Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расовое и этническое разнообразие американского общества: современное состояние и перспективы

Лекция 9. Интеграционные, поликультурные, миграционные процессы в США

 

 

1. Расовое и этническое разнообразие американского общества: современное состояние и перспективы.

2. Региональная политика в США.

 

США представляет собой многообразие различных народов, рас, культур, традиций и обычаев

Это разнообразие складывалось на основе иммиграции, которая представляла собой главный механизм этнического складывания американской нации

В разные периоды она вливала в население США массы людей той или другой национальной принадлежности

Взаимодействие этих национальных групп с прежним населением и между собой, судьбы их потомков, их социальная и культурная ассимиляция, физическое смешение разных этнических элементов — в этом и заключаются основы этнической истории американской нации

Складывание американской нации прошло в три этапа:

Первый – этап ассимиляции иммигрантов, названный учеными концепцией англоконформизма, суть которой заключалась в игнорировании национальных особенностей иммигрантов и предполагала безоговорочное принятие системы англосаксонских ценностей

Однако, недостатком данной концепции было то, что она не учитывала всю сложность и многогранность процессов иммиграции, ассимиляции выходцев из других стран, игнорировала объективные закономерности социального развития полиэтнических США

В определении конечных результатов сторонники англоконформизма исходили исключительно из интересов англосаксонской правящей верхушки и недооценивали той огромной роли - социальной и идеологической — традиций и обычаев их стран в процессе адаптации к новым условиям существования

Кроме того, осуществляя деление идеологических, политических и культурных ценностей на «низшие» и «высшие», а групп населения на «полноценные» и «неполноценные», наиболее отчетливо проявлялся шовинизм концепции

Данное обстоятельство, в свою очередь, обрекало выходцев из других стран, за исключением Британских островов, на расово-этническую дискриминацию во всех сферах общественной жизни американского общества - в одних — явно, открыто (экономическая, политическая), в других — более завуалировано (культура, быт)

Второй этап – концепция «плавильного котла», стержнем которой стала идея «смешивания» представителей ядра американской нации с остальными иммигрантскими группами

Данная концепция учитывала наличие межэтнической интеграции в результате контактирования представителей различных этносов

Несмотря на то, что теоретические построения концепции «плавильного котла» основывались на действительности (в основу ее положен факт относительно быстрого смешения выходцев из разных стран), однако, в определении эффективности и перспектив «плавильного котла» американские идеологи, допустили огромные просчеты

Поверив во всемогущество данной концепции, в ее способность «перемолоть» большое количество разнообразных элементов в единую американскую нацию, исследователи не учли сложность и объективные закономерности процесса образования единой нации, в котором участвуют представители самых различных этносов

Одной из самых распространенных современных концепций, использующихся для интерпретации этнической ситуации в полиэтнических странах мира, является концепция культурного плюрализма

Содержание ее сводится к признанию существования в рамках одного этнополитического организма различных национальных меньшинств и этнонациональных групп со своеобразными элементами быта и культуры, связанными с инонациональным происхождением, которые отличают их от господствующей этнической общности

Соединенные Штаты Америки как страна представляет собой многообразие различных народов, рас, культур, традиций и обычаев

США – одно из самых неоднородных в этническом отношении национальных сообществ, которому удалось установить далекую от идеала, но все же относительно стабильную и демократическую политическую систему в многоэтническом обществе

Это страна с уникальной структурой населения

В ней присутствуют: автохтонный компонент – индейские племена, алеуты и гавайцы, основное «ядро», условно объединяющее выходцев из Великобритании и иммигрантов из стран Западной и Северной Европы, и «новая иммиграция» - в основном потомки переселенцев из Южной и Восточной Европы и Азии, а также большое количество афроамериканцев

При этом, важной особенностью американского законодательства по гражданским правам является то, что обеспечивая всем гражданам Америки равные права, оно не закрепляет за ними каких-то особых прав как представителей той или иной группы населения

Более того, законодательное закрепление групповых прав рассматривается американским конституционным правом как нарушение антидискриминационных норм

Важнейшим элементом американской этнической модели стал административно-правовой механизм регулирования в области расово-этнических отношений, который рождался буквально в огне социальных битв, под напором массовых движений и требований

Так, 14-я поправка к Конституции широко использовалась для защиты прав меньшинств

Предоставление гражданства любому лицу, родившемуся на территории США, и запрет на лишение прав иначе как по приговору суда.

Наиболее важным результатом этой поправки стал Акт о гражданских правах 1964 г.

Свои гражданские права и антидискриминационные гарантии представители расово-этнических групп завоевывали в ходе массовой организованной борьбы

Глубина вызванного этой борьбой общественно-политического кризиса способствовала широкому общественному осознанию необходимости создания эффективного государственно-правового механизма обеспечения прав представителей расово-этнических групп, главной целью которого было не допустить дальнейшего взрывоопасного обострения межрасовых и межэтнических проблем и конфликтов

Его главными составляющими стали:

1) иммиграционное законодательство, которое обрело свои основные черты в 1965 году после принятия нового закона, который внес изменения в принцип «селекции» иммигрантов:

была провозглашена постепенная отмена расово-национального принципа их отбора - всем странам и нациям предоставлялись равные доли, но они не должны были превышать 20 тыс. ежегодно от каждой страны

Преимуществом при допуске в США пользовались ближайшие родственники граждан США, проживающие за рубежом, ученые, врачи, представители «дефицитных» специальностей, включая квалифицированных рабочих и даже сельскохозяйственных рабочих, потребность в которых ощущалась в некоторых районах.

Были введены – впервые в истории США – ограничения на въезд иммигрантов из стран Латинской Америки

2) Законы о гражданских правах, направленные на обеспечение конституционно охраняемого равенства прав граждан независимо от их расового, этнического происхождения, пола и вероисповедания

Юридической основой данной системы является ряд принятых начиная с 1940-х годов президентских указов, в частности, указ № 11246 (1965), а так же Закон о гражданских правах 1964 г., запретивший дискриминацию при найме на работу и получении образования по признаку расы, пола, религиозных убеждений и этнического происхождения

Законы, запрещающие дискриминацию по национальному происхождению, классифицируют дискриминацию, обусловленную местом рождения конкретного лица, его происхождением, культурой или языком, как противоправное действие

Людям не может быть отказано в равных возможностях, потому что они, или их семья, являются выходцами из другой страны, потому что их имя или акцент указывает на их принадлежность к группе определенного национального происхождения, потому что они имеют определенные обычаи, которые указывают на их принадлежность, или потому, что они состоят в браке или связаны с лицами, принадлежащими к группе определенного национального происхождения.

К отдельной части законодательства США относится политика в отношении индейского населения, которая принимала на различных этапах истории достаточно многосложные и неоднозначные формы

Несмотря на всю сложность, американское правительство сумело урегулировать данный вопрос, приняв определенные законодательные акты

Так, 28 июня 1973 г. конгресс принял резолюцию № 37, где определялись конкретные направления деятельности федерального правительства в индейском вопросе:

а) восстановление статуса терминированных общин и подтверждение индейского суверенитета;

б) укрепление экономических основ общинного самоуправления;

в) гарантирование свободы отправления традиционных культов

Спустя 5 лет, 18 июля 1978 г. конгресс принимает совместную резолюцию № 738, гарантировавшую индейцам возможность отправлять свои верования, «иметь и использовать так называемые святые места», но с существенной оговоркой, что это не нанесет ущерба окружающей среде и «не нарушит законы, изданные в интересах всего общества»

3) Создание правительственных комитетов, занимающихся вопросами урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих на почве расовой и этнической неприязни, а так же их взаимодействия с различными общественными этническими организациями

Специальные государственные органы, наделенные необходимыми полномочиями по обеспечению соблюдения антидискриминационных норм, содержащихся в том или ином законе или разделе закона.

Отдел по гражданским правам Министерства юстиции США, который следит за исполнением федеральных законов, запрещающих дискриминацию и преследует за совершение преступлений, спровоцированных расой, цветом кожи или национальным происхождением

Служба общинных отношений, возникшая в результате принятия программы федерального правительства

Главной задачей Службы является помощь общинам и индивидуумам по всей стране в разрешении споров, разногласий и других затруднений, причиной которых является дискриминационная практика, связанная с расой или национальным происхождением

Данное подразделение было основано в 1959 г. и начало реально функционировать после принятия Акта о гражданских правах 1964 г.

Кроме того, в стране активно функционируют различные общественные комитеты и фонды, призванные оказывать помощь этническим группам

Говоря об индейском населении США, стоит отметить работу Бюро по делам индейцев, созданного еще в 1834 году в составе министерства внутренних дел

На сегодняшний день, основной обязанностью Бюро по делам индейцев является контроль за исполнением федеральных программ в отношении индейцев и жителей Аляски

Важную роль в разряжении ситуации, складывающейся на протяжении всей истории США между правительством и индейским населением сыграл созданный в 1968 г. президентом Л. Джонсоном Национальный совет по равным возможностям индейцев, в состав которого вошли руководители министерств и ведомств, по отношению к индейцам, и представители коренного населения.

Впервые в истории индейцы были допущены к разработке непосредственно касающейся их политики

Создание подобных государственных органов свидетельствует о двух важных тенденциях в действиях американского руководства в отношении выходцев из других стран и коренного населения:

1) признание правительством необходимости оказывать помощь этническим группам для сохранения и развития их культурного наследия и повышения их статуса в американском обществе;

2) удовлетворение социально-культурных запросов этнических групп в целях снижения межнациональной напряженности, не подрывая основ существующего общественно-политического устройства страны

Открытое американское общество сегодня - это, в первую очередь, растущее этническое разнообразие и гибкая политика государства, оберегающего единство американской нации

Это стратегия не запретов и ограничений, но гибких мер по объединению различных этнических общин в единую нацию с помощью четких и в тоже время лояльных законов, а так же культурно-образовательных программ

Это использование огромного потенциала этнических организаций, их методов и подходов при разрешении конфликтных ситуаций

Американское руководство признает, что в основе этнополитики государства должно лежать взаимное уважение и лояльность.

Иммиграционная политика должна быть основана на национальных интересах, но иммигранты должны быть приняты в качестве полноправных участников процесса общественного развития Америки

Опыт США в области государственного управления этнических конфликтов и защиты прав меньшинств носит положительный характер и в определенной степени может быть применим в условиях Российской Федерации с учетом особенностей ее исторического развития

Руководство страны осознало значимость этнического фактора в жизни единой американской нации

Об этом говорят не только многочисленные государственные и общественные организации, поддерживаемые правительством, но и призывы руководства страны

Б. Обама: «Нас много, но мы должны быть едины».

Распределение населения США по расам и этническим группам, по данным переписей 1990 и 2000 годов

Указали расу 2000 (%) 1990 (%)
Белые 75,1 80,3
Афроамериканцы 12,3 12,1
Индейцы (народы Аляски) 0,9 0,8
Народы Азии 3,6 2,8
Китайцы 0,9 0,7
Филиппинцы 0,7 0,6
Индийцы 0,6 0,3
Корейцы 0,4 0,3
Вьетнамцы 0,4 0,2

Испаноговорящие мексиканцы и латиноамериканцы причисляют себя к белым

Доля испаноговорящих американцев быстро увеличивается - с 6,4% в 1980 году до 9,0% в 1990 году и 12,5% в 2000 году - за счет значительного миграционного притока и более высоких коэффициентов рождаемости

Доля чернокожих американцев росла незначительно (с 11,5% в 1980 году до 12,1% в 2000 году), в результате чего они стали "вторым меньшинством" после испаноязычных американцев

Быстро увеличивается доля американцев азиатского происхождения - 1,6% в 1980 году, 2,8% в 1990 году и 3,7% в 2000 году

Доля индейцев остается практически стабильной - около 0,7%.

Растущее расово-этническое разнообразие американского населения особенно заметно по молодежи

Примерно 40% населения моложе 18 лет - американцы африканского, азиатского, латиноамериканского или иного происхождения и только 60% - белые нелатиноамериканского происхождения

В 18 штатах белые нелатиноамериканского происхождения составляют менее половины населения моложе18 лет, а в Калифорнии - менее половины всего населения

Под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" этнического пространства, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др.

Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов", куда "стопроцентному" американцу хода не было и куда он не стремился

Чайнатаун стал поворотным пунктом в формировании американской «нации»

В государстве, где основными государствообразующими элементами были территория, захваченная по праву сильного, а не "исконная", и язык, – начали возникать места (причем достаточно плотно населенные), где владеть английским стало совершенно необязательно

Фактически это стало зримым свидетельством того, что "плавильный котел" уже не справляется с теми, у кого этническая доминанта в самоидентификации выражена сильно

В чайнатаунах постепенно начала воссоздаваться традиционная социальная структура китайского общества с присущими ей особенностями (конфуцианство, культ формальных и неформальных начальников, приоритет соплеменников, замкнутость, наконец криминальные "триады"), которые совершенно не вписывались в американскую систему

Никто никогда не слышал о победах полиции или ФБР над китайской, японской, бирманской, корейской или вьетнамской мафией

Интегрироваться в эти мафии и выявить, как они действуют, нельзя: для этого надо быть не американцем, а японцем, китайцем, бирманцем, корейцем или вьетнамцем

О. Тоффлер прогнозирует предстоящий раскол Америки или приобретение ею азиатского оттенка: «Теперь мы во всей большей степени азиатизируемся. И если стране и суждено остаться единой, это единство, вероятно, будет иметь азиатский оттенок».

Профессор университета штата Индиана Д. Шляпентох: «Давно собирался вам описать такую занимательную сторону этой страны, как ее этнос. Замечу прежде всего, что здесь и сейчас нет ощущения, что вы в стране с четко выраженным господствующим этническим большинством.

Вряд ли даже самый дотошный и уверенный в своей правоте исследователь найдет доказательства того, что ВАСП (WАSР – белый англосакс и протестант) имеет какие-то видимые преимущества.

Более того, в условиях, когда в стране каждое этническое меньшинство буквально снедаемо националистическими чувствами и культивирует свои традиции и свою культуру, белые иногда выглядят растерянными

Странное их положение стало особенно очевидным на фоне так называемого специального законодательства, предписывающего университетам и руководителям учреждений и бизнеса принимать на работу в первую очередь небелых

В связи с этим возникла полемика об обратной дискриминации, имели место судебные процессы, затеянные оскорбленными белыми

Нынешняя администрация пытается ослабить эту практику, равно как и принудительное объединение детей в общих школах, что, однако, вызывает яростные протесты.

Так что возможности консерваторов весьма ограничены, хотя их и нельзя недооценивать

Налицо растерянность белых

И действительно, этнический вопрос в Америке остается одним из центральных»

И вместе с тем в Америке проявляется терпимость в расово-этнических отношениях

Американцы с уважением относятся к своей истории, превозносят свой национальный характер, проявляют верность своему национальному государству

В процессе политической социализации дети и молодежь воспитываются в духе патриотизма, они изучают национальные символы, лозунги и символы – клятву верности флагу, национальный гимн, национальных героев, национальные праздники и пр.

В результате большинство молодых людей после окончания начальной школы обладают чувством национализма и идеализированным образом американского государства

Исследования расово-этнических процессов, протекающих сейчас в Америке, свидетельствуют об усилении тенденции к этнической разобщенности

Разделение белых и черных в Америке начала XXI в. наблюдается повсюду: белые не посещают те кинотеатры, в которые ходят черные, в университетских кампусах белые и черные студенты держатся обособленно, даже на стадионах во время спортивных состязаний черные и белые садятся отдельно

Лишь 5% на вопрос "Каково Ваше этническое происхождение?" ответили, что они просто "американцы", тогда как остальные отнесли себя к одной из выявленных переписью 215 этнических групп.

Крупнейшими этническими группами являются, в порядке убывания,

немецкая,

ирландская,

английская и

афро-американская,

каждая из которых насчитывает свыше 20 млн. человек

За ними следуют семь групп –

итальянская,

мексиканская,

французская,

польская, коренных американцев, голландская, шотландско-ирландская, численностью свыше 6 млн. человек каждая. затем идут 28 групп численностью свыше 1 млн. каждая.

За последнюю четверть века США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени окончания первой мировой войны массовой иммиграции. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов

Число осевших нелегалов не поддается точным подсчетам, но также измеряется миллионами

Естественным следствием явилось неуклонное увеличение доли прироста населения за счет иммиграции

Соответственно растет и доля населения, родившегося вне США: в настоящее время она составляет 8,7%, или около 20 млн. человек

В связи с принятым в 1965 г. нового иммиграционного закона по идеологическим соображениям изменились количественные и качественные параметры иммиграции.

До его принятия более 70% виз шло эмигрантам из Англии, Ирландии и Германии, по сравнению с 1% для Африки и 2% для Азии

Закон 1965 г. привел к самому крупному после рубежа столетий притоку иммигрантов, большинство которых оказались латиноамериканского и азиатского происхождения

В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры (компактные районы проживания, где данная группа составляет 35% и выше) небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.)

Испаноязычные составляют сегодня 28% населения штата Техас, 31% населения штата Калифорния.

Подобного рода тенденция просматривается и в случае концентрация выходцев из Юго-Восточной Азии и с островов бассейна Тихого океана на Западном побережье

В результате территориальной концентрации меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.)

Непредсказуемы и последствия происходящего замедления ассимиляционного процесса

Иммигранты вливаются в родственные им принимающие группы с их самобытной культурой, значительно отличающейся в своих жизненных ориентациях и установках от общенационального стандарта

Этот процесс показывает замену "плавильного котла" мозаикой расово-этнических общин, или "миской салата".

О сегментарном характере ассимиляции свидетельствует и чрезвычайно низкий процент расово смешанных браков

Согласно данным последней переписи, лишь 2% браков белых были смешанными – с испаноязычными или небелыми

Среди афроамериканцев только 4% вступали в брак за пределами своей группы (6% мужчин и 2% женщин), а 70% родившихся в США испано-язычных женаты на испано-язычных, в большинстве случаев – выходцах из той же страны

Две трети азиатов женаты на азиатках

Особенно эндогамны японцы

Согласно концепции "миски салата" в Америке существует в этническом пространстве белого англосаксонского населения этнические вкрапления.

Число их значительно выросло в результате совмещения таких потоков иммиграции, как "новейшие русские" с криминальным уклоном, "латинос" – выходцы из Латинской Америки и представители Юго-Восточной Азии

В Америке уже есть не только «чайнатауны»

Есть нью-йоркский Южный Бронкс, где говорят только на испанском

Мэр города Майами, облюбованного "новыми русскими" и московской богемой, Мэнни Диас изъясняется по-английски с большим трудом.

В Калифорнии есть предприятия, которыми владеют китайцы и где работают только китайцы

Белый "средний класс" постепенно вытесняется корейцами из наиболее престижных районов Лос-Анджелеса.

Половина офицеров погранконтроля в аэропорту Сан-Франциско – азиатского происхождения

Российская «братва» избивает негров в Гарлеме, а негры вытесняют евреев из Бруклина

Но самое главное, что никто из этих людей не собирается становиться американцем: а зачем, они и без этого пользуются всеми благами

Такого рода фрагментация национальной идентичности приводит к напряженности из-за разнонаправленности групп интересов и давления на процесс принятия решений – ведь каждая из этнических групп проявляет интерес к родине своих предков и стремится ей помочь

Активизировалась деятельность ирландского, еврейского, армянского, греческого, прибалтийского, украинского, белорусского, африканского лобби.

С. Хантингтон требует "контроля за иммиграцией из незападных обществ" и "обеспечения ассимиляции в условиях западной культуры принятых в общество иммигрантов"

Ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса

Дешевый труд иммигрантов приносит стране ежегодно около 10 миллиардов долларов

Экономическая выгода от дешевого труда иммигрантов, подкрепляющего могущество Америки, в итоге может обернуться ее слабостью – страна может потерять свое единство, ибо возрастание числа иммигрантов отнюдь не способствует целостности Америки

Сейчас в американском обществе выделяется четыре категории иммигрантов:

1) сохраняющие свою культурную самобытность и осуществляющие повседневную деятельность в своих этнических группах (тотальная идентичность),

2) сохраняющие свою этничность избирательно, живущие в своих этнических группах, но находящиеся в коммуникации с общим стилем жизни (частичная идентичность),

3) неприсоединившиеся к какой-либо этнической группе, часто относящиеся к миру науки, масс-медиа и искусства (неприсоединенные),

4) не идентифицирующие себя с какой-нибудь единственной этнической группой, ибо родились в межнациональных семьях (гибриды).

С. Хантингтон «Кто мы есть: вызовы американскому национальному самосознанию»

Растущий поток иммиграции из Латинской Америки в США представляет реальную угрозу, поскольку рано или поздно разделит страну на два враждующих лагеря

Хантингтон призывает США признать этот факт, снять с себя титул нации-миссионера и заняться решением собственных внутренних проблем и противоречий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
США как мировой центр политической и экономической силы | Региональная политика США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.