации позиций своих членов в рамках НАТО, куда с мая 2004 г. входят 19 из 27 членов ЕС.

Используя ресурсы альянса, к которым ЕС имеет доступ с согласия НАТО (что подразумевает одобрение со стороны США), Евросоюз по существу способен в некоторой степени «нарастить» собственный потенциал международного влияния за счет возможности частично использовать американские возможности

Правда, при этом уменьшается в соответствующей степени и мера независимости ЕС по отношению к США

Заключенные в марте 2003 г. договоренности «Берлин плюс» определили условия, на которых ЕС может использовать ресурсы НАТО (хотя в основном американские), оперативные разработки, вооружения и инфраструктуру

Реализация этих договоренностей может повысить способность Евросоюза к использованию силовых инструментов в реализации своей международно-политической стратегии.

Договоренности «Берлин плюс» теоретически предусматривают ситуацию, когда Вашингтон, не вполне разделяя приоритеты европейцев, разрешит им использовать ресурсы НАТО в интересах поддержания альянса, который в последние годы переживает весьма болезненные внутренние трансформации

Подкрепленный американскими ресурсами, Евросоюз внешне может выглядеть более убедительной военно-политической единицей - однако ровно в той мере и до той поры, пока его внешнеполитический курс не будет расходиться с интересами Вашингтона

Неудачи в сфере автономных проектов ЕС в области обороны и безопасности вызваны не в последнюю очередь трудностями координации позиций стран - участников самого Евросоюза.

В отличие от институтов власти национальных государств, руководящие органы ЕС не могут в достаточной степени легко и быстро обеспечивать концентрацию ресурсов на нужных направлениях внешнеполитической деятельности и (может быть, это еще важнее) их оперативного переключения с одного направления на другое

Основная проблема связана с процессом принятия решений, в ходе которого приходится согласовывать мнения 27 входящих в Евросоюз национальных государств

Управляют этим объединением как межгосударственные институты (Европейский совет и Совет министров ЕС), так и наднациональные органы (главный из них - Европейская комиссия), которые с момента рождения обрели собственные интересы, зачастую противоречащие устремлениям самых крупных и влиятельных государств - членов ЕС.

С одной стороны, основной проблемой для согласованного внешнеполитического курса ЕС стало осторожное отношение национальных правительств к передаче своих внешнеполитических полномочий наднациональным органам, а

с другой - расхождения между странами Евросоюза по общим подходам к внешней политике ЕС, а также по конкретным международным вопросам

Если Франция и Германия - «основоположники» европейской интеграции - являются наиболее активными сторонниками усиленной координации международной деятельности стран ЕС, то Великобритания, Дания и Нидерланды чаще всего выказывают сдержанное отношение к общей внешней политике Евросоюза, опасаясь противопоставить действия ЕС политике США и «трансатлантической солидарности».

Еще более настороженно эти страны, а также нейтральные государства Евросоюза (Ирландия, Австрия, Швеция, Финляндия) воспринимают проекты относительной «автономии» ЕС в области обороны и безопасности

По их мнению, подобные проекты также способны нанести ущерб альянсу с США

Расклад мнений внутри ЕС значительно осложнился после приема в 2004 г. в состав Европейского Союза новых членов, которые в своей политике безопасности стали ориентироваться на США гораздо сильнее, чем на Францию или Германию

К тому же в своем военном строительстве страны Центральной и Восточной Европы гораздо больше нацелены на участие в военном сотрудничестве в рамках НАТО, чем в рамках ЕС.

В пору обострения евроатлантических отношений в связи с ситуацией вокруг Ирака в 2002-2003 гг. США, обычно стремившиеся сгладить внутриевропейские противоречия во имя трансатлантического единства, стали играть на разобщение европейцев

Устами министра обороны США Д. Рамсфелда были произнесены слова о наметившемся разделении Европы на «старую» (отставшую от времени) и «новую» (прогрессивную)

К первой были отнесены противники войны в Ираке, ко второй - недавно принятые в ЕС государства, поддержавшие политику США

В складывающихся условиях противоречия среди стран ЕС могут нарастать, что способно воспрепятствовать выработке общей европейской внешней политики на неопределенно долгий срок.

Более всего внешнеполитический потенциал ЕС ограничивают противоречия между национальными правительствами стран - членов Евросоюза и его наднациональными институтами

Эти противоречия касаются как внешней деятельности (где они являются отражением различий внешнеполитических позиций отдельных государств), так и вопросов текущего реформирования самого ЕС

Свою роль играет и неприспособленность сложившейся системы работы наднациональных органов к повышению и оптимизации расходов на цели общей внешней политики

Структура бюджета ЕС чрезвычайно сложна, она сложилась задолго до возникновения в практической плоскости задачи выработать общую внешнюю политику. Реформировать эту систему сложно.

В итоге политическая воля ЕС действовать в сфере внешней политики в качестве единого целого оказывается слабее нежелания (и неспособности) тратить на эту цель больше денег

Фактором, способным поставить под угрозу эффективность принятия внешнеполитических решений ЕС, стала динамика демографических сдвигов в европейских странах

В Европе становится все больше мусульман - выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока

От дешевых рабочих рук иммигрантов из исламских стран зависит благополучие западноевропейских государств

Это не позволяет правительствам ужесточить правила иммиграции и пребывания выходцев с Ближнего и Среднего Востока на территории ЕС.

Мусульмане формируют в городах Европы (Германии, Франции, Нидерландов, Британии) компактные общины и, даже став гражданами европейских стран, сохраняют тесные связи и лояльность к странам своего происхождения или исламскому миру в целом

Такие общины со временем приобретают влияние, опираясь на поддержку их состоятельных представителей, интегрированных в политическую и экономическую элиту европейских стран

Исламские общины могут влиять на результаты выборов и успешно лоббировать свои интересы во властных органах ЕС

Вот почему наиболее развитые государства ЕС болезненно реагируют на угрозы обострения отношений с исламскими странами или исламскими организациями.

Например, критическая позиция Совета Европы в отношении политики России в Чечне, в частности, является плодом не только гуманистической культуры европейцев, но и активной деятельности евроисламских организаций

Важно учитывать и роль исламских террористических сетей

Весной 2004 г. террористические акты «Аль-Каиды» повлияли на итоги парламентских выборов в Испании, где от власти было отстранено правительство, поддерживавшее политику США в отношении Ирака

Угрозу повторения аналогичных сценариев хорошо ощущают политики Франции, Италии, Дании, Германии, Британии - всех государств, где наличие многочисленных исламских общин создает среду, в которой достаточно легко могут укрываться террористы, если они - выходцы с Ближнего и Среднего Востока.

Способность Европейского Союза согласованно реагировать на угрозы, прямо или косвенно связанные с исламом, в обозримой перспективе будет оставаться довольно невысокой

Точно также невысокой может оказаться и готовность ЕС солидарно выступать с США в борьбе против исламских экстремистов военными методами

Некоторые ученые делают выводы относительно «слабой внешнеполитической субъектности ЕС», склонны констатировать неудачу попытки Евросоюза стать «равным США по силе» игроком на поле дипломатии и военно-политических отношений.

По численности населения (почти 450 млн жителей) ЕС превосходит США (290,3 млн), Россию (144,5 млн), Японию (127 млн), но уступает Китаю (1,287 млн) и Индии (1,05 млн)

Площадь ЕС (15 государств) - 7,2 млн кв. км.

Для сравнения: территории США и Китая составляют примерно по 9,6 млн кв. км.

По этому показателю их опережают только Россия и Канада (соответственно - 17,1 и 10,0 млн кв. км)

В 2001 г. ВВП 15 стран ЕС в текущих ценах составлял 8,7 трлн долл

Это на 22 % меньше ВВП США (11,2 трлн долл.), но вдвое больше ВВП Японии и Китая (соответственно 4,5 и 3,85 трлн долл.).

По показателю годового ВВП в расчете на душу населения ЕС (20,7 тыс. долл.) уступал США (86,3 тыс. долл.) и Японии (32,6 тыс. долл.), но в 6,5 раза превосходил уровень Китая (3,105 тыс. долл.)

По темпам экономического роста ЕС заметно опережает Японию, но существенно уступает США и Китаю

Следует, однако, учитывать, что относительно невысокие показатели экономического роста ЕС обусловлены политикой самого Евросоюза

Он готовился к введению единой валюты и сознательно «притормаживал» экономический рост, отдавая предпочтение задачам ограничения инфляции, сокращения государственного долга и дефицита госбюджета

Новые члены ЕС в основном относятся к числу относительно бедных, по европейским масштабам, стран.

Поэтому индикатор размера ВВП на душу населения ЕС снижается, а экономический рост ЕС, - замедляется

Вместе с тем, прием новых членов - в некотором роде «стратегическая инвестиция» более развитых стран Европы, которые полагают, что освоение экономических, демографических и пространственных ресурсов новых членов ЕС окупит себя в перспективе

Включив их в производственные и финансовые процессы, Европейский Союз имеет шанс упрочить своп позиции экономического центра силы и крупнейшего в мире торгового блока

Расширение приведет к ускорению, а не замедлению экономического роста ЕС

Новые члены будут стремиться максимально быстро сократить отставание в уровне экономического развития от ведущих государств Евросоюза.

Важнейшим элементом лидерского потенциала Евросоюза является его культурное и кулътурно-политическое влияние, масштабы которого фактически сохраняют общемировой характер

Сегодня понятие «европейские ценности» стало весьма широким

Оно включает в себя представления о необходимости разрешать споры мирным переговорным путем, соблюдении гражданских и политических прав и свобод человека и этнических меньшинств

Другие компоненты «европейских ценностей» - обеспечение экономической и политической стабильности на основе общественной солидарности, повышении благосостояния европейцев, поддержание безопасного и дружественного внешнего окружения.

Данные ценности влияли и продолжат влиять на политическую культуру многих неевропейских стран и регионов - от Восточной Азии до Африки и Латинской Америки

Сущность Европы как центра силы, олицетворяемого Европейским Союзом, заключается в ее фундаментальной моральности

Совет Европы формирует общемировой канон правозащитных норм, стремясь его ужесточить и распространить на все международное сообщество

Не случайно правозащитники практически во всем апеллируют именно к европейским оценкам ситуаций, складывающихся в их странах с правами человека и политическими свободами.

Лидерство в сфере правозащитной активности позволяет Евросоюзу при необходимости оказывать довольно эффективное давление на те или другие страны мира

Поэтому она представляет собой элемент как организационного ресурса ЕС, так и потенциала его морально-политического влияния

Признанием высокого авторитета именно европейской традиции морали и борьбы за справедливость оказался факт размещения на европейской земле международных судебных органов и трибуналов - Международного суда ООН, Международного трибунала ООН по бывшей Югославии, Международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека и др.

Эти инстанции, хотя и весьма остро ощущают свою зависимость от позиции СЩА, тем не менее проявляют порой способность к нетривиальным акциям.

Важным инструментом культурно-интеллектуального воздействия на другие страны и регионы стал в руках Евросоюза его в целом весьма удачный интеграционный опыт

Именно он обусловил популярность интеграционных рецептов для многих неевропейских стран и регионов

В Африке, Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) были с разной степенью успеха запущены процессы межгосударственной экономической и отчасти политической интеграции, хотя ни одна из известных моделей интеграции вне Европы не пошла сколько-нибудь строго по европейскому «наднациональному» пути

Даже создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) было во многом ответом на возраставшую экономическую конкуренцию со стороны западноевропейской интеграционной группировки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.