Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №1. Психолого-педагогические подходы к образованию: когнитивно-ориентированны, личностно-оринтировнный, компетентностн-ориентированный подход

Образовательная среда вуза.

Психолого-педагогические подходы к образованию: когнитивно-ориентированны, личностно-оринтировнный, компетентностн-ориентированный подход.

Самыкина Наталья Юрьевна. Психология высшей школы.

1 декабря 2011 г.

 

 

Образование – процесс усвоения человеком социокультурного опыта при активном его взаимодействии с окружающей средой. Речь идет о социальной среде.

Характеризуется:

1) непрерывностью – человек постоянно включен во взаимодействие с ОС, опосредованно или непосредственно, независимо от вхождения в образовательные организации, усваивает постоянно определенный опыт.

Обучая студентов, ориентируются на его знания, полученные в школе. Поступая на работу, используют также то, что получено им в вузе (либо посредством подтверждения, либо путем отрицания). Продвижение по карьерной лестнице также невозможно без изменений также невозможно. В этом заключается непрерывность образования. Непрерывность предопределяет качество образования.

2) образование происходит на протяжении всей жизни – не имеет временных границ, но имеет возрастные особенности.

Образование – это освоение опыта, и не обязательно связано с образовательными организациями.

Пример. Когда младшие обучают старших (обращаться с техникой, например).

Выход за определенный возраст – необходимость встраиваться в систему отношений, через различные социальные институты.

В каждом возрастном периоде есть сензитивные периоды. Развитие определенной функции происходит наиболее интенсивным образом. Если не были созданы необходимые условия для такого развития, то «догнать» потом практически невозможно или сопряжено с несоизмеримыми ресурсами.

3) образование – взаимный, взаимообусловленный процесс, т.е. он связан с взаимодействием с другими людьми, и самим собой во временной перспективе. Усваивая новые знания, человек проверяет его для себя, насколько оно вписывается в его картину мира, в систему его знания и опыта.

С одной стороны – это ресурс, с другой – препятствие для дальнейшего развития и усвоения.

Пример. Одной из проблем обучения в вузе может быть плюрализм информации, который дается разными преподавателями. Для человека с отсутствием должных навыков критического мышления и отсутствием должной базы тяжело понять, на что ориентироваться, сделать выбор мнения.

Примерно 3-й курс – критический период. Кажется, что учат не тому, чего он ждал. Все знаю. Кажется, что все повторяют сотый раз.

преподаватель должен меняться вместе со студентов. Иначе – выпадание за пределы образовательной среды, т.к. не будет реализовывать необх.задачи.

пример. Уменьшение аудиторной нагрузки. Задача – организовать самостоятельную работу. Как? Занять жестко авторитарную позицию, т.е. строго относиться к выполнению заданий.

Изменение контингента студентов, социальной среды неминуемо ведут к изменению образовательного процесса, изменению преподавателя, вплоть до его системы взглядов.

Как можно это компенсировать? Студенты м.заниматься в кружках научной направленности …

Соотношения примерно одинаковые. Соц.исследования показывают, что процент работающих по специальности, идущих в науку и т.д.

Психологические подходы:

В последние годы – эволюция от когнитивного к компетентностному.

1) Сер. 60 - нач. 70-х в образовании были сформулированы основные цели и задачи (и школьное, и вузовское):

Знания, умения, навыки, готовность к труду, готовность человека исполнять социальный заказ (когнитивно-ориентированный подход).

Поэтому большое внимание уделялось идеологической составляющей (воспитательная функция высшей школы). Сейчас спорят, должен ли университет заниматься воспитанием.

Характеристики подхода:

Главная цель – дать знания, умения, навыки. Конкретные и непротиворечивые. Соответствующие общей идеологии страны.

Пример из психологии: зарубежные теории практически не преподавались. Например, за чтение Юнга, Фрейда увольняли из универстита, вносили в «черный список». Поэтому дворники были одной из наиболее интеллигентных групп общества))

Например, из Ленинградского университета была исключена группа студентов, которые вечером собрались читать Юнга в оригинале.

Подход подразумевал единый стандарт. Должен был реализовывать в любом учебном заведении, независимо от региона, где он находится.

Вариации касались только таких моментов: не везде открывались классические университеты, только прикладные вузы.

Т.е. переходя из вуза в вуз, человеку не надо было ликвидировать академическую разницу. Ее почти не было. У университетов была более вариативная программа, там тяжелее учиться.

Общая стратегия – стратегия формирования, которая подразумевает оформление человека под заданный образец. Модель описания профессионала через описание профессиональных качеств. Каждая профессия – набор определенных качеств (как непосредственно к образованию, квалификации, опыту, так и к личностным характеристикам).

Поэтому параллельно развивалась психологическая диагностика, чтобы выяснить соответствие этому образцу.

Основная ответственность лежала на преподавателе, а не студенте (учителе, но не ученике в школе). Если ребенок получает «двойку», то учитель плохо работает.

Большое внимание уделялось абсолютному измерению знания: жесткие критерии оценок, четкие требования к этим оценкам, по ним оценивалась общая успеваемость.

Ограничения (недостатки): ограниченность знания, умений, навыков, информации, которую передавала высшая школа студенту.

 

2) личностно-ориентированный подход

оформился в конце 80-х гг. – начале 90-х гг.

Основная ценность образования – человек, основная цель – всестороннее развитие человека. Предметная подготовка отходит на второй план. Они становятся инструментом развития личности. Не важно, кем ты хочешь работать, главное – самореализация.

Каждый человек – сам кузнец своего счастья. Идеология коллективизма резко сменилась на идеологию индивидуализма.

Большой приток иностранных идеологий.

Появились направления и специальности творческого характера.

Большое внимание поиску себя (крайнее проявление – секты). Одно из деструктивных направлений – саентология (дионетика).

Недостаток: бесконтролен. Нет понимания результата. Просто всесторонне развитая личность.

Тогда появлялись споры, что читать детям по истории.

Плюс: началась индивидуализация образования. Курсы по выбору. Выбор специализации, авторских дополнительных курсов. В школе стали внимание уделять урокам психологии. Стали вводиться классы для одаренных детей и классы коррекционной направленности.

В вузе появилось свободное распределение (после получения образования), появилось большое кол-во вузов, много психологических дисциплин.

Плюсы: учит нести ответственность, учит выбирать.

Резюме по этому подходу: результатом образования становится личность, способная (по определению) к самореализации в любой сфере жизни общества.

 

3) основная цель – формирование ключевых компетенций.

На ящик запрос, в теме: «аспиранты».

Компетенция – способность и готовность студента в реализации в профессиональной деятельности (Н.В. Соловова).

Мир и рынок труда неопределенны, задача – сформировать общепрофессиональные компетенции и научить минимальным активностям в избранной им сфере, согласно его квалификации и уровню среднего образования. Вуз снимает с себя ответственность за образование. Вуз дает возможность научиться быть адекватным, востребованным, есть компетенции, которые являются критериями выполнения образовательного стандарта.

Этот подход был призван не только сформировать знания, но чтобы еще были сформированы личностные особенности, позволяющие самореализовываться.

 

[email protected]

 

8 декабря 2011 г.

Лисецкий Константин Сергеевич

 

2 модели

1) веселая

2) строгая

и та, и другая глупые, потому что запоминает человек только то, что он сам реально пережил.

 

1. Психика -

мотив ситуативный и надситуативный (это и есть ценность) – это все побуждения к действию

рефлексия – небиологический способ фиксации опыта

педагогика – внешняя организация, психология - внутреннее

психика – 1 – сущность, в которой внешний мир природы и культуры находятся в единстве всех связей и отношений в виртуально-сжатом виде. Это скрытая, внутренняя причинность. Это внутренний мир человека, в котором в единстве и причинно-следственные, и не причинно-следственные связи.

С одной стороны, этот мир не виден, с другой, это значит, что есть внешний мир. Т.е. человек живет в 2-х мирах. Внутренний, с одной стороны, помогает воспринимать и истолковывать внешний. Там живет он один. Во внешнем – все вместе. Одной ногой во внутреннем, одной – во внешнем. Постоянно перешагивает из одного мира в другой. Всю жизнь занимается согласованием этих двух миров, ему для этого нужен инструмент. Этот инструмент называется личностью. если согласование удается, человек счастлив, не удается – не счастлив.

Внутренний мир пытается создавать внешний мир на свой внутренний. Образ, который есть внутри, я воплощаю во внешний мир.

Строго формализованные образы – цели (представил, что хочу повесить определенную картину - повесил).

 

Оьъединение в группы – от биологического к социальному. Социальные правила очень часто противоречат биологическим. Именно поэтому человек и соткан из противоречий. Способ приспособления человека к группе – воспитание.

Первое приспособление – понравиться родителям.

Сегодня этих групп предписаний очень много. И они также часто противоречат. Мама говорит ребенку, что надо хорошо учиться, а друзья – что учиться=ботанить. Ребенка никто не учит, как это согласовывать. Если не умеет примирить, то формируется контрпрограмма – «умный, но ленивый». Лень защищает от программы не успеха, который снимает противоречие.

Тот, кто обеспечивает для него решение, будет для него Богом. Поэтому те, кто читает книжки, управляет теми, кто смотрит телевизор.

Психика дает нам возможность договариваться.

Но чем современнее и цивилизованней человек, тем больше он подавлен.

 

Самый сильный мотив, в том числе образования, - новые возможности.

2 переживания: 1) невротическое – не смогу даже то, что могу, и 2) могу больше, чем могу, или невозможное возможно.

Вижу то, что называю (человек занимается имянаречением). То, что неизвестно,.

Человек, принимая решения, всегда старается сделать так, чтобы оно соответствовало внутреннему.

 

Итак, психика – причинность. Сферы:

1) психические процессы

а) познавательные – важны в педагогике

б) эмоциональные

- эмоции – непосредственное переживание (ситуативный)

- чувства – опосредованное переживание (надситуативный, устойчивый, предметный)

- аффекты

в) волевые

2) психические состояния

3) психические свойства

а) темперамент

- холерик – процесс возбуждения выше торможения

- сангвиник - уравнавешены

- флегматик - растянуты

- меланхолик – торможение выше возбуждение

б) характер

- маниакально-депрессивный тип

- шизоидный

в) способности

- обучаемость

- оригинальность решений

- отсутствие психического напряжения в решении определенного класса задач

- это способность к свертыванию лишних процедур и образованию идеальной модели

ребенку мама дает два предмета – потом он показывает на пальцах – потом говорит – потом думает – потом видит. Это механизм свертывания

г)?

 

7 познавательны процессов:

1) внимание – способность субъекта концентрироваться на объекте определенное время. Подразделение на:

- непроизвольное

- произвольное (построено на воле, долге, ответственности)

- послепроизвольное (увлеченное, когда воля не нужна) – тогда появляется креативное производство

главное умение преподавателя – управление вниманием преподавателя.

Существует три объекта внимания:

- аудитория

- содержание

- я сам.

Важно распределить внимание: если сильно концентироваться на аудитории, то очень сильно устаешь, если на содержании – то нет соотношения с опытом обучаемого, если на себе – очень волнуюсь, как выгляжу, какое впечатление произвожу, сильно напряжен, можно сделать неловкость.

Механизм творческой доминанты: включается поисковая активность. Спросить – начинают предлагать варианты (включили поисковую активность – все ищут ответ) – потом его выдаете. В этом состоянии легко перераспределяется внимание. Преодоляется страх говорения: даже если скажу глупость, перенаправлю к теме.

Доминанта – устойчивый очаг возбуждения.

Три вида объекта – три вида внимания.

2) ощущение – знак раздражения, объективированное раздражения, а не само раздражение, это память о раздражении, зафиксированная в знаке

3) восприятие – синтез ощущений, это уровень опознания

мышление возникает тогда, когда я что-то не понимаю

мышление – внутренние ответы на внутренние вопросы

существует два вида вопросов:

- инфантильного характера – о результате (вопросы, на которые есть ответы)

- рефлексивного характера – тогда ребенок приобретает опыт саморазвития

основное для преподавателя – создание у обучаемых механизма саморазвития

4) память

5) мышление

6) воображение – больше всего связана с эмоциями. Это аналитико-синтетический процесс создания новых предметов или предметных характеристик или образов. Зачем развивать воображение? У него 4 функции:

- создание образа по описанию – тогда надо проверить, возник он или нет

- представление средств и результатов деятельности до ее совершения – создание альтернативных результатов, с представлением себя в этом результате, запрет на такое создание – появление чувства «я не могу»

- компенсирующая фукнция – человек фантазирует, когда не справляется с ситуацией

- выбор стратегии или программы поведения в ситуации неопределенности. Ситуация всегда вызывает психическое напряжение. Если оно превратилось в состояние тревожности. И забываете, что неопределенность, хотя и дискомфорт, это предпосылка для нового, для развития. Войти в неопределенность сложно, но имея программу, намного легче.

7) речь – индивидуальный способ использования языка

структурирование речи

технология удаления слов (запрещаем использовать определенные слова, чтобы их заменяли другими словами, тогда эти слова начинают использовать).

 

Итак

управление вниманием

управление саморазвитием

это универсальные рычаги для процесса обучения

надо учитывать типа темпераментов, есть психофизиологические особенности (утомляемость).

 

15.12.2011

Студенческий период характеризуется двухплановостью самоопределения:

с одной стороны, личностное самоопредееление (завершающийся подростково-юношеский кризис на первых курсах, не завершен период становления идентичности)

с другой, профессиональное самоопределение

мотивы сегодня (в порядке убывания популярности ответов):

1) получение диплома

2) обучение в конкретной уч.заведении (в т.ч. у меня в семье все учились, все друзья …)

3) личное социальное развитие

4) получение конкретной профессии.

Отличия студенчества от школьного возраста:

1) престижная и мифологичная роль студента (рассказы про студенческую жизнь, мифы… - романтизация студенческой жизни)

2) качественные изменения рефлексии (способности осознать те изменения, которые происходят с самим человек, рассмотреть и проанализировать их с точки зрения некой объективной реальности)

почему происходят? Вынужден прислушиваться к другой точки зрения, развивать способности аналитические, видеть разные стороны одного явления

начинает понимать свои личностные способности и сравнивать с представителями профессии.

4) сдвиг лопуса контроля с внешнего (склонен приписывать все события внешним, не зависящим от него обстоятельствам – судьба и т.п.) на внутренний (все зависит от меня и определяется моими действиями)

отличается от ответственности – здесь осознание того, что от меня зависит, а что нет.

5) развитие экономической идентичности

больше задумываются о необходимости работать и зарабатывать/ претензии к родителям, чтобы повысили размер карманных денег

тоже связано с профессиональным становлением

либо нарабатывание профессионального стажа

6) более гибкое поведение в общении с представителями различных субкультур (в широком смысле, т.е. и классические субкультуры, например, эмо, готы и т.п., потребителей психоактивных веществ, так и этнические субкультуры)

больше времени тратится на образование, чем на выяснение отношений

 

образовательная среда

это система влияний и условий, в которых студент усваивает профессиональный и социальный опыт

1) высокий уровень гетерогенности (очень разнообразная – по возрасту, направлениям подготовки)

2) цикличность учебного процесса

3) мультизадачность среды

воспитываем не только профессионалов, но и граждан, хороших людей

4) тесное переплетение ролевых и межличностных отношений

сильная эмоциональная составляющая сильно влияет на должностные отношений. И наоборот

5) сильная взаимосвязь с другими средами и организациями (Минобразования, демографическая ситуация в стране, потребности рынка)

6) высокий конкурентный характер отношений.

 

В структуре образовательной среды 3 компонента:

1) физическое окружение (само пространство, эргономика помещений, место нахождения университета, комфортность – цвет стен, удобство перемещения на каблуках)

2) социальный компонент – контингент студентов и преподавателей

преподаватели: возраст, квалификация, педагогический и профессиональный опыт, транслятор информации или показатель профессиональной деятельности.

3) программный компонент

насколько образовательные программы учитывают интересы общества, рынка, преподавателей и студентов

 

Классификация образовательных сред по В.А. Ясвину:
параметры для определения типа образовательной среды: свобода-зависимость, активность-пассивность.

Здесь график.

Если среда поддерживает пассивность и зависимость – догматическая (авторитарная) – исполнительность, дисциплина. Конструктивность: воспитывает нормативность, развивает ответственность и дисциплину.

Если поддерживается активность, но зависимость как приверженность правилам, традициям – карьерная. Конструктив: системность. недостатки: неспособность к принятию оригинальных решений.

Если воспитывается и свобода, и пассивность – среда безмятежного потребления (безмятежная среда) – попустительство. Мы работаем в ней. Конструктив: выкорабкивается тот, кто может. Кто хочет, тот берет, кто нет – нет.

Если и свобода, и активность - творческая. Конструктив: инновации. Но: не всегда формируется способность работать с людьми, в коллективе, т.к. сильно выпадает зависимость.

Есть еще третья ось – ответственности (субъектов образовательного процесса) – как только появляется понимание целей и задач образовательного процесса, конструктив любого типа проявляется.

 

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников.

Цель – научить студента привыкнуть самостоятельной работе, большей дистанцированности от группы…

Что мешает студентам на первом курсе:

1) адаптация к учебной группе и к преподавателям (у всех разные требования, не всегда понятно, чего ожидать, нет представления о требованиях)

2) необходимость переделывания режима дня – стрессонеустойчивость

3) огромный объем материала, который противоречив, нет способности работать с этой информации. Нет понимания, чем университетский язык отличается от школьного.

Кто должен заниматься социальной адаптацией в вузе? Куратор, служба соц.помощи и т.п. вообще важно, т.к. нужно иметь обратную связь от студентов.

 

 

(22 декабря ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА. Лектор: Сысоева)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Повышение квалификации вуза | Вопрос 1. Концепция педагогических умений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.